Завтра в Архангельске −1°CСеверодвинске −2°CОнеге −1°CВельске −1°CМирном −1°CШенкурске −1°CЯренске −2°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,среда, 10.12.2025 17:25

Внутренняя Монголия

25.08.2024 13:09
Рецензия на фильм «Идеальные дни» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Вим Вендерс

В ролях: Мияко Танака, Кодзи Якусе, Лонг Музима и другие.

Премьера 25 мая 2023 года.

После смирения человечества с новым миропорядком на фоне распространения коронавируса по планете, спокойствие так и не вернулось на Землю. Люди явно соскучились по простым, но невероятно правильным историям. Наверное, «Кит», «Земля кочевников» и теперь «Идеальные дни» не зря вышли и получили отличные отзывы именно в наше непростое время.

Вуди Аллен каждую пятилетку снимал свои «Идеальные дни» про приятные летние приключения хороших людей, но регулярно получал лишь обвинения в кризисе идей, а теперь светлые драмы получают одну награду за другой. Наверное, все потому, что такие фильмы возвращают зрителя в атмосферу уюта и спокойствия.

«Идеальные дни» как будто специально снят для лечения от депрессий и прочей хандры. Это японское кино с европейскими паттернами, поэтому понятен он всем и каждому, а азиатская специфика присутствует только в изображении быта.

Кино снял приглашенный в закрытую из-за пандемии Японию немецкий режиссер Вим Вендерс, который давно влюблен в страну восходящего Солнца. Еще с 80-х годов он снимал документалки про Токио и его жителей, а «Идеальные дни» стали художественным воплощением отношения автора к японцам.

Чтобы не портить себе впечатление, лучше всего ничего не читать про «Идеальные дни», а просто посмотреть фильм и на этом остановиться.

В противном случае, трудно будет отделаться от чувства фальши увиденного на экране. Мало того, что простого чистильщика унитазов сыграл один из самых известных актеров всея Японии — Кодзи Якусё, так еще и все, что нам показывают в кино, претендующем на некую документальность, — одна сплошная декорация.

Вдохновением для начала съемок послужила, внезапно, соцпрограмма властей Токио «Tokyo Toilet». 17 лучших мировых архитекторов построили 17 общественных туалетов в одном из самых благополучных районов японской столицы. Для освещения результатов программы из Германии выписали именитого режиссера и изначально планировалось, что он снимет короткометражку или ряд короткометражек про туалеты.

Вендерс расстарался на полнометражную драму и получилось отлично, только не стоит забывать, что на экране не настоящий Токио, а всего лишь витрина опустевшего из-за пандемии города. Это ощущение накладывается и на слишком идеального главного героя, чистящего лучшие туалеты в мире. Как будто не бывает в реальности настолько гармоничных с окружающим миром людей, но, возможно, если не показывать такие примеры для подражания, то и вероятность их появления будет также стремиться к нулю.

Еще один интересный факт: «Идеальные дни» вышел в России чуть ли не позже всего остального мира и только у нас получил рейтинг 18+. Это очень странное решение, ведь совершенно непонятно, что так возбудило нашу цензуру в самом спокойном и неполитическом фильме последних лет. Возможно, дело в единственной выкуренной сигарете, из-за которой герой заходится кашлем туберкулезника или сцены в мужской общественной бане, где, впрочем, весь срам прикрыт.

Например, ремейк «А зори здесь тихие» 2015 года имеет возрастное ограничение 12+, а там актрисы целых 5 минут в той же бане демонстрируют все свои прелести. Видимо, русская банька — она духовнее.

Итак, фильм «Идеальные дни» рассказывает о, пожалуй, самом счастливом на свете чистильщике токийских туалетов по имени Хираяма. На первый взгляд его жизнь — кошмар молодежи. С понедельника по пятницу его распорядок неизменен: пробуждение в одно и то же время, утренние процедуры, работа, ужин и сон. В выходные он позволяет себе баню и обед в недорогом ресторанчике. Однако, суть кино не в демонстрации рутины, а в том, как герой к ней относится. Перед нами не чистильщик сортиров, а настоящий художник и меломан. Он просто давно понял жизнь и уже никуда не спешит.

Собственно, мытью туалетов уделено очень мало времени. Это лишь деталь к образу Хираямы, нужная, чтобы зритель проникся к герою некой жалостью, а потом осознал, что персонаж вовсе не требует к себе такого отношения, ведь для него и такой труд в радость.

Хираяма искренне считает, что своей работой он делает мир чище, а людей счастливей. Он драит клозеты даже упорней, чем требуется, вызывая непонимание со стороны более молодого коллеги.

А еще, главгерой просто обожает классику рока и каждая его поездка на работу — милый музыкальный номер под известные всем песни Патти Смит, Нины Симон, Вана Моррисона, «The Rolling Stones», «The Kinks», «The Animals» и, конечно же, Лу Рида, чей главный хит стал вдохновением для названия ленты и основным саундтреком.

Вендерса и Лу Рида давно связывают теплые отношения. Музыкант уже снимался в его фильмах, а в «Идеальных днях» одна из героинь носит имя певицы из «The Velvet Underground». Последний фильм именитого немца вообще очень музыкальный. Каждая песня отражает настроение Хираямы и, поскольку сам он говорит немного, песни общаются со зрителем за него.

Еще одна важная деталь — литература, которую читает главный герой по вечерам. Его настольная книга — американский классик Уильям Фолкнер. Как будто, читая о чужих приключениях, Хираяма компенсирует недостаток собственных, но никоим образом не проявляет этого чувства.

Третье хобби главгероя — растения. Он нежно ухаживает за домашними цветами, фотографирует листья уличных деревьев и ловит ритм в шелесте крон.

Все это перемешивается в голове Хироямы, когда он засыпает. В эти моменты в дело вступает жена режиссера, снявшая абстрактные вставки-сны, которые подкидывает главгерою его мозг. Сны — это японский театр теней, обобщающий все, что произошло с персонажем за прошедший день.

Все окружающие тоже невероятно добры к главгерою. Женщины оказывают ему сочувственные знаки внимания, друзей у чистильщика туалетов нет, но его коллега явно видит отца в старшем товарище. Самый страшный грех, который позволяет себе сменщик Хираямы — воровство любимой кассеты, но и этот грех искупается довольно быстро.

Только в финале появляется персонаж, отличающийся по настроению от спокойного японца. Молодая племянница Хироямы сбегает от своих богатых родителей в тесную квартирку дяди. Между ними начинаются настоящие буддистские практики, в ходе которых главгерой учит девочку своему мировосприятию.

Она спрашивает: «Когда?», а он отвечает: «Потом». Она переспрашивает: «Когда это — потом?», а он отвечает: «Потом — это потом. Сейчас — это сейчас».

Настоящие дзеновские ценности пронизывают «Идеальные дни». Смысл фильма в том, что, если ты смотришь на дерево и тебя что-то продолжает не устраивать, значит слишком мало и плохо смотришь.

Во время болезней, конфликтов и стихийных бедствий такой подход к жизни может показаться эгоистичным, но иногда действительно нужно остановиться, помолчать, послушать музыку, потрогать траву, наконец.

18+

Александр Губкин

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле