Главное, что наконец-то объявлено имя партнёра/инвестора — это корпорация «ВЭБ.РФ». При этом идея поработать с китайскими инвесторами никуда не исчезла.
Объявлено, что новый порт будет иметь глубины до 14,5 метра. При этом он должен быть круглогодичным.
Из новообъявленных параметров — возможность приёма судов до 75 тысяч тонн и обработка до 5 тысяч контейнеров одновременно.
Главный вопрос: ГДЕ?
Локация поменялась. Напомним, что при всех предыдущих губернаторах и при нынешнем раньше нам рассказывали про дикие места чуть севернее Мудьюга.

В Сухом море. Глубин там нет от слова совсем. Два небольших островка отделяют Сухое море от Двинской губы Белого моря. От этих островков до ближайшей глубины очень далеко. И через это «очень далеко» (на карте тёмно-синяя линия в море) намереваются построить причальный пирс. Теоретически, учитывая, что китайцы и арабы целые острова делают в морях и заливах, это, конечно, возможно.

Вообще, это место с крайне непредсказуемыми ветрами — так называемые «железные ворота». Кто на катере ездил на Кую или далее, тот знает, что даже в тихую погоду здесь всегда штормит. Волны адские, со всех сторон.
С этой идеей носились с середины 90-х. Но разум, видимо, всё-таки подсказал — идея даже не утопия, а просто глупость.
И вот новая локация — кусок дикого берега в районе Куйского маяка. Вот это где (выделено чёрным кружочком)…

Точнее не показать никак. Официальные источники говорят просто «в районе Куйского маяка», ПРИМЕРНО в пяти километрах севернее Куйской косы.
Вот Куйская коса…

Понятно, что на данный момент никакой геодезии, замера глубин, экспертиз — нет ничего. Просто выбрано место. Все экспертизы проекта ещё впереди.
Вот так выглядит берег у Куйского маяка…

Метров 200 надо пройти, чтобы плечи под водой скрылись. Берег песчаный, отливы бешенные, вокруг тайга, болота, бесчисленные речки и ручьи.
В правительстве пока не могут сказать, какой длины будет причальный пирс (поскольку глубины там не замерялись). А это очень важный вопрос. Но источники утверждают, что в новом порту планируется одновременно принимать до крупнотоннажных 9 судов. Это явно не один причальный пирс.
Вопрос о том, чтобы причаливали корабли к берегу там стоять не может — у берега отмели: люди камбалу на удочку ловят.
Ещё раз взгляните на карту. Это даже не тьмутаракань. Это вообще дикие места. Но речь о порте. То есть туда от Архангельска нужно будет строить через тайгу и болота железную и автомобильную дороги. И, как минимум, проложить мощную ЛЭП (порт потребует большого количества электроэнергии).
Просто проложить автодорогу недостаточно. Грузы в Архангельск доставляются по железной дороге. Перевалка на авто, а далее на суда — это затраты и рост себестоимости. Поэтому и железная дорога потребуется и автодорога.
Одних мостов потребуется с десяток, если не больше, плюс реконструкция грузового терминала на станции Архангельск.
Вдобавок надо помнить, что от Обозерской до Архангельска (3 часа езды на поезде, 133 км) железная дорога не электрифицирована. И в планах РЖД и их инвестпрограммах электрификации нет. По крайней мере, об этом нигде не заявлено.
В правительстве утверждают, что на строительство собираются потратить 79,5 миллиарда рублей. Мало!
Всё вышеперечисленное — ярдов 500, если вообще не триллион.
Короче, сыро. Но ведь главное объявить, а далее…
А далее и повестка может поменяться.
Но в правительстве уверенно называют цифры. И они впечатляют размахом планов. Так, объявлена общая площадь — 239 га (340 футбольных полей, или полтора Монако). Причальный фронт — 2,5 километра.
В порту планируется обрабатывать 9 судов с максимальной осадкой 14,5 метра, дедвейтом 75 000 тонн и контейнеров вместимостью 5000 единиц. В порту планируют сделать 5 терминалов общей мощностью 31,4 миллиона тонн. Плюсом к этому:
— контейнерный терминал мощностью 14,9 млн тонн;
— терминал генеральных грузов 3,9 млн тонн;
— терминал удобрений 5,5 млн тонн;
— навалочный терминал 4,7 млн тонн;
— терминал бункеровки 2,4 млн тонн.
Ну, и итог: всё это хотят (хотеть не вредно, вредно не хотеть) построить к 2035 году. То есть уже через 9 лет. Дай Бог.
Помолиться, что ли?



