Музыка должна цеплять, слова должны западать в душу, а сама песня — заставлять задуматься. Именно таких принципов придерживается Елена Ганькова — новая яркая звёздочка поморского музыкального небосвода.
При этом начала свой путь в музыке Елена достаточно давно. Ещё обучаясь в начальной школе, она участвовала в вокальном конкурсе и одержала на нём победу. С тех пор Елена и музыка неразрывно связаны: выступления, концерты, исполнение кавер-песен… Но по-настоящему её талант раскрылся тогда, когда она начала заниматься сольным творчеством.
Елена — отрытый и искренний человек, она говорит и поёт о том, что думает, хочет рассказать слушателю о своих жизненных принципах и приоритетах; по словам певицы, в нашем мире не хватает порядочности, честности, добра, хочется донести эти чувства в массы, чтобы люди чувствовали это — и в том числе при прослушивании песен.
Сегодня Елена Ганькова отмечает День рождения. В канун этого события мы поговорили с певицей на самые различные темы — от любви к музыке до любви к жизни.
Когда песня цепляет, её напеваешь
— Елена, расскажите о вашей новой песне «Зеркала». Мы имели честь её послушать, и она по-настоящему цепляет, буквально с первого раза.
— Эта песня, как и «Линия руки», о личном, о чём-то волнующем изнутри. «Зеркала» записывали здесь, в студии «Альянс» на Сульфате (идеей и воплощением аранжировки занимался Денис Набатов), а мастеринг и сведение делали в Москве, им занималась команда «Kos Sound Team». Музыку написал композитор Андрей Косинский, слова — Ирина Пьянкова. Это творческий тандем: Андрей — талантливый композитор, выступает по всей России, Ирина — талантливая поэтесса.
Существуют разные варианты сотрудничества. Мы решили, что если добиваться какой-то популярности, то пусть страна знает своих героев.
— Когда альбом?
— Мы готовимся. Это уже вторая песня, которая будет в альбоме. Хотелось бы побыстрее, но, наверно, около года на работу над альбомом придётся потратить.
— Какие будут жанры? Ограничится ли альбом только одним или их будет несколько?
— Ближе всего поп-рок, но, действительно, какие-то мелодии под фоно будут. Чтобы только музыка и только слова, поговорить со слушателями по-честному: душа в душу, глаза в глаза…
— Да, согласны, паузы между песнями, особенно в виде таких вставок, важны.
— И ещё, мы сейчас работаем над мажорным треком. Две песни были лиричные, и теперь хочется, чтобы была такая более динамичная, танцевальная песня. Что-то жизнеутверждающие.

— Какие темы будут у песен? Что-то личное, переживания, отношения между мужчиной и женщиной?
— Мы говорим об отношении людей в принципе. Хочу трактовать жизненную эмпатию в целом, чтобы показать, рассказать, как я живу, чтобы это было по-честному. Ведь недаром говорят, что петь надо о том, как ты живёшь, как ты чувствуешь, с любовью к людям и окружающему миру…
(Проходящий мимо ребёнок чихает. Правда что! Будь здоров, малыш!)
—…хочется этот альбом наполнить любовью к людям в целом, чтобы каждый был в своей гармонии, был носителем добра. Знаете, есть такое выражение, я под него живу и воспитываю своих детей: кто чем богат, тот тем и делится. И поэтому хочется, чтобы люди были богаты хорошими чувствами и ими делились.
— Планируете ли вы сами писать музыку и слова к песням?
— О тексте я думаю больше, чем о музыке. Я очень требовательна к себе, поэтому, если что-то писалось или пишется, то это уходит в стол. Я очень критична ко всему: к музыке, аранжировкам, опять же к себе, поэтому, если что-то и выношу в массы, то после очень долгого просеивания. Всегда кажется, что может быть лучше. Звукорежиссёр Денис, например, говорит, что со мной поэтому очень нелегко работать. Я очень требовательная и придирчивая в этом плане. Всегда хочется доработать детально, чтобы человек получил от полноценной песни эстетическое удовольствие.
— А если попробовать пообщаться с профессионалами, которые могут вас в моменте остановить, сказать, что песня и так хороша, что не надо больше над ней корпеть?
— Ну, я же имею право последнего голоса. Тут всё упирается во вкусовщину. Кто-то может сказать: мне нравится — и на этом всё закончится, но мне не понравится. А ведь именно ты являешься носителем того, что производишь, и поэтому в первую очередь именно это должно быть близко и по-честному к слушателям, зрителям; надо добиваться того, чтобы тебе не было стыдно за твою работу.
У нас первый опыт был с московской командой, которая занималась мастерингом. Они говорили, что всё хорошо, но мне всё равно не нравилось. Всё переделывали, и второй вариант всех устроил. Хотя ребята говорили, что они слышат вот так, а мне казалось, что песня должна звучать по-другому.
— Это хороший подход. Потому что можно выпускать хоть каждый день по непонятной песне, которая не станет запоминающейся, а можно делать раз в месяц, два, но качественно.
— Сейчас, на самом деле, есть тенденция к снижению качества слов, звука, аранжировок. Хочется держать достаточно высокую планку, и в первую очередь к себе. Потому что это ведь тоже отношение к человеку: если ты делаешь тяп-ляп, то так к тебе это и вернётся, а если ты много вкладываешь умственного, физического, материального, то в результате получаешь работу более полноценную, более качественную. Слушатель должен получать качественный контент, а некачественного хватает и без меня.
— К сожалению, сейчас действительно очень много некачественного контента, особенно в музыке, это правда. Каким-то «умным» песням, заставляющим задуматься, с хорошими словами, мелодией, тяжело пробиться, потому что всё вокруг завалено однотипной ерундой с ужасной компьютерной музыкой на одном аккорде и воплями вместо слов.
— Это хорошо продаётся, к сожалению. Ты выключаешь мозг и просто тупо зависаешь.
— Увы. Здесь над словами надо думать, а тут…

— Надо делать песни так, чтобы они западали. Вот ваша песня западает. Её пару раз послушаешь — и всё, мелодия и слова в голове уже есть. Это её выделяет. Надо больше таких песен!
— Условно говоря, с каким-либо артистом, который не заморачивается над текстами и всем прочим, вы бы не стали сотрудничать, или же это возможно при каких-либо обстоятельствах?
— Должны совпадать цели и задачи. Например, чтобы был интеллектуальный текст, чтобы что-то донести зрителю. То есть если кто-то популярный готов исполнить что-то посерьёзнее и посвятить процессу больше, чем обычно, то это будет круто. Много ведь как дилетантов, так и профессионалов есть по отношению к музыке. Можно выбирать себе подобных людей, людей, которые воспринимают этот мир, отношение к жизни и музыке так же, как ты. Лучше быть в меньшинстве, но лучше качественно и раз, чем некачественно и много.
— Если, гипотетически, такой человек, который хочет просто продать песню, предложит вам совместный трек, но он вам будет неинтересен с вашей точки зрения, но при этом будет прибыльным, то…?
—…то я буду искать проекты, которые не будут претить моему мировоззрению.
Приоритет — смысл
Сейчас артисты, которые уже всё заработали, куда только не влезают, лишь бы заработать больше. По словам певицы, всегда нужен смысл, даже в лёгкой музыке, чтобы было над чем задуматься. Для кого-то деньги в приоритете, во главе угла, но для Елены — это смысл и чувства, добро и качество.
— Не хочется уподобляться примитивности. Тут даже вопрос не прибыльности — это чтобы людям было не противно потом в глаза смотреть из-за того, что ты делаешь. Особенно в плане творчества. Это же работа через призму своей души. Ты же, получается, сам себя обманул. Когда остаёшься наедине с собой, будешь ли ты доволен тем, как ты заработал эти деньги? Этот вопрос для меня очень важен.
— Может, кто-то к этому приходит потом, спустя время…
— Да, когда заработал и стало стыдно. Когда испортил чьи-то судьбы, чью-то психику или мировоззрение. Я, как взрослый человек, исполнительница, несу ответственность за то, что будут слушать люди. Как по мне, это касается любой работы: специалисты должны нести ответственность за свои действия. У меня такая жизненная позиция.
— Какую музыку слушаете вы? Когда ездите в машине или занимаетесь повседневными делами.
— На все времена — Лара Фабиан. Ещё в последнее время мне стало больше нравится творчество Макса Фадеева. Если взять в целом, то что-то ближе к концу восьмидесятых — началу девяностых, когда композиторы писали сильные вокальные песни с серьёзными текстами. При это я понимаю, что мода циклична, и то, что нравилось нашим родителям — это касается одежды, музыки, чего угодно, — постепенно возвращается.
Мы с вами видим, как современные артисты перепевают песни из прошлого, добавляя модные аранжировки или новые куплеты. Это напоминает некую нехватку интеллектуальных проектов, когда артисты берут материал оттуда, дорабатывают, осовременивают и продают. Моему старшему сыну 9 лет, иногда он слышит, как я напевают какую-нибудь песни молодого музыканта, и спрашивает, откуда я это знаю. Включаю ему оригинал и доказываю, что эта песня давным-давно известна.

— Не считаете ли вы, что мы достигли дна?
— Близки, но нам в детстве тоже музыка родителей чаще казалась скучной, не цепляла тем, что она несовременная. В данном случае могу сказать спасибо своему отцу, потому что я выросла на качественной музыке. Это группы с мировыми именами: ABBA, Deep Purple и ещё много кого. Очень нравится также и Леонид Агутин. Вот с ним бы я с удовольствием выступила совместно! (смеётся)
— Это всё отразилось на вашем творчестве.
— Ещё как! Думаете, почему мне нравится поп-музыка с элементами рока? Из детства. Хотела, не хотела, но Deep Purple не слушать не могла. В этом есть какой-то надрыв, какая-то мощь, появляется драйв, когда в попсовую музыку добавляются гитарные партии.
— Сложно ли в Архангельске найти музыкантов, чтобы записать с ними песню или выступить на мероприятии?
— В Архангельске музыкантов не так много, как этого бы хотелось. Если посмотреть на наши кавер-группы, то они часто выступают с одинаковыми артистами, периодически меняя составы. По объективным причинам многие талантливые музыканты отсюда уезжают. Поэтому, да, тех, кому можно доверить сыграть с тобой концерт — немного, но они есть.
— Но получить сцену и публику ещё сложнее?
— Сложнее, да. У нас как мир устроен: если ты с кем-то тусуешься, имеешь вес в социальных сетях, то, возможно, на тебя больше обращают внимания.
***
Затем немного удалось пообщаться в неформальной обстановке, за чаем и блинами. Поговорили обо всём: о модных и не очень модных современных тенденциях в искусстве и повседневной жизни, о том, что не только молодёжь «нынче уже не та», но и люди постарше, что мания гаджетов и рилсов захлестнула человечество и что нет места лучше дома, особенно если этот дом на Севере.
Не смогли обойти также и тему нейросетей и искусственного интеллекта. По мнению Елены Ганьковой (и с ним согласны оба журналиста редакции), любое искусство, будь то музыка, живопись или литература, должна создаваться человеком. Потому что любое искусство — это нечто возвышенное, неосязаемое, и бездушные машины или компьютерная программа никогда не смогут сделать ничего подобного, чего может сделать человек.
Безусловно, наличие роботизированной техники может сильно помочь цивилизации, но только в тех сферах, где нужны точные вычисления, имеются риски для здоровья или нужна одинаковая, монотонная и тяжёлая работа. Всё остальное — чистая математика. А вот искусство, в том числе музыку, необходимо оставить людям, не ворошить прошлое и не пытаться воссоздать голоса давно почивших звёзд. И пусть всё будет так, как оно есть.
А в конце мы представляем вашему вниманию ту самую песню «Зеркала» в исполнении Елены Ганьковой.
Приятного прослушивания!
Беседовали Денис Войтко и Михаил Майстренко



