Ещё в конце февраля молодые люди Андрей Михалкинский, Никита Рудник и Виталий Березин обратились в отдел полиции №3 УМВД России по городу Архангельску с заявлением об избиении их тремя незваными гостями в квартире дома по улице 23-й Гвардейской дивизии. На тот момент ребята уверенно назвали только одного непрошенного гостя – главврача АОКБ Игоря Петчина, которого знали до этого.
Как следует из актов судебно-медицинского освидетельствования, молодые люди были жестоко избиты. Только хозяин квартиры, Андрей Михалкинский, получил не менее 15 ударов. Помощник губернатора Эльдар Липашаов в своих показаниях признал, что нанес два удара в солнечное сплетение: один – Виталию Березину, второй – Андрею Михалкинскому.
По закону сотрудники полиции обязаны установить личности напавших и направить сообщение о преступлении вместе с материалами проверки в мировой суд для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о побоях в порядке частного обвинения. Но закон, видимо, отступает, если в деле появляются высокопоставленные фигуранты.
1 апреля, в международный день смеха, ВрИО заместителя начальника отдела полиции №3 г. Архангельска вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Оказывается, 14.02.2015 телесные повреждения Виталию Березину причинило – неизвестное лицо. При этом само «неизвестное лицо» дало показания, в которых говорится, что именно оно нанесло Виталию Березину минимум один удар в солнечное сплетение. И эти показания имелись в отделе полиции, поскольку следователи именно этого отдела начинали расследование уголовного дела. Из того же постановления следует, что по результатам проведенной проверки умысел на причинение телесных повреждений сотрудниками полиции установлен не был.
Получается, что еще не установив лицо, причинившее Виталию Березину телесные повреждения, полицейские уже установили отсутствие у этого лица умысла на их причинение. При этом не понятно, как можно бить в солнечное сплетение без умысла на нанесение вреда здоровью и почему после одного удара "под дых" человека увозят в реанимацию с серьезными ранами на голове? И если помощник губернатора признает, что нанес хозяину квартиры всего один удар в солнечное сплетение, то кто нанес ему оставшиеся 14 ударов и кто ударил в глаз Никиту Рудника? Устанавливать это полиция откровенно не желает.
В это же время Ломоносовский районный суд города Архангельска отказал в возбуждении уголовного дела по заявлению Михалкинского о незаконном проникновении в его жилище Игоря Петчина, Джабраилова и Липашаова. Редкий случай - суд установил невиновность высокопоставленных лиц даже без возбуждения в отношении них уголовного дела. Вывод о невиновности высокопоставленных чиновников суд сделал на основании ими же данных показаний, в которых они сообщили следствию, что молодые люди пригласили их в квартиру добровольно, а когда попросили выйти, получили от гостей по удару в солнечное сплетение, но исключительно из целей самообороны.
Ломоносовский районный суд решил, что не было никакого рывка двери со стороны нежданных визитёров, а хозяин сам пустил к себе неустановленных гостей, чтобы получить от них не менее 15 ударов по голове и туловищу.
По мнению адвокатов Виталия Березина, вынесение отказных материалов подобного качества преследует одну цель – подкрепить несуразные показания помощника губернатора Архангельской области о том, что после двух его ударов в солнечное сплетение "из целей самообороны" у одного молодого человека судмедэксперт насчитал 15 ссадин и кровоподтёков, второго увезли в реанимацию, а третий и вовсе сам себе дал в глаз. Для следствия важно любой ценой исключить из материалов дела факт незаконного проникновения в квартиру и нанесения побоев находившимся в ней троим молодым людям.
Получается как в старом анекдоте из лихих 90-х. Новый русский на «Мерседесе» врезался в асфальтовый каток, а потом приехал гаишник на разбор и стал спрашивать водителя катка: ну, давай, рассказывай, как обгонял и как подрезал, а не будешь говорить - сам под этим катком окажешься. Сейчас на место новых русских пришли новые чиновники, но, как видно, нравы у «хозяев жизни» остались прежние.