- Основная причина обрушения части здания – не разрушение фундамента, как предполагалось ранее, а деструкция нижней части кирпичной кладки, которая за 62 года эксплуатации здания из-за увеличения толщины техногенного слоя оказалась под землей. А там она находиться не должна, - заметил Юрий Варфоломеев.
Разрушение кирпича обусловлено особенностями субарктического климата. В проекте предусмотрено, что верх фундамента расположен только на 7 см выше уровня окружающей территории. А толщина снега зимой в Северодвинске превышает метр. При его таянии кладка неизбежно увлажняется. Кроме того, в последние годы из-за изменений климата бывали случаи зимних потеплений, когда снег подтаивал и увлажнял кладку. Плюс аналогичные циклы с резкими перепадами температуры в межсезонье с оттепелью днем и сильными заморозками по ночам.
В результате таких «замерзаний-оттаиваний» увлажненной кирпичной кладки интенсивность процесса ее деструкции резко возросла. В итоге за один год кладка теперь стала «стареть» так же, как за несколько лет в те времена, когда не было таких погодных аномалий.
Внесли свой печальный вклад и корни тополей, росших рядом с домом. Журналистам был продемонстрирован видеосюжет по разборке кладки в зоне цоколя, когда эксперт одним пальцем крошил некоторые деструктированные кирпичи, расположенные в самой ответственной нижней зоне несущей наружной стены. При этом кладочный раствор представлял собой сыпучую массу, которую извлекали маленьким совочком, как в детской песочнице.
Сам проект, выполненный за очень короткие сроки специалистами Госинститута проектирования городов, не может быть признан удачным для субарктического климата Северодвинска с его увлажненной территорией застройки на берегу Белого моря.
Слабым местом проекта эксперты считают слишком узкие простенки между высокими арочными окнами помещений первого этажа. На них передается большая нагрузка от широких простенков верхних этажей со стандартными, более узкими окнами. Арки над окнами выполнены не из железобетона, а из кирпича. В итоге горизонтальная составляющая от нагрузки в зоне кирпичных арок в ряде случаев приводила к растрескиванию кладки стен.
Оставляет желать лучшего и качество кирпича, который изготавливался, скорее всего, в районе карьера глины в Цигломени, где действовал кирпичный завод. В послевоенные годы производство кирпича здесь было ручным, поэтому, как сказал Юрий Варфоломеев, кладка изобилует пережженными и изначально деформированными экземплярами с трещинами и сколами.
Внесли свой вклад и строители, которые вели работы, констатировали эксперты:
- Кладка во многих местах выполнена без перевязки рядов, армирования нет, хотя стены дома №5 возвели, главным образом, зимой, о чем свидетельствуют результаты скрупулезного анализа архивных документов. При этом сначала возводили несколько этажей стен, а потом в оставленные «гнезда» вставляли балки. В этом случае очень трудно обеспечить надежное закрепление стальных балок перекрытий со стенами. Потому надежных горизонтальных дисков жесткости здание не имело.
Что же касается перепланировок, то они заключались отнюдь не в сносе существовавших несущих кирпичных колонн высотой в пять этажей, но проводились с использованием технологии и электроинструментов, создающих опасную динамическую нагрузку на деструктированную за десятилетия кладку: отбойных молотков, перфораторов и т.п.
Кроме того, эксперты не получили документального подтверждения о том, что до перепланировки было выполнено детальное обследование строительных конструкций в помещениях первого этажа здания.
Обратим внимание, что эксперты не выделяют какую-либо одну причину, а рассматривают совокупность всех факторов, приведших к обрушению кирпичного здания, которое по срокам эксплуатации (более 50 лет) уже можно отнести к памятникам истории и архитектуры.
Но все-таки главное – это то, что при чрезвычайной ситуации на Ленина, 5, удалось избежать человеческих жертв.