А помните, как в доковидные времена в Москву приезжала Metallica и пела «Группу крови»? А помните, как в Санкт-Петербурге фронтмен Limp Bizkit шутил про борщ? А как в том же Питере народ чуть не порвал по швам клуб «А2» на Stone Sour? А как в Архангельск приезжали The Exploited?
То время вспоминается с особенной теплотой, ибо спустя 6 лет приличные рок-концерты не то что в Архангельске, но и по всей России практически сошли на нет. За прошедшие годы нормально потрясти гривой выходило лишь пару раз, а в столице Поморья — ни разу.
В этой связи приглашение на северодвинский фест в ДК «Строитель» было воспринято с существенной долей скепсиса. И площадка, и список участников для человека со стороны выглядели скорее иронично, что и сподвигло согласиться.
Еще до начала мероприятия было приятно признать ошибочность собственного предубеждения. Еще за час у входа в «Строитель» собралась очень колоритная компания: дамы в косухах и с правильными прическами, бородатые мужики в цепях и шипах. Причем, их было много и ощущение, будто попал, куда надо, только усиливалось.
Скепсис по поводу выбранной площадки тоже развеялся, стоило только войти внутрь. Количество посетителей и площадь зала совпали идеально. Приди чуть меньше людей и концерт смотрелся бы куцо, а чуть большее количество народу создавало бы трудности при перемещении. В случае со «Штурмом ледяного безмолвия» места хватило всем: кто успел, занял столики, а остальные могли в свое удовольствие попрыгать на танцполе, а после отойти в сторонку перевести дух.
Единственный минус — бар, точнее скудность алкогольного меню. Из спиртного продавалось только пиво, но гаситься слабоалкогольным газированным напитком в толпе людей — затея так себе, а 4 часа трясти трезвой головой способен не каждый. Многие решили данную дилемму, придя со своим. Пиво тоже пользовалось завидным спросом и уже ко второму часу полные урны звенели пустыми банками и бутылками. Еда на витринах осталась почти нетронутой.

Организаторы несколько раз предупреждали, что особо пьяные тела будут принудительно выноситься из зала ногами вперед, однако таких мер не потребовалось. Все вели себя в рамках приличия, установленных на подобных концертах.
Перед тем, как переходить к обзору групп, хочется сказать еще пару добрых слов про публику. Все стереотипы, которые средний гражданин представляет, когда слышит слово «рокер», в тот вечер собрались под одной крышей. Конечно, были и те, кто пришел «в гражданке», но такие являлись меньшинством. Именно про подобных ребят группа Alai Oli пела в песне «Зажигают фонари».
На взгляд автора материала, подобная аудитория — это прекрасно. Автор сам такой же. Образ чувака в косухе, высоких ботинках и майке Misfits постепенно уходит в прошлое и очень приятно видеть таких людей в большом количестве, вдохновлённых любимой музыкой. Несмотря на внешнюю агрессивность образов, любой негатив (если он вообще был) растворяется в совместных объятиях после слэма и без такой атмосферы рок-концерт — не рок-концерт. Всегда здорово ощутить себя в толпе людей, поднимающих упавших, орущих вместе с тобой, делящихся водичкой. Одним словом, — «Ну, за единение».
Что касается групп, то они тоже вывозили больше за счёт общей атмосферы.

Первыми на сцену вышли веселые ребята из коллектива Лютый Север. Играли они oi-панк с жирными вкраплениями фолка и текстами про древнюю Русь, чудо-богатырей и удалых ушкуйников. Оказалось, что в Северодвинске это действительно народная группа и вели они себя соответственно. Вокалист не раз и не два пускался в слэм, спрыгивая с невысокой сцены, кажется, знал каждого второго в зале и опять-таки излучал море доброты, несмотря на внешность огромного мужика в тяжелых ботинках.

Несмотря на то, что хэдлайнерами феста явно был Трупный яд, большинство людей пришло именно на Лютый Север. С первых же песен лысые господа со спущенными подтяжками пустились в пляс, а вскоре к ним присоединились еще пара десятков человек. Музыканты поздравляли именинников, вручали мерч, а ближе к концу сета случилось целое предложение руки и сердца прямо на сцене. Музыканты явно не очень хотели покидать сцену, а люди — отпускать их.

Следом начал выступление ВИА «Death Struggle» и с первой же ноты глаза автора материала заметно расширились. Настоящий хороший блэк-метал в северодвинском ДК «Строитель»? Это возможно?
Оказалось, еще как возможно. Фанаты Лютого Севера отошли передохнуть и уступили место местным бошкотрясам, которые вместе с вокалистом вздымали руки к небу и вращали гривами до хруста шейных позвонков. К третьему-четвертому треку актив вернулся на танцпол и получилось даже побегать в сёркл-пите и потолкаться в центре круга. Благостно.
Печаль от упущенного концерта группы Grima в Череповце улетучилась, а голод по блэк-металу был утолён.
На Death Struggle приятно удивили несколько ребят старшего школьного возраста. На фоне заслуженных любителей рока они смотрелись несколько инородно, зато вращали прическами на зависть многим. Если настолько тяжелая музыка вызывает искренние эмоции у молодого поколения, значит культура жива и это тоже здорово.
Очень жаль, что Death Struggle пока не собирает на поморской земле хотя бы тысячу человек. Такой музыке нужна толпа, стены смерти и более масштабные сёрклы, но и в компании человек двадцати было весело и драйвово.
К Трупному яду народ заметно подустал и подрассосался. Еще бы, меситься четвертый час выдержит не каждый. Но чем ближе подходил час их выхода на сцену, тем чаще можно было слышать чью-то восторженную историю о том, как кто-нибудь еще школьником ходил на их выступления.
Про саму группу трудно рассказать что-то новое. Коллектив выступает дольше, чем автор живёт на свете и, насколько удалось понять по реакции публики, Трупный яд остается верен себе: те же ироничные остросоциальные тексты под тяжелые рифы. Поклонники остались довольными, а остальных забыли спросить. Что еще нужно?
К полуночи никто не ушел обиженным. Вспотевшие, с запутанными волосами, слегка пьяные люди побрели к гардеробу в очень хорошем настроении. Все, кто хотел, сфоткались с любимыми музыкантами, а последние не отказывали поклонникам в общении.
Пусть сейчас тяжёлая сцена скорее выживает, но подобные мероприятия говорят о том, что будущее у неё есть, как есть и запрос на такую музыку.
Как говорил генерал Талалев из фильма «ДМБ», — Прекрасно расслабились.
P.S.
Главным фанатам Трупного яда — семейству толстых котов, живущих в курилке, — отдельный респект.

Александр Губкин