Режиссер: Мэл Гибсон.
В ролях: Мишель Докери, Марк Уолберг, Тофер Грейс, Леа Ремини, Мааз Али.
Премьера 22 января 2025 года.
Удивительно, как многократно отмененный Мел Гибсон до сих пор привлекает к себе столько внимания. Расист, антисемит, христианский фундаменталист и когда-то запойный алкоголик, похоже, обладает какой-то титанической харизмой, раз одно его имя в титрах способно принести кассу даже очень посредственному фильму.
В 2000-х фильмы Гибсона становились современной классикой сразу после выхода в прокат. «Страсти Христовы» были на устах у всего мира, а «Апокалипсис» до сих пор является чем-то недосягаемым по уровню вовлечения автора в собственный мир. Про «Храброе сердце» и говорить нечего — его обожают все.
После волны успеха Мел-режиссер пропал на 10 лет, опять влип в несколько скандалов и вернулся с очень хорошим «По соображениям совести». Тогда все заговорили о возвращении Гибсона на большую сцену, а он возьми и снова прекрати снимать (но не сниматься) почти на 10 лет.
Очередное возвращение получилось уж совсем слабым. Свежий фильм «Особо опасный пассажир» не просто не стоит имени Мела Гибсона, он не стоит даже полутора часов, которые украдёт из жизни любого, кто решит его посмотреть.
Сюжет в «Пассажире» не откладывает развитие в долгий ящик и за первые 5 минут вываливает на зрителя всю экспозицию, с которой он проведет половину ленты. Под взором жутко нарисованного лося на Аляске арестовывают излишне болтливого бухгалтера мафии и везут его в цивилизацию.
Доставить задержанного в Нью-Йорк должна федеральный маршал по имени Мэдолин и нанятый пилот в исполнении Марка Уолдберга. Скоро преступник и надзиратель понимают, что они заперты на высоте нескольких тысяч метров с очень неприятным типом.
Внимание, спойлер: герой Уолдберга — наемный убийца, подосланный боссом мафии, на которого работал задержанный финансист, но раскроет он себя не сразу. Сначала он 20 минут будет бесить зрителя своей игрой.
В персонаже Марка Уолдберга сложилось желание режиссера сделать из него карикатурного антагониста и переигрывание актёра. Марк уж очень старается быть деревенщиной: разговаривает с открытым ртом, не смешно шутит и даже имеет очень забавную гига-лысину за кепкой дальнобойщика. Когда пилот-убийца на 15 минут выпадает из повествования, начинаешь отдыхать, но вскоре он очухивается и продолжает задавать тон всей картине.
Выискивая положительные моменты, можно отметить, что такого Марка Уолдберга мы еще не видели. Герой получился действительно неприятным и, если так и было задумано, то хотя бы антагонист вышел что надо.
Главный положительный персонаж — маршал Мэдолин — совершенно безликая женщина. Разговаривает как вояка, не отходит от инструкций и играет абсолютно никак.
Бухгалтер мафии — типичный комичный герой: разряжает атмосферу, дуркует не по делу и постоянно находится на грани истерики, но в нужный момент замолкает.
Итого мы на полтора часа застреваем в самолете со слишком эмоциональным и слишком лысым наемным убийцей, аморфной бой-женщиной и испуганным ботаником. Вроде бы три контрастных героя должны создавать синергию, но этого нет. Каждый из них сам по себе, а диалоги часто превращаются в поток мысли Марка Уолдберга, обрывающего любой конструктив очередной тупой шуткой.
Кино про трех людей в замкнутом пространстве по определению должно быть диалоговым, но в «Особо опасном пассажире» мы 7 минут слушаем, как диспетчер клеит главную героиню вместо того, чтобы помогать в управлении самолетом, 5 минут уходит на обсуждение обмоченных штанов, а оставшийся хронометраж уходит Уолдбергу, раз за разом рассказывающим, как он расправится со всеми присутствующими при первой возможности.
Личности персонажей развиваются всего трижды за фильм. Два сюжетных толчка ложатся на плечи героя Уолдберга, один раз себя проявляет бухгалтер, а вот главная героиня не раскрывается вовсе.
Складывается четкое ощущение, что у авторов была неплохая идея, но они совершенно не знали, как натянуть фильму хотя бы минимальный хронометраж. После бодрой завязки почти невозможно удержаться от перемотки очередных интереснейших бесед.
Причем, сразу после того, как убийца раскрывается, зритель знает, что будет дальше: его обезвредят, потом он освободится перед финальной схваткой и в самом конце всё будет хорошо.
Основным двигателем сюжета в «Пассажире» является самолёт, который трижды за фильм отказывается лететь, кренится и подкидывает героям под ноги очередной важный артефакт. В эти же моменты начинаются и самые зрелищные сцены. Кукурузник на фоне нарисованных заснеженных гор — максимум, что вас ждёт.
Линия с диспетчером Хасаном как будто кричит о том, что этот голос в радиоприемнике на стороне убийцы Уолдберга, но его линия не заканчивается вообще ничем. Хасан просто сворует у вас из жизни минут 15, мило болтая с главной героиней.
Из увиденного непонятно: а где здесь Мел Гибсон? Это непросто безыдейное неавторское кино, это даже разминкой тяжело назвать. После 10 лет отсутствия в режиссерском кресле нельзя возвращаться вот с этим.
Впереди у Мела в буквально смысле воскрешение «Страстей Христовых», зачем-то готовится пятая часть «Смертельного оружия» и нечто загадочное под названием «Берсерк». После камбека в виде «Особо опасного пассажира» уже не очень верится в то, что старина Мел до сих пор что-то может, а одни сиквелы в планах на ближайшие пару лет только подтверждают это опасение.
Такие фильмы снимают, когда не хватает на оплату счетов за воду или на очередную бутылку виски, но от именитых режиссеров что-то подобное видеть и вовсе непривычно.
Но самое забавное, что громкое имя в титрах сработало. Эта халтура, снятая знаменитым режиссером со знаменитым актером в главной роли, отбилась почти дважды. При бюджете в 29 миллионов долларов «Пассажир» по миру собрал 43 миллиона.
18+
Александр Губкин