Завтра в Архангельске+7°CСеверодвинске+6°CОнеге+7°CВельске+6°CМирном+6°CШенкурске+6°CЯренске+4°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,четверг, 01.05.2025 22:36

Ничего бессмертного

06.10.2024 14:05
Рецензия на фильм «Бессмертные» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Тигран Кеосаян.

В ролях: Сергей Пускепалис, Александр Метёлкин, Юрий Стоянов, Артём Ешкин, Фёдор Добронравов, Роман Мадянов, Максим Емельянов.

Премьера 23 февраля 2022 года.

А знали ли вы, что уже два года существует свежий ремейк «Белорусского вокзала»? Мы тоже нет, настолько «популярный» получился фильм. Оказывается, после волн критики в сторону каждой первой осовремененной классической ленты, наши творцы никак не угомонятся, продолжая попытки то ли заработать, то ли показать свою странную любовь к оригиналам.

В случае с «Бессмертными» (да, именно так пафосно называется блеклая копия «Белорусского вокзала»), потоки недовольства хлынули на авторов, как только будущее кино анонсировали. Можно сколько угодно оправдываться, повторяя «Не смотрел, а осуждаешь», но кого вы обманываете?

Мы — российские зрители — видели имя режиссера и его предыдущие работы (особенно на ТВ), видели мы и предыдущие примеры ремейков. Даже, если на выходе получится современный шедевр, крики «Руки прочь от нашего детства!» совершенно оправданы. В 2021 году ходили слухи, что съемки отменяются из-за негатива в Сети. К сожалению, слухи оказались просто слухами.

Спойлер: шедевра не вышло.

Перед описанием того, чем являются «Бессмертные», стоит сделать ремарку: на фоне новых «Джентльменов, удачи» или, не дай Бог, «Кавказской пленницы», «Белорусский вокзал» наших дней не так плох. Просто у автора данной рецензии оригинал является самым любимым фильмом за все 75 лет Советского Союза и смотреть на серьезное упрощение образов фронтовой четверки лично мне особенно неприятно.

Чтобы сложилось понимание, насколько ремейк похудел в эмоциональном плане по сравнению с фильмом 1970 года, вспомните, как опоздавший на похороны Леонов обнимает своих боевых товарищей: крепко, долго, со слезами на глазах. В 2022 году эта же сцена выглядит так: все герои стоят в рядок, курят:

— Сколько мы не виделись? Лет 15?

— 20 лет мы не виделись. В 1999-м медаль обмывали.

Всё! Никаких эмоций на каменных лицах.

В «Белорусском вокзале» описание последней встречи друзей сопровождалось микроисторией про литры спирта, картошку в мундире и гостей в мундирах, а тут — просто медаль обмыли. Да и какая медаль может быть в 1999-м, если речь идет об афганцах, чья война закончилась в 1989 году?

Вспомним и другой эпизод, который авторы фильма скопировали в меру своей испорченности.

Вот, как выглядел монолог героя Всеволода Сафонова 55 лет назад:

— Значит… Посидели, потрепались… Всё? Ладно, бывайте.

А так его пересняли сегодня:

— Э, я не понял?! Вы чё?! Поехали Леху помянем, нормально!

Даже в текстовом пересказе уровень сценариста «Бессмертных» виден наглядно. Про Леху, кстати, больше не вспоминают. Вообще. 

Уровень постановщика виден по экспозиции. В ленте 2022 года это самое «Вы чё?!» звучит на 10-й минуте фильма, а в оригинале на 33-й. В «Бессмертных» нам зачем-то показали флешбэк из дембельского поезда, который не влияет ни на что, но должен показать дружбу персонажей, а в «Белорусском вокзале» зритель к тому моменту успел побывать на мрачных поминках, увидеть убитую горем семью и поближе познакомиться с героями через их поступки.

Различаются оригинал с ремейком и в отношении к жизни. В «Белорусском вокзале» герои, по большому счету, так и не вернулись с войны. Коктейли и рок-н-ролл в кафешке их не раздражают, просто они не понимают тех, кто родился после 1945 года, им неуютно, но в чужой мир фронтовики не лезут.

Афганцы из «Бессмертных» в такой же сцене ломают всё под себя: вырубают музыку, а потом и компанию недовольных молодчиков. Да, шумные ребята в пельменной вроде бы и сами нарвалась, а вроде бы, виноваты все.

Фронтовики из «Белорусского вокзала» полезли в драку, потому что на кону была жизнь слесаря, задохнувшегося в коллекторе, а фронтовики из «Бессмертых» устроили мордобой из-за того, что хотели посидеть в тишине. Причем, тихое заведение у них было, но из-за гордости герой Мадянова специально выбрал дешевую забегаловку с соответствующим контингентом.

По итогу афганцы разгромили кафе, поломали лица гопников и не испытали ни грамма мук совести. Не то, что раньше…

Зато половина «Бессмертных» состоит из флешбэков в лихие 90-е. Они нужны, чтобы показать, как непросто сложилась жизнь ветеранов Афгана и… Диалог героя Леонова с женой перекрывает их все одной левой. В нем была и мрачная гордость раненого солдата, и дикая несправедливость, а теперь только право сильного: кто мощнее бьет, тот и лучше.

Можно бесконечно долго сравнивать оригинал с ремейком и все эти сравнения будут не в пользу последнего. Каждая из переснятых сцен в фильме 1970 года была лучше.

Самый избитый аргумент на тему советского военного кино тут идеально подходит — тогда люди знали, о чем снимали. Леонов во время войны работал токарем в тылу, Нина Ургант побывала в оккупации, Всеволод Сафонов впал в депрессию, когда в 18 лет ВВК не согласилась отправить его на фронт, Папанов воевал зенитчиком и был ранен, Алексей Глазырин — участник фронтовой театральной бригады.

Им и без «Белорусского вокзала» было, о чем вспомнить, соберись они в кафешке без камер, а всем причастным к «Бессмертным» нечего сказать об Афгане, ведь никто из них там не служил.

Впрочем, это вовсе не их вина. Актерский квартет — единственная сила, тянущая весь фильм. Да, Добронравов — не Папанов, а Мадянов — не Леонов, но они вместе со Стояновым и Пускепалисом — по-прежнему прекрасные актеры. Если выкинуть совершенно не нужные переброски в 90-е, то час взаимодействия этих заслуженных людей смотрелся бы легко и даже с удовольствием.

К слову о наследии, режиссер всячески отнекивался от слова «ремейк», говорил, что лишь вдохновлялся «Белорусским вокзалом», но это, извините, лукавство. Переснятые сцены мы уже обсудили, а вот отношение режиссера Андрея Смирнова к современному творению — еще нет.

Автор «Бессмертных» до начала съемок пытался получить добро от Смирнова на современную версию его фильма, но получил твердый и, по слухам, даже грубый отказ. Тем не менее, классика была переснята с довольно наглыми отсылками, против которых выступал создатель «Белорусского вокзала».

Даже шрифт на постере отсылает к ленте 1970 года и это уже прямое паразитирование, портящее репутацию фильма, который и без того ступает на очень тонкий лед, играя с чувствами поклонников того самого кино.

Единственный интересный вопрос, который ставят «Бессмертные»: а имеет ли современное поколение право на День Победы. Само собой имеет, но за аргументацией к такому выводу лучше идти к какому-нибудь другому фильму. От этого рефлексии ждать не стоит.

Было бы невероятной пошлостью вставлять «Десятый наш десантный батальон» в финал «Бессмертных», поэтому финальный саундтрэк заменили на Лещенко и какую-то попсу под гитару.

Стоит ли тратить свое время на ремейк «Белорусского вокзала»? В таком контексте — конечно же нет. Оба фильма идут примерно одинаково и 135 минут из выходного дня лучше провести за пересмотром картины Смирнова, пусть и в тысячный раз.

Если вырвать из мозга все воспоминания об оригинале, то, может быть, удастся даже получить приятные впечатления от наблюдения за тем, как наглые гопники получают от бодрых стариков, умилиться купанию заслуженных людей в фонтане и усмехнуться от очередной пародии на кино про братков.

Если бы авторы проявили чуть больше самостоятельности, не примазываясь к любимому всеми кино, то «Бессмертные» заслужили бы оценку получше. В конце концов, Добронравов, Стоянов, Мадянов и Пускепалис на одной площадке вытянули бы даже самый ужасный сценарий.

12+

Александр Губкин.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле
Орфографическая ошибка
×