Завтра в Архангельске+4°CСеверодвинске+4°CОнеге+4°CВельске+4°CМирном+4°CШенкурске+4°CЯренске+4°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,пятница, 07.11.2025 17:34

С небес в землю

30.07.2025 09:30
Межгосударственный авиационный комитет обнародовал окончательный отчёт по делу о крушении вертолёта, в котором погибли депутат Архангельской гордумы Сергей Сметанин и бизнесмен Алексей Семёнов. Публикуем главное из него.

25 сентября 2024 года неподалёку от деревни Бычье Мезенского округа потерпел крушение вертолёт «Robinson R44». На борту находились депутат Архангельской городской Думы Сергей Сметанин и бизнесмен Алексей Семёнов. Оба в результате авиакатастрофы погибли.

Об инциденте стало известно лишь на следующий день, так как вылет вертолёта был несанкционированном: план полёта в центр по организации воздушного движения не направлялся. Близкие погибших предполагали, что Семёнов и Сметанин задержались на рыбалке, поэтому и тревогу забили не сразу. Обломки «Робинсона» и тела были обнаружены лишь днём 27 сентября.

Конечной целью полёта являлась деревня Карандашевская Приморского округа, однако вертолёт рухнул практически сразу после того, как поднялся в воздух, в нескольких километрах от деревни Бычье. 

30 сентября МАК сформировал комиссию по расследованию авиационного происшествия. 23 июля расследование было завершено, общественности явили окончательный отчёт, который мы изучили и выбрали из него самые важные моменты. 


Вертолёт Robinson R44 (далее — R44) RA-04168 базировался на площадке, расположенной в районе деревне Карандашевская Приморского округа Архангельской области.

25 сентября 2025 года на вертолёте было выполнено три полёта:

1) С 16:18 до 18:12 с Карандашевской до озера Вапш

2) С 18:18 до 18:48 с озера Вапш до деревни Езевец в Мезенском округе

3) С 19:04 до 19:29 с Езевца до деревни Бычье

Кто был за штурвалом во время этих трёх полётов установить не представляется возможным. Кто был за ним во время фатального четвёртого полёта МАК не сообщает, однако, исходя из ряда фактов, напрашивается вывод, что это был Семёнов. 

Так, в отчёте указано, что пассажир являлся бывшим собственником вертолёта R44 RA-04168, по сообщению очевидца, проживающего в Бычье, он ранее не раз управлял вертолётом.

Согласно письму заместителя начальника МТУ Ространснадзора по СЗФО от 07.04.2025 № 10099: гражданин Ф. И. О. (пассажир) был привлечён к административной ответственности: за нарушение правил использования воздушного пространства по статье 11.4 КоАП РФ и за нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов, по статье 11.5 КоАП РФ:

  •  по части 4 статьи 11.5 КоАП РФ: Управление воздушным судном лицом, не имеющим права управлять им;
  •  по части 6 статьи 11.5 КоАП РФ: Управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством РФ.

Так как известно, что Сметанин был неоднократно оштрафован за управление вертолётом без прав, нарушение правил использования воздушного пространства, а также в отчёте указан возраст пилота — 41 год (Сметанину было 49 лет), то можно предположить, что именно он был пассажиром, а Семёнов — пилотом. У него также не было ни лётного образования, ни необходимых свидетельств. 

Вот ещё факты из отчёта. 

«Робинсон» эксплуатировался со снятыми органами управления с левого кресла.

При осмотре комиссией вертолёта на месте происшествия, государственный и регистрационный опознавательные знаки были заклеены черным скотчем.

Метеоинформация у официального метеорологического органа не запрашивалась.

Уведомление на использование воздушного пространства, предусмотренное пунктом 124 ФП ИВП РФ, в органы ОрВД (Организация воздушного движения) не подавалось.

В отчёте говорится, что в топливных баках вертолёта находилась смесь авиационного бензина марки AVGAS 100 LL и автомобильного бензина, однако качество топлива в данном случае не могло повлиять на произошедшее, так как предыдущие три полёта в тот день были выполнены успешно. 

Последний взлёт вертолёта выполнен в 20:08 и был зафиксирован камерой мобильного телефона одного из очевидцев, проживающего в Бычье.

Пилот и пассажир обучение по программе первоначальной подготовки на вертолёте Robinson R44 не проходили, медицинский осмотр не проводился.  

ТО выполнялось в ООО «АВМ СЕРВИС» специалистами, имеющими действующие свидетельства специалистов по ТО ВС.

Последнее периодическое ТО по форме 100 ч/12 мес. было выполнено 05.10.2023.

Штатными средствами регистрации параметров полёта (самописцы) вертолёт оборудован не был.


Исходя из вышеизложенного, напрашивается логичный и печальный вывод: на то, кто и как летает в воздушном пространстве в районах Архангельской области (города Архангельской алгомерации всё-таки другая история) — всем контролирующим и надзорным органам по большей части пофигу. 

Того же Сметанина штрафовали за полёты на вертолёте, однако, с высокой долей вероятности, он продолжал садиться за штурвал. Сколько вообще полётов выполнил тот «Робинсон» — можно лишь гадать, так как никакие данные о его перемещениях куда следует не сообщались. Даже номера на вертолёте были заклеены, судя по всему, чтоб не «спалили».

Один из самых существенных моментов в отчёте — ни Сметанин, ни Семёнов не были пьяны. Этиловых, метиловых,
пропиловых, бутиловых и амиловых спиртов в их крови обнаружено не было. 

Что касается непосредственно самого инцидента. 

В отчёте указано, что первое столкновения вертолёта с деревьями произошло на удалении около 25 метров от места авиационного происшествия. Об этом свидетельствуют следы среза дерева лопастью несущего винта, а также фрагменты деревьев, находившихся по направлению движения вертолёта. 

Из заключения следует, что крушение, наиболее вероятно, произошло из-за потери пилотом видимости наземных ориентиров и естественного горизонта при полёте в условиях ночи над безориентирной лесистой местностью, что привело к столкновению с препятствиями (деревьями) и землёй.

Наиболее вероятно, авиационному происшествию способствовали:

  • отсутствие у лица, управлявшего вертолётом, профессиональной подготовки в качестве пилота;
  • необоснованное принятие пилотом решения на вылет в условиях, к которым он не был подготовлен;
  • неучёт пилотом положений Извещения по безопасности полетов SN-18 раздела 10 РЛЭ вертолёта R44.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле