Завтра в Архангельске+25°CСеверодвинске+23°CОнеге+24°CВельске+24°CМирном+25°CШенкурске+25°CЯренске+24°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,понедельник, 22.07.2024 09:30

Удар ностальгии

21.07.2024 13:53
Рецензия на фильм «Фанат» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Владимир Феоктистов.

В главных ролях: актер, которого нельзя называть, Юрий Горобец, Олег Кантемиров, Федор Сухов, Людмила Антонюк, Мария Селянская, Татьяна Лаврентьева

Вышел в 1989 году.

В нашей стране легендарный советский кинематограф — это не только священная корова, но и всё еще источник вдохновения для современных творцов. Характеристика «раньше было лучше», пожалуй, чаще всего применяется именно к фильмам ушедшей страны советов.

Однако за всей этой ностальгией люди часто забывают, что советские ленты, ставшие классикой — это всего лишь ошибка выжившего. До нас дошли лишь лучшие представители эпохи, но сколько трудов советских режиссеров навсегда осталось на полках, стерлось из памяти, поскольку не представляли из себя ничего хорошего или просто утонули в потоке фильмов на одну и ту же тему.

Наверное, первая характерная волна безыдейных кинолент, в основном, на тему поднятия целины прокатилась при Хрущеве. Тогда кинематограф наконец-то встал на массовые рельсы, но родил крайне мало достойных произведений.

Вторая волна бессмысленных и беспощадных поделок от режиссеров из Союза полилась в перестройку и на заре её. Серьезно, сложно представить какой-либо другой период в обозримом прошлом, когда снималось всё и обо всём. Горбачев объявил гласность, граждане услышали слово «можно» и понеслось…

«Гараж» Рязанова или «Курьер» Шахназарова — то, о чем принято вспоминать с теплом в душе, но различного треша во второй половине 80-х было в десятки раз больше.

Яркий пример — фильм «Фанат» режиссера Владимира Феоктистова. Этот автор не снял ничего, кроме своего магнум опуса и даже до съемок сиквела своей же ленты допущен не был. Карьера этого кинематографиста не говорит о том, что его произведение не заслуживает внимания. Наоборот, данное кино может развлечь и даже насмешить своим надуманным пафосом и нелепыми крупными планами.

Сюжет повествует о молодом фанате карате по кличке Малыш. Он живет участием в подпольных боях, на которых делает ставки местная мафия. Поскольку Малыш лучший во всем, поражений у него не бывает, а это значит, что и в деньгах он не нуждается.

Вкусив прелести капитализма, главный герой примеряет на себя все пороки умирающего социализма: продажная любовь, передвижение на такси, дорогой алкоголь и прочие радости, недоступные обычному гражданину.

Невольное соучастие в ограблении, и только чудом вместо тюрьмы он попадает в армию. Оттуда возвращается жестокий зверь, боец без тени жалости даже к друзьям. Теперь его жизнь — рэкет и бои без правил.

За первые полчаса авторы проходятся по десятку пороков общества позднего СССР: проституция (дважды), организованная преступность, безотцовщина, коррупция, безработица, дедовщина. И всё это, напомним, в боевике про уличные драки. Например, автор рецензии не припомнит, чтобы вопрос детей олимпиады-80, заработанных советскими гражданками от гостей из солнечной Африки, поднимался в каком-либо художественном кино до развала Союза.

Но не одним соцкомментарием живет «Фанат». В первую очередь, это лента от фаната Брюса Ли, Чака Норриса и американских боевиков 70-80-х для таких же. Львиную долю хронометража съедает демонстрация крутых приемчиков, тренировок полуголых мужчин и сальто различной степени сложности. Главный герой — вообще вылитый Дольф Лундгрен в лучшие годы.

Несмотря на комичные звуки ударов, акробатика поставлена на достойном уровне и каскадеры явно знают свое дело. В боевых сценах актеры редко промахиваются друг по другу, бои выглядят контактными, а кувырки в разные стороны не всегда смотрятся лишними.

По сравнению с современными фильмами про боевые искусства, «Фанат» все равно смотрится очень комично, особенно, когда все рассказывают Малышу, насколько он силен и крут.

За всеми этими боями развития сюжета приходится ждать очень долго. Формирование образа персонажа занимает добрую половину фильма. Весь синопсис со становлением героя в тех же американских боевиках укладывается в первый акт, но режиссер Феоктистов накидывает всё новые и новые характеристики главному герою, которые, если и влияют на его личность, то не в лучшую сторону.

Малыш — типичный герой перестроечного кино. В западных летних боевиках герои тоже редко рефлексируют над своими действиями, но в конце непременно становятся лучше. В нашем случае персонаж только деградирует, становится более алчным и забывает о конечной цели своего путешествия. Хэппи энд вроде бы и есть, но главгерой точно не станет жить лучше после событий фильма, как и все его окружающие.

Складывается ощущение, что смена локаций нужна только для оправдания очередных драк, ведь Малыш не развивается от слова «совсем». Он, что в начале фильма не любит долго разговаривать и старается побыстрее пустить в ход ноги, что после армии в первую очередь лезет в драку, а в финале будет что? Правильно. Очередная драка, только со ставками повыше.

Это всё сопровождается просто отвратительным звуком. Диалоги персонажей один на один можно разобрать, но, если в дорожку вмешивается фоновый шум или, не дай Бог, музыка, то без субтитров никак.

Не менее забавно показана и позднесоветская мафия. Серьезные усатые дядьки с пистолетами за поясом на «Рафиках» и «Запорожцах» не могут не веселить. Понятно, что тут вмешивается дух времени и прочее, но после той же «Бригады» из головы современного зрителя уже не выбить каноничный образ российского бандита.

При этом образы антагонистов подчистую скопированы с итальянских мафиози из тогдашнего Голливуда.

В целом, «Фанат» — это идеальное кино для молодежи того времени. Без шуток. Каждый позднесоветский подросток пёрся по карате и одного этого было бы достаточно, но в данном фильме есть еще и легкий матерок, немножко обнаженки и локации, знакомые каждому.

Пусть кино и заканчивается буквально ничем: герой даже не расправляется с главным злодеем, это не значит, что фильм плох. Малыш буквально выигрывает свой последний бой и пытается убежать в закат. Чем закончилась последняя погоня, зритель должен узнать во второй части, но в 1989 году её появление было писано вилами на воде.

Оказывается, у «Фаната» действительно много фанатов. Народ до сих пор вспоминает, как засматривал до дыр кассету с фильмом про нашего Брюса Ли, их не особенно волнуют проблемы фильма, ведь они пришли туда за карате — карате и получили. По большому счету, фильм мог идти не 2 часа, а 40 минут и состоять из одних только ударов и выпадов и народ всё равно был бы доволен.

Нам — людям сегодняшним — остается по-доброму улыбаться, глядя на милые попытки скопировать западную культуру с советским колоритом.

16+

Александр Губкин.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле