Их щедро спонсирует Запад, Турция и нефтяные шейхи арабских государств. Все они хотят, чтобы Президент Сирии закончил свой путь так же, как Муаммар Каддафи или Саддам Хусейн.
Наша страна в отношении мирового сообщества заняла достаточно странную позицию. Мы вроде как протестуем вместе с Китаем и Ираном.
Но на деле открыто извиняемся за традиционные поставки оружия Дамаску, ссылаясь на то, что долгосрочные договоры о них были подписаны ещё до конфликта.
Дошло до того, что наше Посольство в Сирии было обстреляно из миномётов. А мы молчим. Что сделали бы США в такой ситуации? Не задумываясь, без всякой санкции ООН, подвели бы Шестой Флот к берегам Сирии и высадили бы десант морских пехотинцев для защиты своих граждан. У нас же под ударом оказались не только граждане, но и абсолютно неприкосновенные по всем мировым нормам дипломаты.
Вот как прокомментировал по инициативе «ЭС» ситуацию в Сирии и место, которое в нём занимает Россия, депутат Государственной Думы IV созыва политолог Дмитрий Гусаков.
- Вспоминается случай, рассказанный мне моим великим учителем Львом Николаевичем Гумилёвым. Дело в том, что в промежутке между очередными отсидками в сталинских лагерях (19 лет в общей сложности) доктору наук разрешили поучаствовать в Великой Отечественной войне в качестве рядового.
В частности, у него есть знаменитая медаль "За взятие Будапешта". Как это было? В окруженную Красной Армией столицу Венгрии было послано два офицера - парламентёра на "Виллисе" с требованиями о капитуляции. На обратном пути машина подверглась обстрелу. Оба наших переговорщика были убиты пулемётной очередью в спину.
Как рассказывал Лев Николаевич, впервые за всю войну нашим солдатам не нужно было кричать "в атаку". "Мы не сговариваясь поднялись и все ринулись на этот злой город, который взяли с ходу", - вспоминал Гумилёв.
Не предлагаю очередной раз жертвовать жизнями наших ребят, защищая государственные интересы (не надо забывать, что в Сирии у нас своя военно-морская база). Хотя сам без колебаний пошёл бы. Ведь ещё в 80-х подал в военкомат прошение о добровольном направлении меня в Афганистан.
К счастью моей мамы, Горбачёв вывел наш "ограниченный контингент" как раз в мой день рождения. Но здесь проведение сухопутной операции не обязательно: совсем рядом на учениях находится наш Черноморский флот, который залпами из орудий главного калибра по базам боевиков мог бы навести такой шорох, после которого они ещё долго бы не оправились.
Считаю происходящее вопиющей трусостью нашего руководства. Не первой, к сожалению, за последнее время…
Вспомните хотя бы то, как ещё недавно американские самолёты безнаказанно бомбили наших православных братьев сербов, взывавших русских о помощи.
Стыдно.
Илья Азовский, главный редактор ИА «Эхо СЕВЕРА и архангельской областной общественно-политической газеты «Правда Северо-Запада», политолог и историк (увлечение – новая и новейшая история Востока):
- Я переживаю сирийские события как личную драму – у меня в Сирии много друзей, раньше мы переписывались, а теперь от ребят нет ни весточки уже года два. Я считаю, что достаточно хорошо знаю ту (мирную) Сирию. Ибо в свободном путешествии, не испытывая языковых барьеров (в каждом квартале каждого сирийского города есть семьи, говорящие по-русски) провёл в Сирии месяц, изъездив страну с севера на юг и с запада на восток: Деризор, Пальмира, Хомс, Хама, Баньян, Латакия, Тартуз, Алеппо, Дамаск, Сидная, Маалюля…
Про отношение чуть ниже. Прежде хочу сказать, что я не разделяю залихвастских мотивов, высказанных коллегой Гусаковым. Никакой российский Черноморский флот ничего сделать не сможет – у нас там нет ничего за исключением базы в сирийском городе Тартузе – километрах в 20-ти от границы с Северным Ливаном, который в отличие от Южного просирийского более прозападно настроен.
Основные базы ЧФ расположены в северной части Чёрного моря – их от Восточного угла Средиземноморья, где располагается 200 километров сирийского побережья (от селения Бурж-Ислам у Турецкой границы и до Тартуза у Ливанской) разделяют узкие проливы Босфор и Дарданелы, которые по юридическому статусу – внутренние воды Турецкой Республики – государства-члена НАТО. Спокойная обстановка в сирийских городах на побережье – это, увы, относительная стабильность – другой «стабильности» в воюющей стране быть не может.
Да, порт Латакия (200 тысяч населения) – это самый стабильный сирийский город, родина Башара Асада. Да, Баньян – это христанский анклав – там поддержка нынешнего сирийской режима сильна, равно как и в Тартузе. Вокруг алливистские селения (Башар Асад – алливит).
Но если в дипломатическом квартале Дамаска гремят взрывы, какая может быть гарантированная стабильность? Насколько можно гарантировать безопасность российского флота в сирийских портах? К тому же для военных кораблей нашего флота пригоден лишь Тартуз, а оттуда даже дальней корабельной артиллерией и маломощной палубной авиацией невозможно достать не то что до глубинных провинций Сирии, но и даже до ближайших районов типа северной части долины Бекаа или северных отрогов Голанских высот. Ибо таков рельеф Сирии – вдоль моря в районе Тартуза узкая полоса низменности (её за 15 минут пересекает обычный междугородний автобус, следующий из Хомса).
А дальше сразу высокие горы – северные отроги Ливанских гор и горного массива Анти-Ливан. Вдоль остального побережья с севера на юг идёт горная гряда Ан-Нусэйрлия. При такой географической обстановке флот бессмысленен и уязвим от прямых ударов (ракет класса «земля-земля») с гор. Нет возможности у России и помогать систематически авиацией: между Россией и Сирией пролегает воздушное пространство Турции и Грузии – первая давно в НАТО, вторая туда стремится. С востока закрытая для военной авиации зона Северного Ирака.
Так что Гусаков в своей речи несколько преувеличил позиции России. Другое дело, если бы тогдашний Президент Медведев действительно не сдал бы Муамара Каддафи в Ливии – положение было бы иным: российские корабли заходили в ливийские порты Триполи и Кирену. С юга от Сирии российская военная мощь была подорвана ещё во времена Горбачёва – сдали народно-демократический режим Южного Йемена, и Йемен объединился – контролировавшая вход в Баб-эль-Мандебский пролив (далее Красное море и Суэцкий канал) советская военная база на Йеменском острове Сокотра перестала действовать.
А на самом деле от новостей, приходящих из Сирии, мне горько – человечество уподобилось скорпионам – пожирает само себя. А глядя на то, как рушатся кварталы в старой части Дамаска – в городе, который является САМОЙ ДРЕВНЕЙ СТОЛИЦЕЙ МИРА, я осознаю, что человек – он ещё хуже скорпиона, человек сам стирает в пыль свою память, историю, цивилизационные скрепы. Террористическую войну, объявленную Сирийской Арабской республике международным террористическим альянсом, я лично считаю трагедией. Причём учитывая, что война идёт на территории древнейших цивилизаций, колыбели трёх религий, я считаю, что это трагедия цивилизационного и планетарного характера.
Весной этого года Израиль нанёс ракетный удар по пригороду Дамаска (повторюсь, самой древней из существующих ныне столиц мира). Были разрушения, человеческие жертвы. Не будем давать оценку этому с точки зрения международного права. Заметим, что между Сирией и Израилем нет мирного договора, дипломатических отношений - там всё зиждется на перемирии и резолюциях ООН. И ясно, что это нарушение перемирия, державшегося более 40 лет – это вероломный удар, подобие печально знаменитой провокации американской военщины в Тонкинском заливе в 60-х года XX века – отправной точки жестокой и преступной агрессии США против Вьетнама. Человеческие жертвы в результате агрессивной акции Государства Израиль – это юрисдикция военных трибуналов вроде Гаагского.
