Обращение касается вопроса о стабилизации перевозок железнодорожным транспортом продукции лесопромышленного комплекса и об установлении понижающего коэффициента к тарифам на перевозку лесных грузов для экспортно-ориентированных предприятий севера европейской части Российской Федерации.
В обращении говорится, что лесопромышленный комплекс относится к ключевым отраслям экономики Архангельской области. Специализацией является производство продукции лесопереработки на экспорт. Основными ее потребителями многие годы были европейские страны. Ведущую роль в отраслевой логистике играл морской транспорт. Сегодня основной рынок сбыта переместился в Китай, протяженность маршрутов доставки грузов значительно увеличилась.
С изменением внешнеторгового баланса резко возросло значение железнодорожных перевозок. Часть объемов лесопродукции предприятия лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее — предприятия) отправляют в порты Санкт-Петербурга, однако из-за нехватки мест на морских судах, невозможности их приема в некоторых регионах Китая и роста тарифов на перевозку грузов морским транспортом данная транспортная схема имеет ограничения.
Проблема бесперебойного обеспечения предприятий железнодорожным подвижным составом имеет системный характер. Несмотря на принимаемые меры, обстановка остается сложной. Предприятиям выделяется крайне недостаточное количество грузовых составов для отправки готовой продукции потребителям. За 2024 год по 694 заявкам (заявки ООО ГК «УЛК», ЗАО «Лесозавод 25», АО «Архангельский ЦБК», АО «Онежский ЛДК») выделено только 386 контейнерных поездов, то есть немногим более половины (56 процентов) от потребности. В настоящее время удовлетворяется около трети объема заявок предприятий.
В части прямых контейнерных поездов в Китайскую Народную Республику через пограничные переходы Забайкальск, Гродеково, Наушки ежемесячно согласовывается одна из десяти заявок.
По этому направлению с отгрузкой через порты Дальнего Востока — две из четырех. По альтернативному маршруту через Казахстан согласовывается не более половины заявок.
Частой практикой в работе открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее — ОАО «РЖД») является нарушение графиков отправления поездов с переносом на более поздние даты.
Накопление груженых составов на станциях и в терминалах предприятий ограничивает прием порожних вагонов и контейнеров под погрузку. Возникают дополнительные затраты на оплату штрафов за их простой.
Согласно приказу ОАО «РЖД» от 21 октября 2024 года № 18/1 прием порожних вагонов к перевозке осуществляется в количестве не более 42 тысяч единиц в сутки, что крайне недостаточно.
Например, на крупнейшем отраслевом предприятии России АО «Архангельский ЦБК» к началу декабря 2024 года скопилось более 1000 порожних вагонов.
Вариант перевозки грузов в Китай через переходы Достык, Алтынколь на границе с Казахстаном увеличивает стоимость логистики вдвое.
Неритмичность отправки составов с территории Казахстана носит хронический характер.
Несвоевременный оборот железнодорожного подвижного состава приводит к переполнению складов пиломатериалов и лесобумажной продукции, задержке отправления грузов. Нарушение сроков транспортировки химикатов (хлората натрия) из Узбекистана, необходимых для отбелки целлюлозы, грозит простоями целлюлозного производства, срывом заключенных контрактов.
С 1 декабря 2024 года тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом проиндексированы на 13,8 процента, в 2025 году планируется их дальнейшее увеличение.
В настоящее время происходит перенастройка работы предприятий в новых экономических условиях. Последние годы удавалось поддерживать баланс производства и сбыта продукции, сохранять трудовые коллективы и социальные выплаты.
Однако обострение логистических проблем может нарушить относительную стабильность и создать предпосылки для экономического кризиса в лесопромышленном комплексе.
В целях недопущения потерь бюджетной системы Российской Федерации в результате спада экономики лесной отрасли, создания дополнительных стимулов для развития лесопромышленного производства и смежных отраслей, в том числе организаций транспорта, Архангельское областное Собрание депутатов просит вас содействовать в принятии решения ОАО «РЖД» о применении понижающего коэффициента к тарифам на перевозку грузов железнодорожным транспортом или об установлении ежеквартальных скидок в размере 15 процентов в 2025 году для экспортно-ориентированных предприятий севера европейской части Российской Федерации, а также поручить ОАО «РЖД» принять меры по:
1) Организации бесперебойного обеспечения железнодорожным подвижным составом в соответствии с заявками предприятий;
2) Синхронизации поставки и отправки груженых и порожних поездов, исключающей формирование сверхнормативного накопления вагонов на железнодорожных станциях и в терминалах предприятий;
3) Организации ритмичного транзита через Казахстан лесопродукции (экспорт) и продуктов лесохимии (импорт) отправителей (получателей) лесопромышленных предприятий севера европейской части Российской Федерации.