Завтра в Архангельске −1°CСеверодвинске −2°CОнеге −1°CВельске −1°CМирном −1°CШенкурске −1°CЯренске −2°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,среда, 10.12.2025 17:40

Полтора Монако в тайге

10.12.2025 14:00
В правительстве Архангельской области созрели изменения в концепцию строительства глубоководного порта: появились новые цифры и поменялось место дислокации.

Главное, что наконец-то объявлено имя партнёра/инвестора — это корпорация «ВЭБ.РФ». При этом идея поработать с китайскими инвесторами никуда не исчезла.

Объявлено, что новый порт будет иметь глубины до 14,5 метра. При этом он должен быть круглогодичным.

Из новообъявленных параметров — возможность приёма судов до 75 тысяч тонн и обработка до 5 тысяч контейнеров одновременно.

Главный вопрос: ГДЕ?

Локация поменялась. Напомним, что при всех предыдущих губернаторах и при нынешнем раньше нам рассказывали про дикие места чуть севернее Мудьюга.

В Сухом море. Глубин там нет от слова совсем. Два небольших островка отделяют Сухое море от Двинской губы Белого моря. От этих островков до ближайшей глубины очень далеко. И через это «очень далеко» (на карте тёмно-синяя линия в море) намереваются построить причальный пирс. Теоретически, учитывая, что китайцы и арабы целые острова делают в морях и заливах, это, конечно, возможно.

Вообще, это место с крайне непредсказуемыми ветрами — так называемые «железные ворота». Кто на катере ездил на Кую или далее, тот знает, что даже в тихую погоду здесь всегда штормит. Волны адские, со всех сторон.

С этой идеей носились с середины 90-х. Но разум, видимо, всё-таки подсказал — идея даже не утопия, а просто глупость.

И вот новая локация — кусок дикого берега в районе Куйского маяка. Вот это где (выделено чёрным кружочком)…

Точнее не показать никак. Официальные источники говорят просто «в районе Куйского маяка», ПРИМЕРНО в пяти километрах севернее Куйской косы.

Вот Куйская коса…

Понятно, что на данный момент никакой геодезии, замера глубин, экспертиз — нет ничего. Просто выбрано место. Все экспертизы проекта ещё впереди.

Вот так выглядит берег у Куйского маяка…

Метров 200 надо пройти, чтобы плечи под водой скрылись. Берег песчаный, отливы бешенные, вокруг тайга, болота, бесчисленные речки и ручьи.

В правительстве пока не могут сказать, какой длины будет причальный пирс (поскольку глубины там не замерялись). А это очень важный вопрос. Но источники утверждают, что в новом порту планируется одновременно принимать до крупнотоннажных 9 судов. Это явно не один причальный пирс.

Вопрос о том, чтобы причаливали корабли к берегу там стоять не может — у берега отмели: люди камбалу на удочку ловят.

Ещё раз взгляните на карту. Это даже не тьмутаракань. Это вообще дикие места. Но речь о порте. То есть туда от Архангельска нужно будет строить через тайгу и болота железную и автомобильную дороги. И, как минимум, проложить мощную ЛЭП (порт потребует большого количества электроэнергии).

Просто проложить автодорогу недостаточно. Грузы в Архангельск доставляются по железной дороге. Перевалка на авто, а далее на суда — это затраты и рост себестоимости. Поэтому и железная дорога потребуется и автодорога.

Одних мостов потребуется с десяток, если не больше, плюс реконструкция грузового терминала на станции Архангельск.

Вдобавок надо помнить, что от Обозерской до Архангельска (3 часа езды на поезде, 133 км) железная дорога не электрифицирована. И в планах РЖД и их инвестпрограммах электрификации нет. По крайней мере, об этом нигде не заявлено.

В правительстве утверждают, что на строительство собираются потратить 79,5 миллиарда рублей. Мало!

Всё вышеперечисленное — ярдов 500, если вообще не триллион.

Короче, сыро. Но ведь главное объявить, а далее…

А далее и повестка может поменяться.

Но в правительстве уверенно называют цифры. И они впечатляют размахом планов. Так, объявлена общая площадь — 239 га (340 футбольных полей, или полтора Монако). Причальный фронт — 2,5 километра.

В порту планируется обрабатывать 9 судов с максимальной осадкой 14,5 метра, дедвейтом 75 000 тонн и контейнеров вместимостью 5000 единиц. В порту планируют сделать 5 терминалов общей мощностью 31,4 миллиона тонн. Плюсом к этому:

— контейнерный терминал мощностью 14,9 млн тонн;

— терминал генеральных грузов 3,9 млн тонн;

— терминал удобрений 5,5 млн тонн;

— навалочный терминал 4,7 млн тонн;

— терминал бункеровки 2,4 млн тонн.

Ну, и итог: всё это хотят (хотеть не вредно, вредно не хотеть) построить к 2035 году. То есть уже через 9 лет. Дай Бог.

Помолиться, что ли?

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле