Он какой-то военный — в смысле, слишком дисциплинированный. У Годзиша никакого гламура. Совсем никакого. Он на всё отвечает серьёзно, только в рамках компетенции, правильно. Располагает, что Годзиш не врёт — он прямо признает, если в чем-то плохо разбирается.
Утомляет его технократическая направленность — что верит он больше не ощущениям,а аналитике,которая не всегда бесспорна. Он интеллектуал — это бесспорно,но несколько замкнут. Возможно — это рамки обязательств. Он остроумен,но по-северодвински. А ментальность жителей Северодвинска -она несколько иная,чем ментальность архангелогородцев.
Годзиш — игрок комнады,которая поставила его на этот пост. Верный,честный игрок,но команды. Какой команды - понятно,но Годзиш в этом не признается,даже если его будут пытать.
Годзиш - полный антипод Павленко,Донского и даже Нилова (предыдущих мэров Архангельска). Не понятно пока — это хорошо,или плохо. Просто это так.
Он опрятен,подтянут. Но слишком правильный,чтоб его воспринимать реальностью. Трудно представить его,например,«под мухой». Опять-таки, трудно сказать — это хорошо,или плохо. Ибоизвестно - кто на Руси не пьёт…
Импонирует,что Годзиш отвечает на все вопросы без предварительного согласования. На любые вопросы. И нет даже попытки как-то подкорректировать итог…
Далее,полная(с лёгкой литературной обработкой) стенограмма встречи Игоря Годзиша с журналистами и главными редакторами архангельских СМИ…
Игорь Годзиш — глава МО «Город Архангельск»
- Я предлагаю поговорить на темы,интересные всем.
Журналист Светлана Лойченко (издание не представила):
- Должность мэра — это,на мой взгляд,некое состояние. Это хозяин города в прямом и переносном значении. Вы ощущаете себя хозяином,градоначальником?
Игорь Годзиш:
- Я, честно говоря, не очень понимаю, что означает чувствовать себя градоначальником. На каждом месте ты отвечаешь за тот участок, который тебе достался.
Город для меня — точно такой же фронт, как и те, на которых приходилось в свое время работать.
Надеюсь, что если встряхну головой, корона с меня не упадет.
Илья Азовский:
- Вы употребили слово«фронт». Вы ощущаете себя на фронте? То есть,как на фронте все предельно просто: вот враг,надо стрелять,не время разговаривать.
Игорь Годзиш:
- Нет, это не тот фронт, где люди делятся на врагов и союзников.
Что такое город в моем понимании? Это совокупность интересов, и не факт, что они у всех совпадают.
Условно говоря, кто-то считает, что к его дому надо построить дорогу, кто-то считает, что надо строить не дом, а благоустроить улицу, третий говорит: да бог с ним, с домом или дорогой, у меня вода плохая.
Это говорит о том, что городу есть куда развиваться. И когда смотришь с вершины пирамиды, понимаешь, что нужна такая совокупность, которая устроила бы всех.
Илья Азовский:
- На днях на встрече с детьми вы сказали,что,будучи мэром,за лето прочитали 12 томов Дюма…
Игорь Годзиш:
- Нет, это я в молодости…
Илья Азовский:
— Я видел сюжет«Поморья» где сказано было,что за это лето.
Игорь Годзиш:
— А еще я говорил о «Волшебнике Изумрудного города». Я просто рассказывал, что меня интересовало тогда, какие книги читал, какие образы были для меня ключевыми. В детстве мне нравился Чиполлино, потом перешел к Волшебнику Изумрудного города и прочитал все, что смог найти.
Потом — Дюма, за лето прочитал все 12 томов, которые были в библиотеке имени Гоголя в Северодвинске. Это был страшный дефицит, а летом все разъезжались, и можно было взять том за томом.
Леонид Черток — главный редактор «Руснорд»
- А сейчас когда последний раз книгу в руки брали?
Игорь Годзиш:
- В основном теперь приходится читать бумаги четвертого формата.
Леонид Черток:
- Что бы хотели почитать сейчас? «Преступление и наказание»?
Игорь Годзиш:
- Я бы с удовольствием перечитал «Идиота». Знаете почему? Посмотрел кино и понял, что мое ощущение от прочитанной книги было другим. Хотя, конечно, актеры играли великолепно.
Сергей Николаев — директор филиала ВГТРК - Архангельской телерадиокомпании «Поморье»:
- У меня два вопроса,один мой,другой от жителей. Первый касается ГТРК«Поморье».
2 декабря был показан репортаж о маршруте 15-у,и в ходе его один из ваших сотрудников сказал,что маршрут не закроют,более того,добавят две машины.
А потом жители звонили нам и сообщали,что маршрут закрыли и островитяне теперь не могут доехать до города.
Игорь Годзиш:
- Вначале несколько слов о самой системе пассажирского транспортного сообщения.
Во второй половине 2016 года питерский научный институт проводил исследование транспортного потока, потом мы вместе с ассоциацией транспортников собирались. По результатам исследования были предложены радикальные изменения, и они встретили резкое неприятие со стороны перевозчиков. Документ обсуждается. Точка пока не поставлена.
По маршруту 15-у: это один из убыточных маршрутов, сейчас мы разрешили другим маршрутам, идущим транзитом мимо, чтобы они заходили на остров, забирали пассажиров. Рассматривается вопрос о создании нерегулируемого маршрута, в дополнение к регулируемому основному.
Сейчас все в стадии обсуждения. Позиция перевозчиков: ничего не менять, закупить большие автобусы и пустить по существующим маршрутам.
Сергей Николаев:
- Я к тому,что мы пообещали людям,что все будет хорошо,а автобус перестал ходить.
Игорь Годзиш:
- Пока вопрос решался, возник разрыв в движении автобусов. Скоро проблема будет снята.
Илья Азовский:
- Вы упомянули исследование транспортного потока,за которое питерскому институту заплачено шесть миллионов рублей.
Во-первых, по-моему, шесть миллионов — это астрономическая сумма для нашего города. Во-вторых, почему питерский институт? Почему не САФУ?
Игорь Годзиш:
- Никто ничего просто так не отдавал, был объявлен конкурс. Никто не мешал САФУ, да и любому научному учреждению, заявиться на этот конкурс. Питерцы заявились и выиграли конкурс.
А к тому, что исследование проводилось в течение полугода: проводились масштабные замеры, устанавливались счетчики, в общем, работа проделана большая. Я в этом сам убедился: проехал по маршрутам, посмотрел: действительно стояли люди, фиксировали пассажиропоток.
Когда мы посмотрели результаты исследования и их предложения, возникла мысль их опубликовать. Предложения весьма радикальные: необходимо менять половину перевозок, 22 маршрута остаются неизменными, все остальные менять в корне.
Но потом решили обсудить со специалистами, стоит ли так вот, с головой, кидаться в этот омут. Думаю, что даже если мы решим ввести эти изменения, они будут проводиться поэтапно. Аргумент перевозчиков, и тут я с ними согласен: люди привыкли к существующим маршрутам, и так резко все менять не следует.
Надо сначала обсудить с людьми, и если они одобрят, то все равно менять систему поэтапно.
Не представившийся журналист:
- А сколько всего маршрутов в городе?
Игорь Годзиш:
- На сегодняшний день — 44.
Не представившийся журналист:
- То есть меняться будет половина?
Игорь Годзиш:
- Нет, таковы предложения института — исходя из экономической целесообразности, с учетом того, что есть дублирующие маршруты, когда по параллельным улицам идут два маршрута и везут практически одних и тех же пассажиров.
А потом мы слышим предложения транспортников о повышении тарифа до 35 рублей.
Не представившийся журналист:
- Учитывалась ли пропускная способность улиц?
Игорь Годзиш:
- Учитывалась, особенно в части, касающейся большегрузного транспорта. Было такое намерение, как в других крупных городах, запретить въезд большегрузов в центр города.
Это в первую очередь касается торговых сетей: приезжают большие фургоны, давят бордюры, разрушают газоны во дворах и так далее. Крупные торговые центры появляются за пределами городской черты не потому, что владельцам так захотелось, а потому, что въезд большегрузов в центр закрыт.
И нам предстоит решать этот вопрос. И другая сторона этой проблемы — строительство новых магистралей.
В свое время обсуждался вопрос о строительстве дороги напрямую от Кузнечевского моста до Талаг, с прямым выходом на Объездную. Это перспектива для города — вывести часть большегрузного транспорта за городскую черту. Пока не знаю, насколько это экономически целесообразно.
Сергей Николаев:
- Следующий вопрос. Вы руководите городом уже больше года. У меня сложилось ощущение,что вокруг вас собрались специалисты. И вместе с тем команды единомышленников как таковой нет. Возможно,это лишь мое субъективное суждение. Будет ли что-то меняться в схеме управления городом в плане создания команды?
Игорь Годзиш:
- В чем-то вы правы, и команда будет меняться в ближайшее время.
Илья Азовский:
- Если я не ошибаюсь,в департаменте городского хозяйства появились 25 новых сотрудников. Это в рамках реформирования системы городского хозяйства?
Игорь Годзиш:
- Мы 52 рабочих места сокращаем. Там в основном внутренние перестановки. Департамент городского хозяйства разделяется, департамент строительства будет подчинен другому заместителю — по экономике и финансам.
В отдельную структуру выделяется управление по дорогам. Штатная численность при этом не растет. Администрация сокращается на 52 единицы. И с учетом тех, кто выйдет на пенсию, сокращение составит порядка 80 человек.
Илья Азовский:
- И администрация области объявила о сокращении,и сейчас вы тоже говорите о сокращении штата. Всегда интересно наблюдать,во что это выльется практически.
В советские времена в здании горисполкома на площади Ленина располагались и горсовет,и куча всяких предприятий… Сейчас муниципальные управления занимают множество зданий по городу,горсовет переехал в отдельное здание.
Как практически будет выглядеть ваше сокращение? Освободятся кабинеты,столы?
Игорь Годзиш:
- Кабинеты или столы не то чтобы освободятся, а людям станет просторнее. И часть подразделений постараемся перевести на одну площадку — на Ленина, 5.
Есть идея консолидировать ряд департаментов, и будет еще одно помещение, на первом этаже, где вход в столовую — там будет «единое окно».
Леонид Черток:
- Предположим,вам предложили перейти в федеральную структуру. Кого бы вы предложили оставить вместо себя?
Игорь Годзиш:
- Ну это вообще-то провокация :)) А если честно, я бы предложил господина Шапошникова.
Илья Азовский:
- Когда вы выдвигали свою кандидатуру на пост главы муниципального образования,губернатор,представляя вас,говорил о 10 процентах областного бюджета(без НАО) на нужды города как областного центра. Это примерно 750 миллионов — миллиард рублей. Где они?
Игорь Годзиш:
- Скоро подсчитаем, я жду второго чтения. Не очень хорошо, что не получилось свести в отдельную программу развитие Архангельска как административного центра. Но в целом пока цифры приближались именно к 700 миллионам.
Но именно второе чтение будет ключевым с точки зрения внесения поправок и принятия решения по факту.
Мы со своей стороны все, что обещали, выполнили. В городском бюджете, подготовленном ко второму чтению, софинансирование — 165 миллионов. Это и благоустройство, и строительство, и проектирование.
Илья Азовский:
- То есть 750 миллионов из областного бюджета город получит,но это будет разбито по нескольким статьям?
Игорь Годзиш:
- Не по статьям. По нескольким государственным программам. Но по некоторым важным объектам, таким, как перинатальный центр, муниципального участия нет.
Илья Азовский:
- 10 процентов — не мало? Ведь Архангельск дает в областной бюджет,опять же без НАО,около 50 процентов доходов.
Игорь Годзиш:
- Оценки разнятся, но порядка 20 миллиардов рублей — то, что собирается в виде налогов в городе Архангельске. Понятно, что Архангельск — это финансовый центр, как Москва в целом по России.
Часть сырья добывается в области, а перерабатывается в Архангельске, например. Конечно, лучше, чтобы у нас перерабатывалось больше сырья.
Илья Азовский:
- А смысл наращивать? Все равно больше 10 процентов не дадут.
Игорь Годзиш:
- В любом случае, чем больше здесь производств, чем больше предприятий, тем больше мы получаем НДФЛ.
И второе: наши люди заняты. И возникает самозанятость.
Илья Азовский:
- Что касается самозанятости: на предыдущей сессии гордумы принято решение о повышении налога для типично предпринимательского бизнеса: кафе, ветеринарных клиник, парикмахерских. Эти виды деятельности требуют наибольших вложений и несут наибольший риск. Вы считаете это решение правильным?
И вы говорили в своем интервью мне, что если будут жалобы от предпринимателей, вы будете пересматривать решения. Как думаете, будут жалобы?
Игорь Годзиш:
- Пока жалоб нет. Наши предприниматели,если видят угрозу для себя,не ждут платежки по налогам,они говорят о своих рисках и выходят с инициативой.
Денис Горин — главный редактор «Правды Севера»
- Давайте немного разрядим обстановку. В Северодвинске уже поставили елку. Сейчас такая погода хорошая,новогодняя…
Игорь Годзиш:
- На Чумбаровке елка уже есть.
Денис Горин:
- А городская,в центре?
Игорь Годзиш:
- На следующей неделе займемся.
Илья Азовский:
- А зачем все урны на набережной убрали?
Игорь Годзиш:
- Я думаю, это чтобы ничего не мешало механизированной уборке. Как обычно, делают одно доброе дело, губят другое.
Илья Азовский:
- Сегодня смотрел сюжет в «Поморье» про новые люки. Зачем в Челябинске заказывать новые люки с символикой города? Что,раньше люки были неопознаваемые?
Игорь Годзиш
- Да, раньше водопроводные люки были неопознаваемые, но дело не в этом. Сейчас люки не заменяются так — старые, но пригодные, на новые. Новые люки ставятся в тех местах, где они разрушены или отсутствуют.
И нынешние люки — это такие же деньги, только с гербом и под замком. И они менее привлекательны с точки зрения похитителей металла. И они под замками. Хоть какая-то гарантия, что его не откроют, не сдвинут даже при механической уборке улицы.
Алексей Морозов — главный редактор «Двины информ»
- В продолжение вопроса. Сейчас обсуждается предложение«Водоканала» о реконструкции сетей за счет концессии.
Будут ли у мэрии какие-то меры воздействия на предпринимателей,чтобы все было в рамках закона,чтобы все было на пользу города и горожан?
Игорь Годзиш:
- Пока вопрос концессии только обсуждается. Далее, мы — муниципальное образование, и функции водоснабжения и водоотведения остаются у нас, надзор муниципальный — у нас, жилищная инспекция как орган государственного контроля и надзора остается.
Илья Азовский:
- Вы постоянно встречаетесь с губернатором. Как думаете,какое будет принято решение о повышении тарифа на водоснабжение и водоотведение?
Игорь Годзиш:
- Думаю, что вы скоро получите информацию по этому поводу. В понедельник будет подготовлен документ, какое повышение тарифа, в каком временном промежутке предполагается сделать. Нам документ придет на согласование.
Пока я документ не видел, поэтому воздержусь называть конкретные цифры. Могу лишь сказать, что решение будет не таким жестким, каким могло бы быть, если бы было принято предложение «Водоканала».
Илья Азовский:
- А кто будет концессионером?
Игорь Годзиш:
- Я надеюсь, что будет серьезный конкурс. На сегодня интересуются даже иностранные компании, в частности, израильские.
Пока заявок конкретных нет, но интересовались «Лидер», «Росводоканал», несколько частных структур, включая частных предпринимателей, а также иностранцы.
Илья Азовский:
- В планах«Водоканала» — реконструкция водоснабжения. Но ведь трубы все менять не будут,а они грязные,значит,все равно горожане будут получать грязную воду.
Дальше. Не получится ли так,что мы,горожане(нас объявят инвесторами) скинемся,а концессионер будет только на бумаге,и полноценной реконструкции не будет?
Игорь Годзиш:
- Сегодня у «Водоканала» есть инвестиционная программа, не такая масштабная, как в концессии. Они и сами могут это делать, но для начала все равно надо подписать мировые соглашения, реструктуризировать задолженнности — накопившиеся полтора миллиарда рублей, чтобы не было риска изъятия этих денег со стороны кредиторов.
Так что даже если и не будет предложений со стороны, мы все равно будем этим заниматься.
Илья Азовский:
- Мировые соглашения подписаны?
Игорь Годзиш:
- По крайней мере, переговоры с кредиторами «Водоканала» показали готовность к мировому соглашению, но только если они поймут, что есть реальные источники восполнения средств.
Илья Азовский:
- Сегодня источники средств — только городской бюджет и карманы горожан. А нельзя ли наоборот:сначала найти инвестора,а потом строить планы по реконструкции?
Игорь Годзиш:
- Вы знаете, что такое самоокупаемость. Представьте, вам говорят: есть убыточный актив, вы его заберите, а мы вам потом, может быть, поможем заработать деньги: возможно, поднимем тарифы, дадим какие-то гарантии, еще что-нибудь пообещаем. Кто на это пойдет?
Алексей Морозов:
- Но это социально значимый объект!
Игорь Годзиш:
- Мы говорим не о социальной значимости, а о предпринимательском подходе. Должна быть выстроена четкая финансовая модель, что эта деятельность окупится.
Я недавно вернулся из Оулу, посмотрел, как это делается у них. Там всю систему водоснабжения обслуживает 115 человек. А у нас — почти 900.
Сергей Николаев:
- А сколько человек работает в тамошней городской администрации?
Игорь Годзиш:
- Здесь нам тоже есть над чем работать. Но там тоже не так уж мало чиновников. Просто у них другая система управления.
Сейчас у них идет реформа представительной власти. Собираются вновь создать региональный парламент, избрать туда 68 человек, соответственно, появятся региональные власти, которые будут эти решения курировать.
Возвращаясь к «Водоканалу», отмечу: они понимают, что вопрос экономической эффективности — один из первоочередных. Думаю, что «Водоканал» как акционерное общество должен публиковать данные о своей экономической деятельности.
Илья Азовский:
- Люди в комментариях задают вопросы: где взятые в ЕБРР кредиты,куда они пошли?
Игорь Годзиш:
- На эти вопросы отвечали уже неоднократно. Было две истории — грант и кредит. Было 12 позиций, которые должны быть выполнены, стоимость их составляла около 2 миллиона евро. Потом количество позиций сократилось до четырех, из них выполнено три. Водовод остается незавершенным, средств «Водоканала» на завершение строительства не было.
Сейчас «Водоканалу» на текущую деятельность нужно 20 миллионов рублей. В январе я сам искал бензин и дизельное топливо, чтобы заправить машины «Водоканала», чтобы они могли выйти на линию.
Сейчас ситуация другая.
Илья Азовский:
- Когда будут подписаны мировые соглашения с кредиторами?
Игорь Годзиш:
- Когда кредиторы увидят, что финансовая ситуация меняется. Мы встречались со всеми, и с банками, и со сбытовыми компаниями, и с СЦБК, у которого очистные сооружения. Они говорят, что должны понять, каков источник финансирования по возврату средств.
На первом этапе — 286 миллионов, которые «Водоканал» должен бюджетам разных уровней, и дальше уже расписаны на 10 лет выплаты кредиторам.
Илья Азовский:
- Так как насчет окончательной очистки воды?
Игорь Годзиш:
- Пока проектной документации нет. Они хотят ввести окончательную очистку перед потребителем. Это будет сделано, потому что сейчас очистные — очень затратные. Там тоже предстоит модернизация, потому что сейчас используются технологии сорокалетней давности.
В целом, вот что будет предметом концессии: качество воды, количество потерь, затраты электроэнергии. Этого надо достичь, торгуясь от предельной цены на понижение и с учетом сроков на выполнение работ.
Денис Горин:
- Следующая тема: железнодорожный мост. Каковы перспективы,состояние его и так далее?
Игорь Годзиш:
- Мост находится в собственности двух субъектов — РЖД и город. Рассмотрен проект реконструкции спуска-подъема, проведено обследование на прогиб балок с использованием 25-тонных машин, прогиб в пределах допусков.
Выяснилось, что нужны довольно небольшие ремонтные работы, мы порадовались, что не потребуются многомиллионные затраты.
РЖД будет ремонтировать подъемную часть — предстоит замена роликов, мы бы хотели совместить эти работы с ремонтом спуска-подъема, поэтому сроки ремонта, который будем делать мы, зависят от сроков ремонта РЖД, когда они будут решать перекрыть мост для ремонта подъемной части.
Денис Горин:
- Говорят,что мост могут закрыть на год. Это правда?
Игорь Годзиш:
- Было совещание, которое проводил руководитель департамента федерального Минтранса, представитель РЖД говорил, что проектная документация будет готова примерно к 2020 году, и от результатов их обследования бетонных конструкций будет зависеть срок, когда можно будет работать. Если понадобится замена самих опор, то это может занять до полутора лет.
Илья Азовский:
- То есть до 2020 года мост не будет закрыт?
Игорь Годзиш:
- Пока у них (РЖД - прим. ред) нет проектной документации, нет необходимости этим заниматься. Да и наличие проектной документации не гарантирует, что будет финансирование со стороны РЖД. То есть: сначала проект, потом — решение о финансировании, потом все остальное. Я так думаю, что раньше 2020 года никакого решения не будет принято.
И если они со своими работами будут уходить очень далеко, то нам придется делать их раньше. Потому что балки изнашиваются, и тогда понадобится более серьезный ремонт.
Денис Горин:
- Недавно к нам приезжал полпред президента Цуканов,и перед ним предстала довольно радужная картинка: дома для переселения из ветхого жилья готовы,все хорошо. Но мы знаем,что есть недостроенные объекты,например, на Доковской и в Цигломени.
Каковы перспективы здесь? И еще: вопрос по морскому-речному вокзалу. Строительная конструкция,терминал непонятного назначения там — его будут сносить или достраивать?
Игорь Годзиш:
- Сначала по домам. Мы пытались решить проблему со следственными органами по разблокированию строительства на Доковской и в Цигломени: дело в том, что эти дома являются доказательствами в следственном процессе.
Сначала нам обещали решить вопрос, но потом получили официальный отказ: пока не будут завершены следственные мероприятия, они нас туда не пустят. А дома, особенно на Доковской, чем дальше, тем в худшее состояние приходят. Я надеюсь, что в начале следующего года они все-таки закончат следственные мероприятия и город сможет продолжить работы на объектах.
Теперь по терминалам. Застройщики подали в суд на администрацию города в связи с тем, что они просили выдать разрешения на продолжение строительства и мы отказали. Теперь решение будет принимать суд. Если нашу позицию поддержат, мы будем требовать демонтажа этих конструкций.
Илья Азовский:
Ирина Орлова — ваш нынешний заместитель. Она правда покидает пост?
Игорь Годзиш:
- Да, Ирина Васильевна нас покидает. Но там есть целый департамент, есть кому решать вопросы.
Илья Азовский:
- А кто будет вместо нее?
Игорь Годзиш:
- В свое время узнаете.
Алексей Морозов:
- Поступил вопрос о накатанных дорогах. Просили узнать,что это такое,как машины с низкой посадкой будут ездить по таким дорогам.
