Ремонт части трассы Чекшино — Куратово в районе села Ильинско-Подомское Вилегодского округа стал возможен благодаря «опережающему финансированию из федерального бюджета». То есть, транш, запланированный на 2026 год, упал на Архангельскую область в 2025-м. Всего в рамках программы от Федерации нам достался 1 миллиард рублей, а конкретно дорога А-123 съела 336 миллионов за 6,7 км. То есть всё, о чем будет идти речь далее, стоило более 50 тысяч рублей за метр.
В конце лета после ремонта трасса выглядела более-менее прилично. К тому же, у местных сохранялась надежда на то, что подрядчик — ООО «Автодороги» — доделает остатки работ, пока позволяет погода. Однако пришла осенняя распутица и первые снегопады, которые показали, что результат многомиллионных вложений проверку межсезоньем не прошел.
Срок контракта истёк ещё 20 ноября, но к текущему дню местные не заметили каких-либо порывов со стороны «Автодорог» к устранению нарушений и, более того, не видно, чтобы подрядчик обслуживал данный участок дороги.
Итак, вилегодские активисты предъявляют подрядчику следующие претензии:
- Обочины и склоны в местах прокладки водоотводных труб и тротуаров не были укреплены, что приводит к обрушению плит и создает угрозу для пешеходов.
- Грунт с обочин не срезан, что затрудняет отвод воды в дренажные канавы.
- Работы по установке новых дорожных знаков не завершены.
- Крышки колодцев на проезжей части и обочине не подняты, часть из них закатана в асфальт.
- Продольные водоотводные лотки на обочине (1 615 м) не установлены.
- Многолетние травы не посеяны, откосы земляных сооружений не укреплены.
- Демонтаж железобетонных труб на примыканиях второстепенных дорог выполнен не полностью. В деревнях Воронцово и Подомо трубы забиты, дренажные канавы не функционируют.
- Разметка термопластиком на пешеходных переходах нанесена некачественно с нарушением технологии при минусовой температуре, ее износ превышает более 50%, что не допустимо нормами ГОСТ Р 51256—2018.
Опустим незасеянные обочины и отсутствие разметки, как неважные проблемы. Это, конечно, нарушения, но не критичные. Всё остальное действительно не позволяет поставить «Автодорогам» отметку «удовлетворительно».

Нет дренажной системы — откосы будет размывать талыми водами и в таком случае скоро стоит ждать провалов полотна. При перепаде температур вода внутри микротрещин в асфальте будет сужаться и расширяться, выкрашивая полотно. Думаем, не нужно пояснять, что может повлечь отсутствие знаков.

Халтурный ремонт уже даёт свои плоды. На фото ниже можно полюбоваться на обновленный тротуар над дренажной трубой. Спасибо, так гораздо удобнее, а пара прыжков над пропастью только добавляет здоровья и уверенности в себе.


Тротуары — это отдельная песня. Да, отбойники вдоль них стоят по всем правилам, но ООО «Автодороги» их попросту не чистит. Ходить там невозможно и пешеходы вынуждены выходить на проезжую часть, уворачиваясь от встречных машин. Неизвестно, кто следующий не успеет отскочить в сугроб, поскольку не на всех присланных в редакцию фотографиях удаётся разглядеть придорожное освещение, а времена нынче тёмные.


По данному поводу общественники направили обращения в УПРДОР «Холмогоры» и в правительство Архангельской области. Ответ один — всё сделано в рамках регулирующих документов. Какие именно документы согласовывают упавшую плиту над трубой, в ответах не сообщается.
С другой стороны, подобная позиция подрядчика и заказчика объяснима: на проект выделена большая сумма из федерального бюджета, за неё уже десять раз отчитались, по бумагам всё принято. Вступать в публичную полемику с такими условиями — себе дороже.
Сами авторы обращений так комментируют сложившуюся ситуацию.
— Глава Вилегодского муниципального округа Оксана Аникиева сообщила жителям, что администрация регулярно следит за графиком работ подрядчика ООО «Автодороги», что подтверждается фотоотчётом. Вопрос к Оксане Валерьевне: вы удовлетворены качеством проведённых работ на дороге А-123?
И как быть с установкой продольных водоотводных лотков 1615 метров? Вопросы о водоотводе через дренажные канавы, которые засыпали при установке световых опор, об отсутствии водоотводных лотков и фактически отсутствия разметки на пешеходных переходах, а также о качестве работ по устройству асфальтобетонного покрытия на дороге и тротуарах, думаю, заинтересуют надзорные органы.
Отметим, во время завершающей стадии ремонта глава округа называла критику подрядчика «недостоверной информацией» и сообщала о ежедневном контроле за реализацией проекта. Присоединяемся к вопросу активистов: как вам результат?

От имени редакции добавим, что подобный подход к ремонту дорог — бич всей Архангельской области. Почему-то данное понятие ограничивается лишь заливкой нового асфальта, а остальное — как-нибудь потом. Причем, не имеет значения, где идут работы: в региональной столице или на федеральной трассе.
Например, по проекту БКД Поморью выделили какие-то нереальные деньги (930 миллионов только в 2025 году и только на дороги), но результат этих работ также редко представляет из себя что-то кроме нового асфальта на проезжей части и тротуарах.
Итог: половина улицы Маяковского постоянно затоплена из-за отсутствия даже намёка на дренаж, ходить по тротуарам с левой стороны также невозможно, поскольку пешеходная зона периодически прерывается огромной лужей на грязных отворотках.
Улица Ярославская — та же история. Более того, всё её благоустройство упирается в убитый перекрёсток с Красных партизан.

Отремонтированная три года назад улица Вологодская также радует пешеходов и водителей незапланированными водными процедурами. Оттуда воде также некуда деваться.
Даже второй по важности архангельский проспект Ломоносова, отремонтированный в прошлом году теми же «Автодорогами», не принял новый асфальт, продемонстрировав горожанам силу лопухов.
Что касается трассы А-123, то на данный момент большинство из описанных косяков устранять уже поздно: нужно ждать весны. «Автодороги» же могли бы избежать хотя бы части негатива в свой адрес, если б просто выполняли свои прямые обязанности — расчистка обочин и тротуаров от снега, но даже такая задача им, кажется, не по силам.



