Главные претензии авторов постов касаются хаотичного расписания и наличия/отсутствия педагогов по определенным предметам.
В частности, одна из матерей пишет, её ребенок в один день может отсидеть три урока во вторую смену, а на следующий ему ставят 8 часов, чтобы нагнать программу. Под такое расписание сложно подстроить кружки и секции, да и сам ученик не может наладить режим.
Кроме того, по её словам, учитель может пропустить назначенный урок или опоздать на 20 минут. При этом, если школьник болеет и пропускает занятия, то ему могут не закрыть аттестацию, поскольку недостаёт оценок по определенному предмету, — далее цитата:
«Самых важных предметов в расписании просто нет. В первой четверти не было русского языка, потом — математики, а сейчас, наконец, вспомнили о них и заставляют детей отсиживаться по 8 уроков.
Уважаемые администрация и директор, когда же наконец наладят порядок? Проблема в школе, а не в детях. Учителя увольняются, не проработав и месяца. И ещё учитель сказал детям, что из-за ваших плохих оценок ему зарплаты не будет. И вот так почти постоянно: то русского нет в расписании, то потом им завалят».
Напомним, школа № 7 в Майской Горке — это одно из лучших и современных образовательных учреждений во всей Архангельской области, во всяком случае, так её позиционировали во время открытия. Именно туда приезжал президент Путин и оставил на одной из досок краткое послание с автографом. На территории МБОУ СШ есть бассейн, несколько спортзалов и многое другое, о чем остальные школы только мечтают.
Мы связались с директором Ильёй Иванкиным, который подтвердил, что определенная текучка действительно присутствует, поскольку в школе много молодых кадров, которые «лёгкие на подъем». То есть молодой преподаватель приходит в образовательное учреждение после ВУЗа, быстро находит новое место с лучшими условиями и уходит туда.
Сейчас в седьмой школе работает порядка 90 педагогов, но обновление коллектива случается регулярно, например, в августе педсостав лишился 14 человек, но на их место уже найдены замены. На данный момент школе требуется только учитель математики и русского языка. Иными словами, катастрофы нет.
Большинство учителей работают на полторы ставки, поэтому средняя зарплата выходит в районе 58 тысяч рублей. Увеличивать выплаты нет возможности, поскольку не позволяет бюджет.
По словам Ильи Иванкина, дети не могут сидеть по 8 уроков, поскольку школа придерживается правил СанПиН. Так или иначе, все учебные планы к концу года школа выполнит.
Какой бы серьезной не была ситуация в «семёрке» — это лишь симптом серьезной болезни всей российской системы начального образования.
Просмотрев закрытые и открытые вакансии лучшей школы в регионе, с ужасом понимаешь, что там просто нет сотрудников, получающих больше 45 тысяч рублей за ставку, а это 18 часов в неделю. Может показаться, что 3 часа в день — это не так и много, но это время можно смело умножать втрое. За проверку тетрадей вечерами, за заполнение всех журналов и отчетов во внерабочее врем педагогу никто не заплатит. Работа на полторы-две ставки увеличивает нагрузку кратно.
Платить больше нельзя — не позволяют бюджетные рамки, а за зарплаты ниже среднего по региону никому, ясное дело, не нравится. Те же деньги платят продавцу-кассиру в любом сетевом магазине, только на продавца не нужно учиться, продавец не отвечает ни за чьих детей и не ограничен таким огромным набором правил.
Ясное дело, что те, кто после ВУЗа горели профессией, столкнувшись с реалиями работы, допинывают минимальный трехлетний контракт с государственной школой и уходят в частные или онлайн-школы, где зарплата на пару десятков тысяч выше, становятся репетиторами либо вовсе покидают систему образования.
Помимо прочего, учитель по сравнению с учеником — существо бесправное: ни кричать на детей нельзя, ни таскать за шкирки самых наглых. Иначе придет злая мать с жалобой в Минобр, и несладко будет уже всей школе.
Мы столкнулись с потрясающим отрицательным отбором, когда в «педы» идут те, кто не поступил на более престижные специальности, а в школах остаются те, кто не нашел места лучше. Отсюда и чёс по методичке или «просмотр видеоматериалов» вместо урока. Дети выходят с таких занятий с минимумом знаний и идут повторно тратить своё время (и деньги родителей) к репетиторам, чтобы натаскать себя на экзамены.
Да и откуда взять этих самых молодых педагогов, когда в САФУ есть всего 16 бюджетных мест на специальность учителя физики и информатики и 14 платных за 195 тысяч в год? Чтобы попасть на платку, нужно набрать всего 115 баллов ЕГЭ, что является крайне низким результатом.
Для сравнения: специальность «Управление жизненным циклом беспилотных систем и обеспечение их безопасности» готова выпускать по 40 специалистов в год.
То же самое и по остальным предметам. Архангельский ВУЗ готов выпускать по 15 учителей ежегодно на каждое из основных направлений. В области же 314 школ, и готовы поручиться, что в подавляющем большинстве из них ситуация та же — молодые бегут, старые дорабатывают, пока работается.
Что будет со школьным образованием через 15-20 — представить страшно, ведь уже сейчас нет кадров, чтобы заменить педагогов старой школы. Ежеминутные смены подходов к преподаванию тоже не добавляют красок картине в серых тонах.



