Завтра в Архангельске −9°CСеверодвинске −6°CОнеге −6°CВельске −9°CМирном −11°CШенкурске −9°CЯренске −18°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,воскресенье, 14.12.2025 07:12

Проблемы индейцев

04.09.2025 16:00
Как известно, беды коренных американцев шерифа не волнуют. К чему привела такая политика, всем известно. К сожалению, похожее отношение практикуют архангельские контролёры к местным мелким точкам общепита, вынуждая последних тупо закрываться не в силах побороть бюрократию.

Представим, умеет человек готовить шаверму. Может делать много и вполне неплохо, более того, испытывает желание кормить народ. В Архангельске же свои желания и умения можно засунуть куда-нибудь поглубже, поскольку проще всю жизнь радовать шавушкой только близких, чем пытаться создать свой бизнес и выйти в прибыль.

Помещение найди, с поставщиками договорись, все санэпидемстанции пройди, медкнижки всем сотрудникам оплати. И всё это нормально — так везде. Ненормальными кажутся последующие проверки, когда люди в погонах ходят в заведение не для того, чтобы убедиться, что всё в порядке, а специально докопаться, палку заработать и заставить владельца побегать, доказывая, что не верблюд. 

Мы уже писали о том, как недавно представители Россельхознадзора нагрянули в шаурменную «Chickenʼs cafe» на Воскресенской, 114. Проверяющие нашли «немаркированную продукцию», выписали предписание и через неделю констатировали, что нарушения так и не были устранены. 

Эта, казалось бы, рядовая проверка заинтересовала нас своей избирательностью. Почему именно это заведение? Почему владельцы сначала запускают дорогую рекламную кампанию, а потом тут же якобы палятся на левом сырье, а позже даже не пытаются спасти бизнес? Зачем стрелять себе в колено?

Добиться разъяснений от Россельхознадзора было непросто, но о них ниже. Пока заметим, что по их же словам в Архангельске меньше 7% точек продажи шавермы работают без нарушений. Такая статистика едва ли говорит о том, что все пищевые бизнесмены у нас злостные травители народа. Скорее всего, правила в целом таковы, что не нарушить их невозможно. Всё равно, что дембель подходит к молодому бойцу с вопросом: «Будем жить нормально или по уставу?» Как второй вариант не сулит ничего хорошего для солдата, так и исполнить все требования контролирующих инстанций практически нереально. 

Отбился от Россельхоза, придет Роспотреб, потом пожарные, потом ещё и ещё. 

Но это всё лирика, вернемся к «Chickenʼs cafe», который поставили на грань закрытия едва ли по вине предпринимателя. 

В последнюю пятилетку вообще весь бизнес в стране ломают через колено, вводя различные ГИСы, ФГИСы и другие ЭЛЕКТРОННЫЕ системы, призванные отслеживать производство продукции на всех этапах, чтобы ни одно звено большой цепи не уклонилось от уплаты налогов. 

С точки зрения власти, сама идея понятна, но реализация… Пожалуй, каждую из этих систем делали второпях, выкатывали очень сырой и немедленно внедряли, устраняя ошибки по ходу дела и не до конца. В итоге ЛесЕГАИС и его продолжение ФГИС ЛК за полтора года не раз и не два постоянными сбоями ставили на колени весь леспром России и Архангельской области. Система «Честный знак» привела к подорожанию всех напитков и перебоями с их поставкой в первое время. 

А ещё, есть система «Меркурий». Это цифровая система ветеринарного контроля, управляемая Россельхознадзором. Через неё в обязательном порядке проходят овощи, молочка, рыба, мясо и даже живые животные. 

Именно из-за «Меркурия» начались проблемы у архангельского «Chickenʼs cafe» и сотен других предприятий по всей стране. Дело в том, что весной система благополучно крякнула почти на неделю, поставив всех россиян в очень затруднительное положение. Без маркировки скот боялись забивать, уже забитые тушки боялись везти, магазины боялись принимать товар. Никому не хотелось платить штрафы, из-за которых можно лишиться точки или вовсе закрыться на месяц-другой. 

С тех пор «Меркурий» восстановился не до конца. В начале лета он то ли сам лёг, то ли сложился от хакерской атаки, но весенняя история повторилась. В программе по-прежнему наблюдаются мелкие, но регулярные сбои. Пользователи то не могут зайти в аккаунт, то сбиваются выходные данные предприятия (заносить их заново — минус день из жизни), то легальная продукция со всеми документами просто не пробивается. 

Волнует ли это кого-то в Россельхознадзоре? Думаем, отвечать не надо. 

Проверяющие в своём «Меркурии» видят, что сырье на точку не поступило, но она продолжает работать. В их голове складывается элементарный вывод: «Левачат! Просрочкой торгуют!»

— Браво, Шерлок! Элементарно, Ватсон! — говорят они друг другу и мчатся кошмарить предпринимателя за отсутствие электронной маркировки. 

Выходит, что, если владелец кафешки ловит сбой программы, он должен вешать замок на дверь и возносить молитвы богу-машине, дабы та соизволила отглючить, параллельно терпя убытки. 

Если крупные сети могут позволить себе простои, то для мелких заведений день-два без работы означает, что чья-то семья переходит на гречку до конца месяца. Пока «Меркурий» разбирается в себе, скоропортящиеся продукты могут стухнуть и придется делать закупку снова, клиент может подумать, что точка закрылась насовсем и уйти к конкуренту. Целый стог проблем возникает только потому, что где-то что-то не пикнулось. 

Однако, может быть, мы зря наговариваем на Россельхознадзор? Наверняка у них есть схема по отработке сбоев. Ага…

При попытке разобраться выясняется, что за «Меркурий» отвечает федеральная структура, а не региональные подразделения. Сотрудник на месте может разве что предложить приехать к ним в офис и с их компьютера попробовать провести необходимые операции. В таком случае, если продолжать «жить по уставу», то владелец кафешки должен загрузиться всеми немаркированными товарами и приехать в офис к контролерам, чтобы пропикать всё у них, но, как правило, хватает одних документов. То есть на качество продуктов это никак не влияет, проверяющие смотрят бумажки, а на деле может быть хоть крысятина вместо говядины. Повезет ещё, если не начнут футболить.  

Как было до «Меркурия»: Россельхоз приходил на объект, делал контрольную закупку, осматривал кухню, брал пробы на анализ и, конечно, сверялся с документами. Но это ведь работать надо, людей напрягать. Но у нас же XXI век, зачем перетруждаться, если можно всё посмотреть в компьютере, а, если чего-то в компьютере нет, то это явно не проблема проверяющих. 

Такой вывод мы делаем после ознакомления с записями видеонаблюдения в «Chickenʼs cafe». На видео попали контролёры, но они лишь ограничились формальным визитом в заведение. Даже не купили ничего: в «Меркурии» мяса нет, а мясом торгуют — непорядок. 

Заметим, что такие проверки финансируются из бюджета, все контрольные закупки оплачиваются. Поэтому интересно, как инспекторы отчитывались перед начальством конкретно за этот случай. 

При этом, когда внимание данной структуры действительно требуется, положительного ответа можно ждать неделями. Самое частое оправдание, — «Мы работаем по заявлениям, коих пока не поступало». 

Действительно, зачем отклоняться от проверенного алгоритма, если палку можно заработать не сходя с места. Напомним ещё раз: лишь 7% шаурмичных в Архангельске работают без нарушений. То есть остальные 93% — непаханое поле для получения премий. Можно в начале рабочего дня случайно ткнуть в карту и почти не глядя выписать очередное предписание.

Предприниматели же вынуждены постоянно играть в лотерею с призом в виде внезапного головняка, решить который очень непросто. 

Пока готовилась данная публикация, поморский Россельхознадзор разродился-таки комментарием: 

«Указанные в материале нарушения были изначально выявлены в ходе общего мониторинга предприятий общепита, которые Управление проводит ежегодно. Указанные нарушения были выявлены в числе других аналогичных у других торговых точек. Но если многие предприятия в ответ на предостережения Россельхознадзора начинают принимать меры по приведению своей деятельности в рамки закона, то данный предприниматель после неоднократно направленных предостережений в течение длительного времени мер не принимал.

Управление продолжает мониторинг работы точек общепита в Архангельской области и будет продолжать публиковать информацию о выявляемых нарушениях».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле