На минувшей неделе Архангельскую область накрыл жуткий снегопад — в столице Поморья он начался в ночь с пятницы на субботу. Все выходные северяне, безусловно привыкшие к любым капризам и сюрпризам погоды, были вынуждены смириться с реальностью. Кто-то ишачил на частной территории, изрядно вспотев, убирая снежные завалы, кто-то лежал на диване, пил горячий чай, даже не пытаясь взглянуть на творящийся за окном ужас.
Отличились и главы муниципальных образований: так, например, рулевой Котласа Шевела 20 минут позировал с лопатой перед журналистами, закончив работу ровно тогда, когда её закончили представители СМИ. А северодвинский глава Арсентьев превратил мероприятие по уборке в челлендж, и бросил вызов новодвинскому коллеге Чечулину. Чем закончилась история — неизвестно.
По традиции было жарко в социальных сетях. «Жести», «Подслушано» и прочие сообщества в «ВК» разрывались от комментариев, в которых архангелогородцы давали свою оценку качества уборки города. Большого количества мнений здесь быть не может — подрядчик либо справился, либо нет.
Яростно валить в комментах в стиле Сергея Юрьевича Белякова может каждый, но задавать правильные вопросы в адрес МДУ просто необходимо. Двухдневный снегопад — не рядовой случай. Горожане обязаны знать, кто, в каком режиме, какими силами, и с какой периодичностью чистит Архангельск. За ответами на эти и другие вопросы мы обратились в «Мезенское дорожное управление».
Далее — вся правда в формате вопрос — ответ.
— Как выглядит алгоритм работы МДУ при обильном снегопаде? Как распределяются техника и рабочие? Опишите, пожалуйста, с самого начала выезда из гаражных боксов. Куда, сколько по районам?
— Архангельский производственный участок АО «Мезенское дорожное управление» осуществляет работы по содержанию улиц и дорог города Архангельска в круглосуточном режиме. При поступлении информации о надвигающейся непогоде в планируемых работах происходит смещение акцента на уборку свежевыпавшего снега с проезжей части и покрытия тротуаров, а также недопущению заужения полос движения.
Благодаря нашим коллегам из ГБУ «Архтелецентр» мы оперативно отслеживаем состояние покрытия при помощи датчиков мониторинга метеоусловий и можем корректировать план выхода техники на линию. В первую очередь убираются дороги с большой интенсивностью движения транспорта и пешеходов. В основном это улицы 1 категории Октябрьского, Ломоносовского округов, где сосредоточены основные центры притяжения населения и деловой активности, в том числе для обеспечения работы муниципальных объектов и общественного транспорта.
Далее работы проводятся в направлении к периферии города. При этом, вывоз снега начнется при первых признаках снижения интенсивности осадков и будет продолжаться в круглосуточном усиленном режиме. Требования муниципального контракта обязуют вывозить сформированные снежные валы в течение 3-10 дней.
— Опишите подробно зону вашей ответственности по уборке города: что входит, что не входит? Особо интересен вопрос по тротуарам. За какие отвечаете, за какие — нет?
— Наша зона ответственности это все земельные участки на территории Архангельска, переданные для эксплуатации автомобильных дорог. То есть весь асфальт внутри этого участка находится на содержании АО «Мезенское дорожное управление» с различным набором работ от сезона к сезону.
Вопрос принадлежности тротуара к нашему муниципальному контракту — сложный. Да, 90% тротуаров в городе находятся на содержании АО МДУ, но также на значительной части работают наши коллеги от округов, МУП «Городское благоустройство», «Чистый город». Недавно поднимался вопрос по созданию единой, цифровой базы данных о компаниях, занимающихся уборкой тротуаров, внутриквартальных проездов и дворов. Это бы сильно упростило задачу по контролю, распределению объемов и реагированию на возникающие аварийные ситуации.
— Иногда во дворах (или просто улицах) появляются кучи снега. Куда обращаться для их вывоза? Можно ли к вам?
— Правилами благоустройства Архангельска, утвержденными Архангельской городской думой, запрещено перемещение снежных масс на смежные участки. Но тем не менее некоторые собственники и эксплуататоры земельных участков, соседствующих с улицами и дорогами, грешат переброской и окучиванием своего снега на улицы нашего города, усложняя и без того стесненные условия работы по содержанию.
Это дополнительные объемы, время на уборку, да и сужение проезжих частей и тротуаров. Все это негативно сказывается на безопасности движения, ограничивается видимость и создаются помехи в движении. Конечно, лучше если собственники территорий будут самостоятельно вывозить снег с вверенных им территорий.
— Достаточно ли техники и дворников для качественной работы предприятия? Люди в соцсетях обсуждают, жалуются. Что вы по этому поводу думаете?
— Для достижения допустимого уровня содержания и обеспечения проезда по улично-дорожной сети города с учетом средних значений осадков в течение месяца техники хватает. Мы всегда ищем слабые места в своей работе и стараемся устранить возникающие проблемы. Осуществляем закупку дополнительного навесного оборудования для выполнения узконаправленных операций (скол льда с тротуаров, распределение противогололедных материалов, фронтальные щетки), меняем подход к организации работ, берем технику в аренду.
К тому же стоит отметить, что в городе в целом ограниченное количество единиц техники для аренды, каждый трактор с трактористом на вес золота. Особенно это заметно после снегопадов, когда все управляющие компании, ТСЖ и другие собственники территорий, не имеющие своего парка уборочной техники, занимают очередь на уборку на неделю-две вперед. Конечно, при включении дополнительного объема в муниципальный контракт, для соблюдения его условий, мы рассмотрим возможность приобретения техники в соответствии с потребностями.
— Какая критическая норма осадков в сутки, после которой может случиться коллапс?
— Точных чисел по количеству осадков, при которых наступит коллапс, мы сказать не можем. На протяжении четырех сезонов в Архангельске и ранее при работах по содержанию региональных дорог мы справлялись с самыми серьезными вызовами и обеспечивали надежное сообщение между самыми отдаленными частями Архангельской области. Так что наше предприятие готово обеспечить надлежащее содержание улично-дорожной сети города при самых коварных сюрпризах нашей непредсказуемой северной погоды.
— Куда вы вывозите снег с городских улиц?
— Согласно условиям контракта, заказчик в лице департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры рекомендует места складирования снега на отдалении от жилых массивов на территории городского округа Город Архангельск. В настоящее время мы вывозим снег на территории прилегающей к Окружному шоссе в районе свалки ТБО, а так же в Маймаксанском территориальном округе в районе улицы Победы.
— Недавно горожане стали замечать новые трактора, убирающие улицы. Это отечественная техника?
— Для обеспечения надлежащего качества услуг по содержанию улично-дорожной сети города Архангельска наше предприятие регулярно обновляет парк техники, в том числе для покрытия вновь выявленных потребностей при производстве работ. Недавно мы приобрели новые малогабаритные трактора, минипогрузчики с универсальным навесным оборудованием, для очистки труднодоступных участков на тротуарах, несколько комбинированных дорожных машин. В настоящее время вся новая техника в основном производства КНР, так как аналогичные механизмы отечественного производства не всегда в должной мере удовлетворяют наши требованиям к надежности и производительности.
— Весной, в связи с обилием снега, выпавшим зимой, прогнозируется обильный паводок. Что делает предприятие, чтобы предотвратить его последствия?
— Нормативные документы запрещают подрядным организациям складирование снега на дождеприемных решетках. Поэтому мы регулярно проводим работы по очистке люков дренажно-ливневой канализации, особенно в весеннее время. Более того, мы находимся в тесном контакте с обслуживающими данные сети организациями и реагируем на поступающие запросы о недостатках.
Кроме того, мы проводим работы по устройству канав для отвода воды где это позволяет прилегающая местность. Ну и основная наша задача по предупреждению сверхнормативного весеннего таяния снежно-ледяных образований на улично-дорожной сети это вывоз снега в максимальном объеме на специально отведенные для этого места, либо складирования на прилегающей территории, если снег не имеет в составе противогололедных материалов.
***
Напоминаем, что по вопросам, касающимся уборки улично-дорожной сети Архангельска, просьба звонить по номерам круглосуточной диспетчерской службы +7 (8182) 43-30-08, +7 (921) 243-30-08.
P.S.
Ругать — не ругать дорожников, каждый решает сам. Но объективно: тот снегопад, что ударил по Архангельску в прошлые выходные был мощным и едва ли какой, даже самый богатый и успешный город мира, справился бы с такой стихией безболезненно для жителей.