Преобразование отрасли началось в Северодвинске не вчера. В 2010 году были объединены две пары школ и одна ликвидирована. При этом все здания сохранились в системе и активно используются в допобразовании. Из 60 юрлиц-детских садов сегодня в городе корабелов действует 32: убыточные четырёх- и семигрупповые садики объединили по два-три. Сокращение административно-управленческой надстройки при подушевом финансировании сделало такие объединения экономически успешными, позволило поднять зарплаты персоналу, выделять достаточно средств на материально-техническое оснащение учреждений.
Позитивным оказался и опыт создания начальной школы – прогимназии. Сегодня северодвинская первая прогимназия – одно из самых экономически эффективных учреждений городской системы образования. Туда стремятся отдать своих детей огромное число родителей.
Зачем нужна реорганизация?
Сфера не должна сорить деньгами. В этом убеждён не только начальник управления образования администрации Северодвинска Сергей Попа, но и областной отраслевой министр Игорь Скубенко. Соответствующие документы об оптимизации сети учреждений, сокращении неэффективных расходов были направлены летом во все муниципальные образования и районы Архангельской области.
Северодвинск уже работает в этом направлении. Так, в течение последних трёх лет «вычищены» штатные расписания всех школ. Сокращены все должности, напрямую не связанные с осуществлением образовательного процесса. С введением видеонаблюдения отпала необходимость в школьных гардеробщиках, что тоже сэкономило часть средств. Однако только этими мерами не достичь 30-процентной экономии за счёт внутренних ресурсов, как того требуют от образования федеральные установки. Для этого нужна реорганизация.
Необходима она и для того, чтобы учительские зарплаты в разных школах были примерно на одном уровне. Сегодня педагоги при одинаковой нагрузке в одних школах получают меньше, чем в других. Это связано с общей наполняемостью учреждений. При действующем сейчас подушевом финансировании именно от наполняемости школ напрямую зависит толщина учительских кошельков.
Детей по осени считают.
Первого сентября по предварительным данным в первые классы в Северодвинске пришли 1947 ребят. Это 75 классов. В прогимназии их четыре. В школе №25 – один (24 человека).
А в 10-е классы пришли 900 ребят. Лицей №17 набрал четыре десятых (108 человек), а школа №25 – один (14 человек). Не нужно быть великим математиком, чтобы понять, что лицею №17 и прогимназии будет выделена из области большая субвенция на осуществление образовательного процесса, чем школе №25.
Как же сделать так, чтобы все школы жили хорошо? Поделить областную субвенцию на всех поровну? Но это будет уравниловка, от которой с таким трудом удалось уйти.
Над решением трудного вопроса в администрации Северодвинска работали в течение всего лета. Был сделан подробный анализ деятельности учреждений, проработаны различные модели их взаимодействия, создана специальная комиссия по оценке последствий реорганизации школ. Её возглавил заместитель мэра по социальным вопросам Александр Усов. В её состав вошли представители различных подразделений городской администрации и профсоюзной организации работников образования.
Объединение и специализация.
Главная идея реструктуризации – у каждой школы должно быть своё лицо, «изюминка». Каждая должна стать по-своему привлекательной.
– Всё, что мы делаем или предлагаем сделать находится в соответствии с новым законом «Об образовании в РФ», – пояснил Сергей Попа.
Школа №7, вставшая сначала на капремонт, затем на реконструкцию, будет начальной школой с полной инклюзией – доступной для всех детей, в том числе с особенностями здоровья. Только в статусе начальной она будет экономически эффективным учреждением. Уже в этом году планируется присоединить её к успешной первой прогимназии.
Три школы – 25, 22 и 21, объединившись в одно юрлицо, смогут начать новую жизнь. Так, полу пустующая сегодня 22-я перепрофилируется под начальную школу и станет центром дополнительного образования. Сюда родители с удовольствием поведут детей на полный день – с утра уроки, после обеда – секции и продлёнка. И всё это под одной крышей.
В 25-й школе предполагается давать детям основное образование с 5 по 9 классы. В 21-й – основное среднее с 5 по 11-й классы.
Ряд школ предполагается перевести на девятилетку – это 3-я, 9-я, 11-я, 16-я, 22-я. Продолжить образование часть школьников сможет в других образовательных учреждениях, а часть – в профтехобразовании.
Профтех – это вкусно!
Сергей Попа уверен, что десятиклассников не должно быть много. Сейчас гораздо удобнее получать высшее образование через систему профессионально-технического образования. Не нужно сдавать ЕГЭ, которого многие боятся. Система непрерывного образования позволит, окончивк примеру, технический колледж, продолжить обучение в том же САФУ.
– Профтех – это лучше и вкуснее! Получив основы профессии, ребёнок может понять, туда ли он пошёл. А не учиться четыре-пять лет, чтобы потом положить диплом на полочку, – уверен Сергей Григорьевич...
В течение этого года в администрации Северодвинска будет работать комиссия, которая даст оценку последствий всех реорганизаций, и к сентябрю 2015 года начнутся масштабные изменения. Кто от этого выиграет? В первую очередь, дети, уверен Сергей Попа.