Также в том материале эксперты заявили, что ссылки на экономию бюджета при строительстве частного крематория в Архангельской области весьма сомнительны.
Сегодня мы готовы представить вашему вниманию иное экспертное мнение.
В частности, эксперты полагают, что решение мэрии Архангельска по выделению финансирования для отсыпки территорий действующих кладбищ, а также о начале финансирования строительства крематория являются актуальными, взвешенными и продиктованы крайней необходимостью решения проблем с оказанием ритуальных услуг населению города.
В настоящее время на территории муниципального образования «Город Архангельск» существует в установленном законом порядке 11 кладбищ, для текущего содержания которых сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет 15 земельных участков.
При этом большая часть кладбищ закрыта для захоронений, а действующие кладбища по состоянию на данный момент практически полностью исчерпали свои ресурсы, поскольку кладбище «Южная Маймакса» заполнено на 99,77 %, кладбище «Валдушки» заполнено на 99,18 %, кладбище «Кегостровское» на 99,18 %.
Всего на данный момент свободно 1651 квадратный метр площадей для производства захоронений. При этом статистика смертности по городу Архангельску составляет в среднем 4 470,00 человек в год (по данным 2010–2012 годов). Если учесть, что на одну могилу приходится пять квадратных метров земли, то следует вывод: на данный момент имеется возможность для захоронения 254 тел умерших. Этого хватит максимум на полгода.
Следует учесть также и возросшее в последнее время количество самовольных захоронений, увеличение претензий со стороны граждан по вопросам оказания ритуальных услуг и содержания кладбищ.
Исходя из вышеизложенного, следует однозначно констатировать, что иного выхода для решения проблемы, нежели отсыпка дополнительных участков на действующих кладбищах, на настоящий момент не существует.
Непринятие своевременных мер прямо повлияет на социальную обстановку в городе, граждане обвинят муниципальную власть в неспособности решать их насущные проблемы. Формирование же новых кладбищ, осуществление перевода земель из одной категории в другую, формирование необходимого пакета документов и согласований различных контрольных инстанций в связи со спецификой объекта может занять значительное по продолжительности время и не обеспечить своевременное решение проблемы.
***
Актуальным в этой ситуации является строительство муниципального крематория как возможности предоставления населению ритуальных услуг при возможности сокращения земель, отведенных под захоронения. Поскольку возникает возможность строительства колумбариев («стен скорби») на уже закрытых кладбищах, в том числе в черте города, так и земли в случае захоронения урны с прахом требуется всего один квадратный метр (по нормативам).
Вопрос строительства крематория возник не сиюминутно. Необходимость его существования обсуждалась с советских времен, вопросы его непосредственного строительства обсуждались на градостроительной комиссии еще в 2004 году.
При этом строительство крематория необходимо осуществлять исключительно силами мэрии, в силу специфичности данного объекта и большого количества вопросов, возникающих с эксплуатацией данного объекта.
Это основано на том, что законодательством, как федеральным, так и муниципальным, функции организации захоронений, содержания мест захоронений непосредственно отнесены к ведению муниципальной власти, и никого более. При этом крематорий не просто обычный объект, предназначенный для оказания услуг населению.
Во‑первых, это объект повышенной промышленной опасности. Во‑вторых, это объект особой социальной направленности. В‑третьих (что очень важно), это объект, которой может быть использован в преступных целях (о чем свидетельствует криминальная практика по России), а обеспечение и охрана общественного порядка и защита граждан от преступных посягательств также являются неотъемлемой функцией муниципальной власти.
***
В свете вышеуказанного непонятно, о строительстве какого «областного» крематория идет речь, если об этом заявляется частным лицом (ЗАО «Память»). Строится частный крематорий на территории Архангельской области. Но строительство частного крематория на территории области не снимает с мэрии обязанностей по организации мест захоронения и ответственности за неисполнение этой обязанности.
Обращают на себя внимание следующие факты: во‑первых, крематорий строится на территории Приморского района и с разрешения администрации Приморского района, при этом земельный участок был выделен с нарушением закона, о чем имеется решение Октябрьского районного суда.
Как нам известно, представители данной частной организации при заключении договора на приобретение кремационного оборудования прямо потребовали от поставщика включения в договор поставки пункта о невозможности поставки аналогичного оборудования кому бы то ни было на территории Архангельской области, т. е. постарались препятствовать строительству муниципального крематория, что также является противозаконным.
Во‑вторых, строительство частного крематория не уменьшит в будущем затраты муниципальных бюджетов на оказание ритуальных услуг населению, а может прямо увеличить их, поскольку даже построенный частным инвестором крематорий должен содержаться и функционировать за счет муниципалитета. И в этом случае функции контроля не могут быть осуществлены, поскольку тарифы и расценки будет определять частное лицо, а расходы нести муниципальные органы.
В данном случае речь идет не о МО «Приморский район», а о мэриях Архангельска, Новодвинска и Северодвинска, которые, к слову сказать, также не поддерживают строительство «областного центра кремации» частным ЗАО «Память» с уставным капиталом в 10 000 рублей.
С учетом вышеизложенного только мэрия города Архангельска как самого крупного муниципального образования на территории Архангельской области может и должна выступать инициатором строительства крематория, как в интересах граждан, так и в интересах соблюдения федерального законодательства.
«Информационная атака», которая организована людьми, видимо близкими к ЗАО «Память», основана на умышленном искажении норм действующего законодательства в части ответственности муниципальных образований и рыночных отношений: ритуальные услуги безусловно являются рыночными, но вот организация и содержание мест захоронения – это исключительно вопрос местного значения, решение которого не может быть передано никакой частной организации.
Материал предоставлен общественно-политической газетой «Правда Северо-Запада», опубликовано от 18.12.2013
На фото: крематорий в Нижнем Новгороде
Фото с сайта yabaldey.ru