Режиссер: Николай Лебедев.
В главных ролях: Александр Петров, Алексей Гуськов, Сергей Гармаш, Виктор Добронравов, Диана Пожарская, Антон Богданов, Михаил Данилюк.
Премьера 17 апреля 2025 года.
Редко, когда можно сказать, что какой-то российский фильм аудитория действительно ждёт, но в случае с первым русским кино про мегаосьминога «Кракен» это действительно так. Правда, ожидание было сопровождено ироничной улыбкой, ведь в 2025 году уже никого не удивишь картиной про неведомый ужас из глубин — всем хотелось посмотреть, как же Сергей Михалков будет воевать с огромным октопусом.
Правда, сам главный режиссер российского дворянства имеет к новой ленте лишь опосредованное отношение. «Кракена» выпустила михалковская студия «ТриТэ», но, похоже, что данное творческое объединение последние 10 лет только и мечтало снять что-нибудь с гигантскими тентаклями, ведь их новый фильм — квинтэссенция всех предыдущих работ.
В режиссерское кресло сел Николай Лебедев — известный госрежиссер, снявший 13 лет назад неплохой на то время фильм про хоккеиста Харламова, позже полюбил Козловского и снял его в посредственной ленте-катастрофе «Экипаж», показывал любовь в Нюрнберге вместо суда над нацистами, но все мы его нежно обожаем за «Волкодава» — кино с отрицательным рейтингом.
За сценарий взялся Алексей Сидоров, который за свою жизнь так и не написал ничего лучше «Бригады», зато подарил нам трилогию «Бой с тенью», несколько трэшовых телепроектов и, конечно же, «Форсаж на танках» («Т-34»).
Помимо самоповторов, о которых чуть позже, «Кракен» очень много заимствует из попсового американского кино. Можно было бы придумать оправдание плагиату в стиле «Неудивительно! У них мегаосьминоги на экране уже 70 лет, а у нас впервые», но наш северный Ктулху — это именно американский боевик, выстроенный по их лекалам, с их сюжетными тропами, но в россйских реалиях.
Проблема в том, что пока российское кино вылезало из кризиса, аниматоры осваивали графику, пока все бюджеты уходили в военные фильмы, зритель смотрел западный кинематограф и к моменту выхода первого дорогого развлекательного блокбастера «Притяжение» истории про вторжение инопланетян были, мягко говоря, второй свежести. Единственное, что вызывало интерес — перенос событий мирового масштаба в родные хрущи.
То же самое из «Кракеном». Мы уже видели и «Трансформеров», и несколько «Годзилл», и битву огромных мехов с Кайдзю, но в российские локации монстры таких масштабов еще не забирались и кубрики российской подлодки — единственное новшество, которое привносит творение студии «ТриТэ».
Сюжет у «Кракена» весьма незатейлив и наверняка будет знаком любому. Во время испытаний какого-то супероружия (само собой, западного) в Северном Ледовитом океане при загадочных обстоятельствах пропадает подводная станция, а после и российский атомоход «Атаман Ермак».
На выручку подводников и поиски того самого оружия отправляют танкистов из «Т-34» капитана Воронина, сыгранного Александром Петровым на такой же секретной подлодке. Вскоре выясняется, что на пропавшей атомной лодке выжил брат Виктора Воронина — Александр, который тоже капитан. Играет его еще один член экипажа «Т-34» Виктор Добронравов.
Родственные связи между поисковиком и пропавшим зарождают основу главного конфликта, ведь дабы Воронин-Петров в критический момент не поддался эмоциям, к нему приписывают целого контр-адмирала. Не совсем понятно, зачем в архиважную миссию отправлять ненадежного капитана, вместо того, чтобы сразу назначить главным старшего по званию.
Впрочем, вряд ли с адмиралом у руля у фильма был бы счастливый финал, ведь он может только говорить под руку, ставя под сомнение вообще все решения Петрова, и накалять обстановку на мостике.
Но знаете, что страшнее оказаться в желудке у огромнейшего осьминога? Российская прокуратура! Адмирал всерьез угрожает Петрову этим органом, когда последний не хочет слушать начальство.
Во время плаваний по северным морям Петров подберет на льдине свою любовь, успеет поругаться и помириться с ней, выяснит отношения со своим братом, заслужит наконец-то уважение контр-адмирала и команды…, а кракен-то где?
Его используют очень пошло. В самом начале он по канонам жанра покажет несколько щупальцев, еще через пару десятков минут осьминог на секунду ворвётся и сожрет кита, что на его фоне словно креветка, ближе к финалу зрителя ждёт очень заезженное клише — нам покажут глаз монстра и конечно же будет попытка создать эпик в кульминации, обвив лодку щупальцами.
Из плюсов — это самый большой кракен из когда-либо снятых в кино. Даже Кайдзю из «Тихоокеанского рубежа» не сравнятся с нашим монстром.
Минусы — осьминога очень и очень мало. Большая часть двухчасового фильма пройдет на тесных палубах подлодки и в кабинете Морского генштаба. Еще монстр слишком нежен с подлодкой Петрова. Он то легонько (по своим меркам) толкнёт её, то погладит, а большую часть хронометража человеки его вообще не интересуют.
Вообще, и у самого кино минусов гораздо больше, чем плюсов.
Во-первых, взаимодействие героев происходит как в «Т-34»: Петров уверенным криком отдает команду, а Антон Богданов, пытаясь состроить деловую мину, немедленно её исполняет. Абсолютно все решения капитана верные и ошибается он только, когда слушает контр-адмирала.
Во-вторых, стопроцентная предсказуемость каждого сюжетного поворота. Почему лодка пропала с радаров? Посмотрите на постер и всё поймете. Чем же герои победят кракена? В самом начале фильма говорится, что в конце квеста их ждёт супероружие. Помирятся ли братья и выживут ли? Просто угадайте.
Причем, снято всё это с таким серьезным лицом, что даже пример из Голливуда в голову не идёт. В «Армагеддоне» была куча шуток, в «Годзилле» под них отдали полноценного комичного персонажа, а у нас навалили очень скучного пафоса.
Чего-то сверхсерьезного мы и ожидали, но надеялись на элементы трэша. Петров мог бы вызвать адмирала подраться на кулаках или героически пожертвовать собой, словно Джек Воробей прыгая в глотку к кракену в обнимку с бомбой.
Но нет, за весь фильм смешит только угроза прокуратурой и секретное оружие: «Против монстра не работают обычные торпеды, что делать? Возьмем суперторпеду!».
Причем очень удивляет подход авторов к юмору. Как в «Т-34» — напомним, кино про концлагерь — шуток накидать, так это они могут, а в ленте про борьбу подлодки с осьминогом не вставляют ни одной даже саркастичной реплики.
Может быть, «Кракен» хоть за счет графики вывезет? Вряд ли. На большом экране одна сцена со щупальцами смотрится эпично. Неплохо нарисованы и киты, но всё это уровень «Тихоокеанского рубежа» 12-летней давности, а местами хуже.
И главное — 80% сцен с осьминогом вы видели в трейлере.
Экшн создается за счет чехарды в кубриках: замкнутое пространство, кто-то куда-то бежит, дым, искры, камера трясется. В такие моменты можно начать переживать за героев, но визуал не впечатляет абсолютно. Но именно из таких моментов и состоит львиная доля фильма.
Причем, видно, что кому-то из «ТриТэ» явно очень запала в душу идея сделать нашего кракена. Этот фильм продвигали и рекламировали 5 лет, еще до старта съемок. К сожалению, производство опять попало в руки ремесленников и вышла помесь из любимых режиссерских приемов Лебедева, вроде поведения Петрова в стиле Козловского из «Экипажа» и двух разлученных братьев, как в «Нюрнберге», и самых заезженных голливудских клише из фильмов про монстров.
Данной ленте просто незачем уделять внимание. Весь наш кракен уложился в трейлере, недосягаемого актерского мастерства не будет, смеяться почти не над чем (ни тупых моментов, сделанных случайно, ни заготовленных шуток). Драма на подлодке в сотни раз лучше в «72 метрах» 2004 года.
После всего вышесказанного хочется процитировать одного из героев «Кракена», — «Что это было?»
12+
Александр Губкин