Я хочу сказать, что ракетный удар по Дамаску, с моей точки зрения, имеет все признаки не только преступления против человечества – это уже преступление против цивилизации. Есть на планете Земля города, которые не повернётся рука бомбить и обстреливать ракетами – даже Гитлер это на первом этапе своей человеконенавистнической политики понимал. При всём ожесточении Второй Мировой войны союзники (Рузвельт и Черчилль) соблюли цивилизационные приличия - ни одна бомба не упала на Рим, Неаполь, Париж. Советские войска кровь проливали, но не бомбили центр Будапешта, за Вену бились на земле, Прагу марш-броском спасли от фашизма, не уронив на древний город ни одного снаряда.
Исчадием ада, проклинаемым в веках – только так можно назвать любого из представителей рода человеческого, который отдаст Приказ или по Приказу осмелится бомбить такие города, как Дамаск, Афины, Йезд, Шираз, Исфахан, Агра, Варанаи, Рим, Санкт-Петербург, Мекку, Медину, Каир, Луксор… ну и, конечно, Иерусалим. Так вот, Дамаск – это сродни Иерусалиму. Это сродни Риму и Афинам…
Надо побывать в Дамаске, чтобы понять саму абсурдность фразы «ракетный удар по району» для Дамаска. Дамаск – очень компактный город, с трёх сторон окружённый горами. Там всё рядом и везде, на каждом шагу артефакты, которые оставлены многочисленными цивилизациями, прошедшими через территорию современной Сирии. Я лично жил в однозвёздочной гостинице вместе с паломниками и учениками местных медрессе, где подвальные помещения – это были стены, возведённые ещё древнеассирийскими царями.
Первый этаж – это были древнеримские стены, арабы времён Салах-эт-Дина (Салладина) достроили второй этаж, на стенах третьего этажа видны аутентичные узоры османской эпохи. А четвёртый этаж и выше – это творения нового и новейшего времени. Вроде я жил не в Медине (даун-таун в арабских гордах, окружённый стеной), но пешком до Медины было идти минут 30 и весь путь лежал вдоль исторических стен.
Аналогично и Сук (рынок) в Дамаске – это тоже не Медина, он рядом стены древнеримские и ранневизантийские. Мечеть Оммейядов – четвёртая (после Мекки, Медины и Мечети Аль-Акса) святыня мусульманского мира. С Северного фронтона комплекса это мечети древние стены – из них (то есть чуть не из стен самой мечети) вырастает стена здания одной из древнейших Синагог и к ним же - стена к стене – греческо-ортодоксальная церковь.
Иудейский (древнее, чем в Иерусалиме) квартал Дамаска вытянут от мечети Оммеядов на север – почти до самых отрогов гор Анти-Ливан, там же и христианские кварталы. Два города в мире, где говорят на древнеарамейском - языке Иисуса Христа: первый - Маалюля (в горах в трёх часах езды от мехаттаби-нахил-ет-фид Дамаскус фелляри-рия – центральный автовокзал Дамаска). Второй - Сидная, пригород Дамаска, фактически центр.
Пояснять дикость израильской акции для цивилизованного человечества бессмысленно – всё очевидно. Важна сама суть произошедшего – поднялась рука ударить ракетами по колыбели цивилизаций, самой древней из ныне существующих столиц мира. Как, интересно, Израиль после это смеет осуждать и обращаться к мировому сообществу за состраданием, если кому-нибудь взбредёт в его одурманенную голову нанести ракетами удар по… Страшно подумать. Но Израиль вскрыл этот полный яда «ящик Пандоры» и, видимо, сам испугался – прямо никто из лидеров Государства Израиль на себя ответственность не взял – ни премьер Нетаньяху, ни оборонный министр Барак.
Что касается моего прогноза по Сирии, это война надолго: цветущая, ещё два года назад, красивейшая страна – её северная и центральная части окончательно будет превращена в руины, погибнет ещё много солдат и мирных людей. Я думаю, что возможны перемирия, таковые удастся заключить только при посредничестве мировых держав – их будет соблюдать Правительство Асада, но в оппозиции найдутся неконтролируемые группы, так что война не затихнет ещё как минимум год, как максимум - два. Асада не свергнут, если не будет прямой НАТОвской интервенции. Сирийская армия на момент начала гражданской войны (два года назад) была по численности пятнадцатой в мире, по вооружениям входила в число ТОП-25, по боеспособности держалась во втором десятке.
Но главное даже не это – до 90 процентов граждан, постоянно проживающих в Сирии, то есть фактическое население страны поддерживает Президента Башара Асада и партию БААСВ (партия арабского социалистического возрождения). Причём это не страх, как был в Ираке, и не спецслужбы с миллионами нефтедолларов, как было в Ливии. Сирия - это одно из самых демократичных и светских Государств на Ближнем Востоке.
В Сирии, кстати, на Севере существует автономия Курдов – часть этого 40-миллионного народа живёт в Сирийском Курдистане (кроме того в Турции, Ираке, Иране). И Сирия при Башаре Асаде – единственная страна, давшая курдам широкую автономию с центром в городе эль-Камышле. В этом причина обострений с Турцией и в этом гарантия, что Турция не ломанётся сухопутной армией на Алеппо и Дамаск: курдская автономия – она аккурат вдоль турецкой границы. И курдов устраивает жизнь в целостной Сирии с законным Правительством Асада.
К тому же Сирия крайне многоконфессиональна. И никто никого не ущемляет – ни шииты (алевиты), ни суниты, ни христиане, не иудеи – все живут бок о бок.
Справка "ЭС"
Сирийская Арабская республика для нашей страны – не просто одно из государств Востока. Сирия со времён СССР – наш стратегический союзник.
Хафез Асад – первый президент Сирийской Арабской республики и отец нынешнего президента Башара Асада, был, как писали советские газеты, «большим другом СССР, выдающимся борцом за дело мира и прогресса во всём мире, личным другом (дорогого) Леонида Ильича Брежнева».
Даже в космос летали вместе. В 1986 году с космодрома Байконур стартовал 12-й международный космический полет с советско-сирийским экипажем на борту.
С советскими космонавтами Викторенко и Александровым на околоземную орбиту отправился и сирийский космонавт - подполковник ВВС Мухаммед Ахмед Фарис.
Космонавты выполнили 12 экспериментов, среди которых были такие сложные, как изучение влияния условий космического полета на микроструктуру направленно закристаллизованных эвтектических сплавов, очистка электрофоретическим методом интерферона и противогриппозного препарата и изучение процессов, происходящих в верхних слоях атмосферы и в ионосфере с помощью интерферометра. Совместный космический полёт был признан успешным.
Кого попало в космос не брали. И время показало, что Сирия как никакая другая страна является нашим союзником. На данный момент Сирия, пожалуй, один из последних союзников России вообще в мире!
В Сирийском порту Тартуз располагается наша единственная за рубежом военно-морская база. Сирия не в долг, а за настоящий расчёт с предоплатой закупает наши вооружения, сирийские военные, полицейские, врачи, инженеры учатся в российских (раньше в советских) ВУЗах. Русский язык в Сирии на третьем месте по развитию после двух государственных языков (арабского и французского). Русский язык более престижен в Сирии, чем английский и немецкий!
Подробнее про Сирию довоенную, про города, традиции и историю читайте здесь:
http://www.echosevera.ru/culture/2011/12/10/523.html.
Фоторепортаж Ильи Азовского, главреда "ЭС". из Сирии смотрите здесь: http://www.echosevera.ru/foto/93/.
Сканированное фото к материалу "ЭС", фотографировал Илья Азовский в 90-х годах на плёночную "мыльницу". На снимке Дамаск с северо-западной горы. В центре снимка (чуть влево) - мечеть Оммеядов, правее монументальное здание ж/д вокзала (ныне музеи и выставочные залы), далее вправо и в верх снимка - главный проспект Дамаска, который заканчивается респектабельными дипломатическими кварталами и от них влево очень доступные, без дворцовых ансамблей - скромные правительственные кварталы.
В 90-х примерно там была и резиденция Асада - и отца Хафеза, и сына Башара. От мечети Оммеядов ближе к читателю невысокие строения - иудейские кварталы. Маленькая зелёная точка влево от мечети - парк с музеем военной авиации и космонавтики, в котором уникальная экспозиция о полёте сирийского космонавта в брежневские времена. Там же памятник отцу Башара - Хафезу Асаду и университетский парк - место тусовки столичной университетской молодёжи днём.