Игорь Годзиш:
- Сначала производится накатка, потом по этим улицам также проходит трактор, прочищает. Колейности быть не должно.
Илья Азовский:
- А весной что с этими дорогами будет?
Игорь Годзиш:
- По мере таяния трактором также будут очищать. Мы в этой технологии не первые, европейцы тоже содержат дороги в накате. Главное здесь — чтобы дороги содержались в порядке.
Наталья Попова — «АиФ в Архангельке»:
- Почему у нас в Архангельске так мало выделяется денег на благоустройство города? 178 миллионов рублей. Для сравнения: Владимир — 253 миллиона,Омск — 500 миллионов.
Может,поставить женщину во главе департамента,чтобы она заведовала уборкой? Весной страшно выйти на улицу,до чего грязно. А летом всюду лопухи выше человеческого роста.
И еще: президент говорил,что выделяется 20 миллиардов на благоустройство городов,он призвал руководство городов привлечь к этому общественность. Сколько денег будет выделено Архангельску,кто за это будет отвечать,каким образом будете привлекать общественность?
Игорь Годзиш:
- У нас на самом деле сейчас существенный рост по этой статье по сравнению с прошлым годом. Привлекались к этой работе общественные советы, обсуждали, что сделать на дворовых территориях, проездах.
На основе их предложений и с учетом выделенных средств и проводились работы. 69 процентов бюджета — социальные статьи, это обязательно к исполнению. Остальное — будем смотреть по состоянию бюджета, сколько сможем выделить на благоустройство.
Как только прозвучала цифра 20 миллиардов, я сам позвонил нашему депутату в Госдуме. Он сказал, что пока не опубликован механизм выделения этих средств.
Вчера разговаривал с депутатами областными, сказал, что порядка ста миллионов на благоустройство у города есть, хотелось бы участвовать в софинансировании в любом соотношении, какое возможно, потому что эти средства будут выделяться на условии софинансирования — только непонятно, какого уровня бюджета, регионального или муниципального.
Я подтвердил готовность Архангельска участвовать в программе софинансирования на любом уровне, даже если 90 процентов города и 10 — федеральные.
Теперь про чистоту улиц и лопухи на газонах. Нынче принято искать виноватых в лице властей города, управляющих компаний и так далее. Но у нас дворовая территория закреплена за жителями. И контролировать ситуацию должны сами жители.
Илья Азовский:
- Надо разделить этот вопрос: грязь отдельно,лопухи отдельно. Грязь — от помоек,мусора магазинского,а лопухи — это просто трава,фитонциды и прочее. Мне,например,они не мешают. Может,не стоит так яростно бороться с лопухами,а лучше тротуары почистить?
Игорь Годзиш:
- Про лопухи: кроме фитонцидов и зелени есть еще пожарная безопасность. И косить их надо. А в июле начинается история с тополиным пухом.
И про мусор: мы сейчас пересматриваем нормативы накопления мусора, периодичность уборки. Уже три года обсуждается вопрос о полигоне для утилизации мусора. На будущей неделе состоится совещание с концессионером и главами городов. Надеюсь, что территория все-таки будет выделена.
Журналист (не представился):
- А какие варианты размещения?
Игорь Годзиш:
- Знаю, что есть Рикасиха, на территории воинской части.
Наталья Попова:
- Но тамошние жители против…
Игорь Годзиш:
- На совещании при губернаторе концессионер будет докладывать, какие места предлагаются, их плюсы и минусы. Это по поводу полигона.
И про мусорные площадки и контейнеры. Надеюсь, что в первом квартале мы, пока в порядке эксперимента, заменим на некоторых контейнерных площадках контейнеры на новые, большего объема и с крышками. Посмотрим, как это будет работать.
И второй момент: думаем перенести контейнерные площадки с транспортных артерий за дома.
Илья Азовский:
- А что,мусорные контейнеры во дворе лучше?
Игорь Годзиш:
- Ну, вообще я не видел, чтобы в европейских городах рядом с остановкой общественного транспорта стояли мусорные контейнеры.
Илья Азовский:
- Вы в Мумбае не были? Там как раз так.
Игорь Годзиш:
- Мумбаи — не наш побратим, в отличие от Оулу.
Илья Азовский:
- Жаль,лучше бы Мумбаи был побратимом,чем Оулу.
Игорь Годзиш:
Мое мнение таково, это будет обсуждаться, в том числе и с общественностью: надо уйти от улиц, перенести мусорные контейнеры во дворы. И пересчитать нормативы накопления. И еще: у нас на одной контейнерной площадке может находиться до шести контейнеров разных собственников.
Появился даже такой термин — мусорные войны. Типа, ты не в свой контейнер бросаешь мусор, а вывоз стоит денег! Думаю, соберемся у губернатора, надо обсудить этот вопрос.
Мое мнение: контейнерная площадка и контейнеры должны принадлежать тому лицу, кто занимается вывозом. У нас определен норматив накопления, региональный оператор обслуживает весь город. Это его задача, а сколько он наймет субподрядчиков — на вывоз, еще на что-то — его дело.
И все средства собираются у этого оператора, пусть он сам рассчитывается со своими субподрядчиками. А то доходит до абсурда: два дома в суде выясняют, чей мусор и чья площадка.
Журналист (не представился):
- Как думаете,какая форма управления домами эффективнее,кто вам лучше помогает?
Игорь Годзиш:
- ТОСы здорово помогают. Приходят: вот, мы делаем то-то и то-то, нужна помощь. И мы помогаем. Потому что они сами делают, а если сам житель сколотил и поставил скамейку, она живет дольше. А если чужой дядька приехал поставил скамейку, потом подростки на ней попрыгали — через месяц скамейки нет.
У нас в городе много активных жителей, они приходят, ругаются, а все равно делают.
Илья Азовский:
- В Архангельске почти не осталось парков. Нет зеленых островков,где можно посидеть на скамеечке… Вырубили парк у Красной пристани — обсуждения никакого не было.
Игорь Годзиш:
- Я понимаю, что не все читают газету «Архангельск — город воинской славы», но там мы все публиковали.
(Директор ТВ «Поморья» Николаев тут же признался, что не видит газету «Архангельск — Город воинской славы» — прим. ред.)
И на сайте администрации города все материалы есть, там каждый может оставить комментарии. Где вырубили — посадим новые деревья, красиво посадим.
Илья Азовский:
- Дерево растет 80 лет,я его уже не увижу!
Игорь Годзиш:
- Мы придем вместе и посмотрим. Вырубленные тополя в Петровском парке действительно были аварийными — наклонились над проезжей частью. А у Красной пристани — посадим липы. Будет возрождена и беседка Грина, про которую говорится уже лет двадцать.
Занимаемся и проектом Ломоносовского парка (зона от швейной фабрики до Вологодского кладбища), уже ряд спонсоров заявили о готовности участвовать. Проекты есть прекрасные, с фонтанами, с разными красивостями.
Еще — на улице 23-й Гвардейской дивизии, за кинотеатром «Русь», тоже планируем парк. Был в свое время проект, потом землю передали под частную застройку, создание торгового центра, то есть проект в чистом виде реализовать невозможно. Там было 1,2 гектара, осталось немногим меньше гектара. Это будет чисто прогулочный парк, с дорожками, аллеями, скамейками.
Все проекты на стадии подготовки будут опубликованы, можно будет обсудить. Кстати, была опубликована и концепция развития набережной, она вызвала большую полемику, люди активно обсуждают вопрос.
Алесей Морозов:
- А недоделанный слон так и будет стоять?
Игорь Годзиш:
- Это общественная инициатива. Мы надеемся, что его доделают.
Илья Азовский:
- А что,если общественная инициатива,зачинатели могут любое место выбирать? И что с ним дальше будет?
Игорь Годзиш:
- Там по срокам есть ограничения, если не закончат, то придется убрать, к сожалению.
Журналист (не представился):
- А вы с дочкой где гуляете в свободное время? Где горожане могут вас увидеть,вопрос задать?
Игорь Годзиш:
- Она в последнее время увлеклась лошадьми, и мы ездим в одну из городских конюшен, там есть такая платная услуга…
Журналист (не представился):
- А сколько лет вашей дочке?
Игорь Годзиш:
- Скоро будет 12.
Сергей Николаев:
- Все мы знаем улицу Выучейского и про миллиард,который был затрачен на ее благоустройство. Мне недавно пришло письмо из следственных органов,где просят предоставить все сюжеты об этой улице.
Я так понимаю,что вопрос не закрыт. Возможно,продолжение следует,и город получит часть денег,пошедших на ее устройство?
Игорь Годзиш:
- Это вопрос не к городской администрации. Следственные органы нас не информируют, в какой стадии дело, кто им занимается. Будет ли возврат средств — не нам решать.
Илья Азовский:
- Уголовное преследование может быть,если кто-то заявил о нанесенном ущербе. Нет заявления — нет дела. А если уголовное дело будет,его могут прекратить«за отсутствием пострадавшего». Вы не заявляли об ущербе? Ведь заявителем здесь может быть только город или область.
Игорь Годзиш:
- Это история началась давно. На самом деле проверялось соответствие проведенной работы объему выделенных средств.
Илья Азовский:
- Нет,для уголовного дела нужно доказать нанесенный ущерб.
Игорь Годзиш:
- Я запишу, уточню. Я сейчас не настолько погружен в этот процесс, чтобы детально рассказать. Но, судя по тому, что периодически запрашивается информация, какой-то процесс идет.
Сергей Николаев:
- Еще вопрос. Когда городская администрация занималась антенным хозяйством? В постсоветские годы антенное хозяйство было постепенно уничтожено,в связи с тем что город опутали кабельные сети. Почему сейчас возник такой вопрос?
В плане на декабрь 2017 года значится появление каналов«Россия», «Россия24» в цифровом формате,цифровое вещание к этому времени охватит город и возникнет вопрос об антенном хозяйстве,потому что это возможность смотреть 20 каналов и никому за это ничего не платить.
Город будет этим заниматься?
Игорь Годзиш:
- Вопрос для меня новый. Коллеги работают над созданием единого медийного пространства.
Сергей Николаев:
- Почему это важно? Дело в том,что для приема цифрового сигнала используются обычные комнатные антенны. Как правило,сигнал некачественный и не покрывает весь город. А если вернуться к системе коллективных антенн на крышах,то сигнал будет прекрасным.
Илья Азовский
— Антенное хозяйство в свое время за долги было передано АТК,и Попаренко тут же начал валить антенны и оборудовать кабельные сети.
Игорь Годзиш:
— Я этого не знал.
Сергей Николаев:
- И выходит,с декабря следующего года горожане будут лишены возможности практически бесплатно смотреть 20 каналов отличного качества. Давайте организуем людям доступ к нормальному телевидению. Можно это отдать и в частные руки.
Игорь Годзиш:
- Запишу это не как вопрос, а как предложение. Давайте рассмотрим. Антенное хозяйство, которое погибло, было государственным. Сейчас есть дома, в которых среди собственников нет муниципалитета — может, две-три квартиры в многоквартирном доме. Муниципалитет обычно присутствует там, где проблемы: где полуаварийный дом, там на 80 процентов — собственность муниципалитета.
Можно проработать этот процесс, но не факт, что муниципалитет будет здесь ключевым игроком с точки зрения финансирования проекта. А если собственники решат — кто им мешает?
Сергей Николаев:
- Но как организатор?…
Игорь Годзиш:
- Давайте проработаем. Если город заинтересован в реанимации антенного хозяйства, механизмы для этого в Жилищном кодексе есть. Например, мы можем через МУ ИРЦ организовать голосование, если собственники примут решение по таким затратам, заплатят взнос, и на эти деньги устанавливается антенна.
Сергей Николаев:
- Сегодня государство предоставляет нам возможность бесплатно смотреть 20 каналов в прекрасном качестве. Зачем от этого отказываться? Мы платим кабельным операторам,качество сигнала неважное…
Игорь Годзиш:
- Город как владелец части квартир на территории может рассмотреть проект, но только как один из участников. Потому что сегодня игроков на этом поле достаточно много. Думаю, на сегодня это звучит так: юридическое лицо может донести эту услугу. Может быть обратная ситуация: горожане говорят, что хотят получить данную услугу. Тогда это более логично.
Сергей Николаев:
- Горожане просто не знают о такой возможности.
Игорь Годзиш:
- По логике, должен быть спрос. Тогда город обязан на него ответить.
Сергей Николаев:
- Вернемся на землю,так сказать. Больная тема — асфальт во дворах. У меня,например,у дома нет асфальта.
Игорь Годзиш:
- Этот вопрос пока не проработан законодательно. Мы можем сделать эти работы на условиях софинансирования с собственником. Или на условиях гранта. Строка «Благоустройство дворовых проездов» сегодня в бюджете есть. Чтобы ее использовать наиболее эффективно, можно хотя бы часть провести через гранты. Когда собственники говорят, что готовы участвовать в данном проекте на условиях софинансирования.
Кто-то готов платить 50 процентов, кто-то — 10, кто-то не готов вообще. И средства получают в первую очередь те, кто готов сам участвовать в проекте. Законодательная инициатива в этом направлении не проработана, может, она и не пройдет. Тогда город будет участвовать один, и работы будет выполнено значительно меньше.
Журналист (не представился):
- А можно ли на эти цели использовать средства,накопившиеся по статье«Капитальный ремонт»?
Игорь Годзиш:
- Насколько я знаю, нет. Там, по-моему, только шесть пунктов, на что могут быть израсходованы деньги.
Журналист (не представился):
- Тогда придется еще раз собирать деньги?
Игорь Годзиш:
- Возможно, и нет. Мы запустили законодательную инициативу, может, она и не пройдет. Нам эта идея нравится чем: люди сами могут решить, что сделать в собственном дворе. Например, оборудовать гостевую парковку. Обычно кому-то это надо, кому-то нет. А страдают-то в итоге все, потому что даже газоны забиты машинами.
А тут легче — город принимает участие в расходах, кроме того, город несет дополнительную нагрузку — например, с проектированием этой парковки. И потом, когда это сделано совместно, к этому отношение другое.
Алексей Морозов:
- Вас не раздражает,если встречаете пренебрежительное отношение,мол,это назначенец,а не всенародно избранный мэр? Такое приходится наблюдать не только в соцсетях. Если мэра будут выбирать,выставите свою кандидатуру?
И второй вопрос. Вы,в отличие от своего предшественника Павленко,не очень жалуете пиар,не мелькаете в газетах,на телевидении. Это ваша принципиальная позиция? Или не считаете нужным? Или плохо работает служба по связям с общественностью?
Игорь Годзиш:
- Я действительно считаю, что нет необходимости мелькать. Пусть лучше деньги идут на насущные дела. Когда надо высказаться по важным вопросам, всегда готов встретиться, пообщаться. У нас проводится очень много мероприятий, и если всюду присутствовать, вроде ленточку перерезать, ни на что времени не хватит.
А если вернутся выборы… Я бы спросил людей, нужен я им или нет.
Илья Азовский:
- В нашей газете шла дискуссия о преимуществах избранного мэра перед назначенным сити-менеджером, которым вы по сути являетесь. Даже есть ощущение,что вы назначены внешним управляющим. У вас такого ощущения нет?
Так вот,сити-менеджер — это человек«на хозяйстве». Он не перерезает ленточки,не участвует во встрече с американскими ветеранами… Он должен заниматься очисткой дорог,канализацией,водопроводом и всем прочим.
Так говорил губернатор. Что мы видим на деле? Вы перерезаете ленточки,встречаетесь с ветеранами,принимаете делегации из дальних стран… Сколько вашего рабочего времени уходит на разрезание ленточек — и сколько на хозяйство?
Игорь Годзиш:
- Думаю, что на разрезание ленточек — не более 3-4 процентов рабочего времени. У города выбрана такая система, при которой мэр — что-то среднее между этими статусами. Поэтому разрезание ленточек остается, но лишь по минимуму.
У нас все ездят по значимым для них объектам, Орлова — по социалке, Ковалев — по своим направлениям. Если на мероприятии никто от администрации не появится, может возникнуть обида: мол, вы нас не уважаете. Особенно чутко это воспринимают ветераны.
Алексей Морозов:
- Вы переехали в Архангельск. А правда,что вы купили квартиру за 20 миллионов?
Игорь Годзиш:
- Правда, что я снимаю квартиру за 25 тысяч в месяц. У меня нет 20 миллионов, чтобы на них купить квартиру. Единственный мой актив — квартира в Северодвинске площадью 74 квадратных метра.
Алексей Морозов:
- Вы строитесь?
Игорь Годзиш:
- Нет.
Алексей Морозов:
- Можно сделать вывод,что вы не собираетесь обосноваться в Архангельске.
Игорь Годзиш:
- Чтобы здесь обосноваться, надо сначала продать квартиру в Северодвинске.
Журналист не представился:
- Приходится слышать такое мнение: он не наш,он северодвинец,ему здесь неинтересно…
Игорь Годзиш:
- Если взять ретроспективу, я переехал в Архангельск в 2012 году. Жена говорила: лучше бы ты уже там и ночевал, потому что уезжаешь ночью и приезжаешь ночью. Теперь я живу здесь. Теперь жена говорит: я думала, что больше буду тебя видеть.
Илья Азовский:
- Вернемся к словам о внешнем управляющем. Вы ведь знаете,что должность внешнего управляющего вводится у предприятий-банкротов.
Игорь Годзиш:
- Я не считаю город Архангельск банкротом.
Илья Азовский:
- С такими-то долгами?
Игорь Годзиш:
- На то мы и нужны, чтобы решить эту проблему. Ситуация, когда муниципальное образование находится в тяжелом финансовом положении, предусмотрена в Жилищном кодексе. У нас такого нет, хотя могло бы быть.
Если бы мы оставили дефицит бюджета на прежнем уровне, так же кредитовались в коммерческих организациях, года через три мы могли бы подойти к опасной черте. На 2017 год у нас запланирован дефицит 5 процентов, на следующий, надеюсь, выйдем на ноль.
Илья Азовский:
- А если бы остался дефицит — что означает эта опасная черта?
Игорь Годзиш:
- Тогда действительно появился бы внешний (или кризисный) управляющий.
Илья Азовский:
- Кстати о внешнем управлении. «Горбани» будут приватизироваться?
Игорь Годзиш:
- Нет, не приватизируются - МУП «Горбани» выставляются на продажу. В свое время в рамках предоставления кредита «Водоканалу» был заложен ряд объектов, в том числе, по-моему, четыре объекта, находящихся в эксплуатации МУП «Горбани». Часть из них закрыта, часть работает. Сейчас банк выставляет эти объекты на торги.
Мы разговаривали с представителями банка, пока у них покупателя нет, мы как эксплуатировали эти объекты, так и продолжим эксплуатировать. У МУП «Горбани» есть видение, что делать с этими объектами. Может быть, городу придется заняться возвратом этого имущества городу.
Илья Азовский:
- Ситуация с Центральным рынком. Как торговое предприятие могло сработать в убыток?
Игорь Годзиш:
- Сейчас вроде дело поправляется. И убытков стало там меньше.
Илья Азовский:
- Как удалось сделать из убыточного предприятия прибыльное?
Игорь Годзиш:
- Каков вопрос, таков ответ: путем грамотного финансового управления. Если серьезно, мы исходили из постулата, что рынок убыточным быть не может. Там была сменена вся команда управленцев.
Сейчас соответствующие службы разбираются, почему так получилось, куда уходили финансовые потоки. Точки над «и» не расставлены. Убытки МУПов сократились примерно в 15 раз.
Илья Азовский:
- То есть массовой приватизации МУПов не будет?
Игорь Годзиш:
- Запланирована приватизация двух МУПов. Подали заявку «Роспечать», (Рембыттехнику мы уже включили в план) и Центральный рынок. Это чисто коммерческие структуры, я, честно говоря, не понимаю, зачем нужны МУПы в этой сфере деятельности.
Илья Азовский:
- Рассчитываете что-то выручить от приватизации? Или вся сумма уйдет на покрытие долгов?
Игорь Годзиш:
- Город не только рассчитывает что-то выручить. Мы считаем, если объект будет акционирован, то будем получать дивиденды.
Илья Азовский:
- При акционировании на какую долю рассчитываете?
Игорь Годзиш:
- Будем смотреть, как лучше. Надо оценить здание рынка. На самом деле он уже устарел, это анахронизм из 80-х. Если предстоит глубокая реконструкция, то, может быть, менее 50 процентов.
Светлана Лойченко:
- В выходные«Соломбала-Арт» проводила день рождения Снеговика. Очень весело,много детей и взрослых. Однако сравниваю с Вологдой: там подобные проекты очень активно реализуются и приобретают почти всероссийский размах.
Когда-то у нас была попытка сделать Архангельск родиной Снеговика,но на маленькой площадке в Соломбале развернуться как следует не получится. Может,нам вернуться к этой идее с большим размахом?
Игорь Годзиш:
- Обсуждается проект «Соломбальская слобода», там Снеговик — ключевая фигура. В «Соломбалу-Арт» вложено порядка 28 миллионов городских денег, в том числе и на раскрутку инфраструктуры вокруг Снеговика. Есть предложение использовать Снеговика в качестве бренда на продукции, выпускаемой в Архангельске. Занимаются этим брендом и специалисты в сфере туризма.
Илья Азовский:
— Куда продали ЛИАЗы с АПАПа?
Игорь Годзиш:
— Судебные приставы занимались этим. По-моему, в Ярославль.
Илья Азовский:
- Как с заменой«пазиков» на автобусных маршрутах города?
Игорь Годзиш:
- Закупаем низкопольные машины большой вместимости. Замена происходит постепенно.
Илья Азовский:
- По нашим-то дорогам — низкопольные автобусы?
Игорь Годзиш:
- Я достаточно много поездил по городу и могу сказать, что у нас не такие уж плохие дороги, чтобы низкопольный автобус не смог проехать. Из дорог, где ходят автобусы, хуже всех покрытие — на Стрелковой, где они заезжают на базу. Думаю, что в следующем году мы закроем этот вопрос.
Денис Горин:
- В марте предстоит международный Арктический форум«Арктика — территория диалога». Архангельск готовится к нему?
Игорь Годзиш:
- Готовится, и довольно активно. Правда, нам сказали, что мы должны рассчитывать только на свои ресурсы. Вплоть до тех домов, которые подлежат сносу и попадают под строительную площадку.
Денис Горин:
- А в них живут?
Игорь Годзиш:
- В одном из них живет одна семья, один дом признан аварийным поквартирно, он не попал в программу переселения, сейчас обсуждаем, куда этих людей расселить. Кроме того, надо обеспечить для форума нормальную инфраструктуру, потому что он будет проходить раз в два года, это всерьез и надолго.
Денис Горин:
- Какие гости ожидаются?
Игорь Годзиш:
- На этот вопрос у меня нет ответа. Но мы готовы принять гостя любого уровня. Мы с вами уже принимали английскую принцессу и вице-адмирала. И город показал, что мероприятия подобного масштаба возможно провести на территории Архангельска. Так, что, если потребуется, то примем и президента.
Главное — люди приняли активное участие в подготовке, им было интересно. И теперь сами предлагают, что надо сделать на будущий год. Надо задуматься, как сделать красивой и набережную, чтобы город выглядел привлекательно с реки.