На минувшей неделе Государственная Дума сразу в двух чтениях приняла закон, согласно которому управляющие компании, ресурсоснабжающие организации и региональные операторы в сфере обращения с ТКО обязаны взаимодействовать с жильцами многоквартирных домов через чаты в мессенджере «Мах». Порядок такого взаимодействия будет позднее установлен Минстроем РФ.
В Архангельской области специалисты Госжилинспекции уже начали чёс по региону, в ходе которого разъясняют, что к чему. Хотя вопросов пока больше, чем ответов.
По сообщению ведомства, одну из таких встреч руководитель ГЖИ Ирина Замятина провела с представителями управляющих компаний Красноборского и Виноградовского округов.
Далее приведём распространённый релиз Госжилинспекции.
***
Как сообщила Ирина Замятина, обязанность по созданию домовых чатов возлагается не только на УК, ТСЖ или жилищные кооперативы, но и на ресурсоснабжающие организации, Фонд капитального ремонта, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Все они должны будут взаимодействовать с жильцами через информационные каналы и домовые чаты в «Маx».
— Администраторы домовых чатов обязаны оперативно и по существу реагировать на обращения, — сказала Ирина Замятина. — Ожидается, что это повысит уровень коммуникации между жителями и управляющими организациями.
Через чаты жителей будут оперативно информировать об авариях и срочных работах как на внутридомовых, так и на наружных сетях.
Отдельно крупные управляющие организации с большим количеством обслуживаемых домов будут создавать свой информационный канал для всех жителей.
Жильцы многоквартирных домов уже получили уведомления с приглашениями вступить в официальный домовой чат в мессенджере «Мах» от Госуслуг. К плюсам чатов можно отнести безопасность и надежность (они работают даже при блокировке интернета), а также то, что они сохраняются даже при смене управляющей компании.
***
Всё вышеописанное, конечно, очень здорово, но возникает логичный вопрос: почему нельзя было сделать это раньше?
Обыватели могут лишь на слово верить в то, что «Мах» безопаснее остальных известных мессенджеров; те, кто шарит, имеют все основания ставить это утверждение под сомнение.
Что мешало принять закон, который бы обязал управляшки создать чат или паблик, к примеру, в том же «ВК» год, два или пять лет назад? Почему этим озаботились лишь во время активного втюхивания «Мах»? Уж не для того ли, чтобы как можно больше людей его установило? Вопрос, как грится, риторический, и каждый, естессно, в силах ответить на него сам.
Хочется также сделать небольшую ремарку. Сотрудники редакции до сих пор не могут понять, почему в стране, активно борющейся за чистоту языку, в год, когда были запрещены вывески с иностранными словами, первый отечественный мессенджер называется «Мах», а не «Макс»? Впрочем, тут снова можно вернуться к последнему предложению предыдущего абзаца. Какой бы ответ ни был — он всё равно никого не устроит.
Ремарка № 2. Мы ни в коем случае не против «Макса» (давайте всё-таки по-русски), но от того, как нам его буквально всучивают, просто тошно.
То ограничивают вход на «Госуслуги», то гордо заявляют о том, что он работает при отключении интернета (как будто сложно добавить в белый список «Телегу»), а сейчас фактически предлагается его установить и ещё и заплатить за это деньги.
Итак, разберёмся. Теперь все управляшки обязаны будут заиметь чаты в «Максе». Конечно, вынудить вступить туда жильцов никто не может (пока). Но хоть в этом чате будет три человека, хоть тридцать, хоть триста — платить за это собственникам квартир фактически придётся одинаково.
Источники ИА «Эхо СЕВЕРА» в управляющих компаниях прикидывают, что один администратор может вести чаты примерно у 50 домов — это уже очень большая нагрузка, в том числе и психологическая, учитывая, какая дичь порой там происходит.
Естественно, потребуется нанимать отдельного работника. Естественно, ему придётся за это платить. Естественно, эта плата в итоге будет включена в тариф.
В теории, на общем собрании, куда соответствующий вопрос будет выноситься, могут его прокатить, и, вероятно, таких случаев будет немало.
Но что делать в этом случае УК? Чат-то заводить всё равно придётся, но платить уже нужно будет из прибыли.
Не будет лишним напомнить, что со следующего года управляшкам придётся больше раскошеливаться из-за изменений в налоговой системе: если раньше порог доходов при попадании под УСН был 60 млн рублей в год, то теперь — 20 миллионов. Выходит, что НДС с 2026-го будут платить все более-менее крупные архангельские УК.
То есть тариф будут поднимать в любом случае и без «Макса». Короче, головная боль в ближайшие месяцы управляющим компаниям будет обеспечена.
Возвращаясь к вопросу использования именно «Макса» — описание его преимуществ становится уже откровенно комичным.
Про надёжность и безопасность уже было сказано выше, но строчка, что чат в отечественном мессенджере «сохраняется даже при смене управляющей компании», рассчитана, судя по всему, на тех, кто совсем уж дремуч. В «Телеге» или «Вотсапе»* (*принадлежит «Meta», признана экстремистской организацией, деятельность запрещена на территории РФ) что, в случае смены УК чат самоликвидировался?
И ещё раз напомним, для чего в августе была усложнена жизнь гражданам и ограничены звонки в «Телеграме» и «Вотсапе»* — дать бой мошенникам. Однако, как мы уже сообщали ранее, статистика хоть и говорит о том, что число дистанционных мошенничеств после этого снизилось в сентябре и октябре, но, как мы и предполагали, в эти месяцы жулики просто адаптировались к новой для них реальности. Лишь за одни сутки на этой неделе нескольких жителей Архангельской области развели на общую сумму 7 млн рублей.
Мы все понимаем, что «Макс» нам всем очень нужен, не понимаем, как же раньше жили без него, но давайте честно, его активное продвижение возымело обратный эффект, реклама опостылела, жутко бесит, и люди отказываются его устанавливать уже просто из принципа. Не забываем народную мудрость: насильно мил не будешь. Или всё-таки будешь?



