На сей раз в делегации Архангельской области всё было идеально и сбалансировано: Цыбульский, Алсуфьев, Мураев, Шевела.
Первый — выражение современности, респектабельности, ума, начитанности, это собеседник для людей уровня министров, глав корпораций, медийщиков;
Второй — для красных директоров, опытных, крепких хозяйственников, директоров колхозов;
Третий — в прямоугольных очках в тяжёлой оправе, для экоактивистов, молодых журналистов, блогеров, среднего пошиба ИТР;
Четвёртый — это удаль, мощь, он общеупотребим среди мэров/пэров, депутатов, спортсменов.
То есть наша делегация для всех вкусов.
Члены делегации Архангельской области в Санкт-Петербурге ни разу нигде не почувствовали себя «лишними» в толпе себе подобных деловых представителей в костюмах и с бейджами.
Даже на фуршетах с тарелкой, полной радужной форели шеф-посола с жаренным сельдереем, маслом горного тархуна и сучьей щучьей икрой «наши» демонстрировали знание «скрипта» и не подавали вида «неловкости».
Проходившие мимо «наших» на форуме моментально «сканировали» членов поморской делегации, улавливая харизму и тонкое чувство этикета — тончайшую настройку поведения в деловой еде среде. Каждый жест, пауза, взгляд и даже обувь наших (простите за выражение) членов были отточены и полны неброского шика уверенных в себе людей.
Архангельская делегация прекрасно усвоила, что Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) — это не только форум. Это явление и в мире моды/этикета. Ритуал. И в этом ритуале важны такие детали как интуиция и общественная гибкость.
Это только с виду движение на ПМЭФ хаотичное, броуновское: делегации за день меняют шесть-семь переговорных зон, общаются с людьми разного социального веса. На самом деле всё предельно организовано и подчинено одной цели — не просто привлечь внимание, а вызвать доверие. Тут каждый участник движения — не человек, он — месседж: «Верь мне и всё у НАС получится», «Ты и я друзья навек и друга ты никогда не забудешь, если с ним подружился на ПМЭФ».

Бейдж. Техническая деталь? Как браслет в отеле «Ол инклюзиве»? Нет — это ID участника. Он яркий, большой, броский — это посыл, как открытая ладонь — «мне есть, что предложить и мне надо верить».
Визитка. Тут её подают не абы как и не вверх ногами, её подают двумя руками, как что-то очень ценное и сакральное. И кладут не в карман, а в холдер.
Этими деталями наши демонстрировали уважение к собеседнику.
Подготовка к форуму. Кто-то подумает, что взяли билеты, забронивали отели, нагладили костюмы и всё. Мимо.
Наши провели рекогносцировку: заранее знали, в каком павильоне будет кофе, где меньше сквозняков и как обойти зал, не попав в тупик.
Даже обувь имеет значение: новая, но такая, чтобы в ней можно было пройти сто тысяч шагов и не захромать как после футбола, и чтобы ноги не потели (запах имеет значение).
Костюмы по последнему крику моды: не мешковатые, всё приталено. Не длинные, а как у Олега Попова, чуть прикрывающие бёдра. Пуговицы должны сходиться только-только и главное — костюм не должен распахиваться, чтобы никто не заподозрил, что вы напичканы устройствами для записи и всё пишете.
Костюм должен быть застёгнут строго на одну пуговицу, независимо от комплекции. Прочная пуговица на стальных нитках — вот нынче часть залога успеха.
И в этом костюме ещё должны уместиться холдер, документы, зарядка, гаджет.

При этом голова тоже имеет значение. Она работает в режиме компьютера на космодроме: в неё заранее закладываются и темы сессий, и ФИО персон, и маршрут с локациями, и она же (голова) подаёт сигналы, которые считываются в толпе: вот кто-то ищет диалог; кто он, не жулик ли, по статусу ли к нему подходить, какая масть, а вот кто-то устал — его нужно взбодрить, а вот кто-то уже не готов к новым знакомствам, ему можно подсесть на уши.
Эти тонкости не пишутся в программах. Их важно чувствовать, ловить и быть готовым к ним.
То есть подготовка к форуму — это ещё и тренинг.
Дресс-код. Это не только костюм и галстук. Тут важны оттенки и колор.
Вы пришли в чёрном? Солидно, но мимо.
Форум — дневное летнее деловое мероприятие. Это не приём у Дона Корлеоне.
В Питере на летних форумах всегда были уместны светлые оттенки, чистые линии, качественные ткани. И упаси вас от кричащих, а тем более всемирно известных недружественных логотипов. И никакой нарочитой нарядности. Нарядность — это для праздных и жуликов.
А тут только деловые и только честные. Так подразумевается.
Этикет здесь дорог и прост одновременно. Успех в балансе: опрятен, современен, точен, подтянут, здоров. При оптимизме ты король.
«Наши» показали себя королями.
Телефон. Глядь… Это очень важный маркер. С ним нынче связано всё, и главное — первое впечатление. Судят нынче не по уму, а по телефону и умению жонглировать им.
Небрежно, умеючи. Ненавязчиво.
К тому же телефон — часть этикета. Надоел собеседник? Вынули пистолет Вынули телефон и даже не нужно проверять почту, просто бросили взгляд на экран пока собеседник что-то втюхивает и жестом сказали иди уже на… «секундочку, меня зовёт Он». Переводим: «Мне не важно, что ты говоришь».
Тут все помнят, что они на «сцене». 24/7.
Фуршет. Еда — вторична. Нажраться можно и ночью, перед сном. А тут еда, как часть спектакля: бокал в одной руке, в другой тарелка на два укуса. Вдруг кто подойдёт и предложит визитку, а третьей руки-то нет.
И бокал, хоть и неудобно, надо держать в левой руке. Но правая для рукопожатия.
Нетворкинг.
Тут ничего нельзя. Люди беседуют — нужные люди, очень нужные. Вторгаться в их плотный круг — грубо. Можно вторгнуться, но вы их сразу теряете.
Можно прокричать свои регалии на весь зал. Сбрендил.
Робок — не уверен в себе.
Тут важно ненавязчиво занять нужное пространство и деликатно из него уйти.
Наши на форуме с этим справились. А будет ли толк для развития Архангельской области от навыков «наших» покажет время.
Алла Волуйских, специально для ИА «Эхо СЕВЕРА»