Большой материал на данную тему публикует «РИА Новости».
Финский лесопромышленный комплекс в кризисе: Россия традиционно поглощала очень много целлюлозы, бумаги и картона. Крупнейшим производителям вроде UPM и Stora Enso пришлось кардинально менять логистические цепочки и срочно искать альтернативные рынки сбыта.
Причем из-за санкций ЕС финны лишились российской древесины.
Эмбарго ввели еще в рамках пятого пакета в 2022-м. Россия была вторым по масштабам поставщиком после Китая. По информации Федеральной таможенной службы, лесоматериалов в ныне недружественные страны в 2021-м экспортировали на 504 миллиона евро. Из них на 374,5 миллиона — в Финляндию.
Не оставалось ничего другого, как увеличивать вырубку собственного леса (в 2024-м — 65 миллионов кубометров, на 11 миллионов больше, чем в 2023-м) и нарастить закупки в Латвии, Эстонии и Турции. Однако сырье все равно подорожало, возник дефицит.
По данным Metsäkeskus, из-за санкций цены на древесину росли в среднем на 10%, а наиболее дефицитная балансовая, необходимая для производства целлюлозы и древесной массы, сразу взлетела на 20%.
В итоге финская лесная промышленность сократилась на 10%.
«Компенсировать удалось лишь малую часть российского импорта. В 2023-м зарубежные поставки древесины не превышали 40% показателя 2019 года. И вырубка леса не устранила дефицит», — констатировал Банк Финляндии.
Россия, кстати, в 2023-м увеличила экспорт древесины и изделий из нее в дружественные страны на треть — до четырех миллиардов долларов. Крупнейший импортер — Китай, 14 миллионов кубометров. Узбекистан приобрел два миллиона, Казахстан — 1,1. Заметно повысили закупаемые объемы Индия и Южная Корея.
В Финляндии же — рост цен. На отдельные товары — на десятки процентов.
Бизнес оказался зажат между санкциями ЕС и контрмерами со стороны России, констатируют экономисты. Финляндия — классический пример того, как малая экономика пострадала от геополитической турбулентности и необдуманных действий своих же союзников.



