Завтра в Архангельске+2°CСеверодвинске+1°CОнеге+1°CВельске0°CМирном0°CШенкурске−1°CЯренске−5°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,четверг, 01.02.2024 17:03

Сон архангельских художников

29.01.2024 16:30
В архангельском выставочном зале союза художников открылась ежегодная выставка художников Поморья с очень оригинальным названием «Север 2023», которая продлится вплоть до 3 марта.

Открытие выставки в минувшую субботу началось в 17:00, и уже буквально через считанные минуты выставочный зал был заполнен рекордным за пять лет количеством посетителей. По общим подсчётам, более 400 человек пришли на открытие экспозиции. В зале образовалась чуть ли не давка из ценителей провинциального творчества. На улице негде было припарковать авто, а очередь у дверей стремительно росла. 

Вход был платным, но его стоимость фиксировалось за чисто символическую цену — 100 рублей.

Для экспозиции комиссией были отобраны 100 художников, которые представили более 180 своих работ в самых разнообразных жанрах: живопись, портреты, пейзажи, абстракция, скульптура, декоративно-прикладное и народное творчество.

Акцент самой выставки строится именно на северном народном творчестве. Здесь присутствовала масса всевозможной утвари и прочих предметов традиционного обихода: корзины из бересты, глиняные горшки, керамические сосуды, чаши, глазурные приборы для столования, шерстяные рубахи-поморки. Все это выглядит вполне аутентично поморской эстетике.

Экспозицию открывали председатель правления Архангельского регионально отделения союза художников России Рашид Сагадеев, замминистра культуры Архангельской области Наталья Бакшеева и дебютант выставки и главный эксперт по выставочно-экспозиционной деятельности Ольга Кулешова.

Речи спикеров были достаточно банальными и для большинства явно не представляли какого-либо интереса. В основном это повторяющиеся презентационные слова, слова благодарности и пожелания новых творческих идей и замыслов.

Но особенно доброй наивностью отличилась речь Ольги Кулешовой: она высказала множество пафосных слов, практически не имеющих к выставке совершенно никакого отношения. «Исторический контекст», «нерв времени», «нестандартность», «оригинальность» — всё это касалось работ по большей части самых заурядных. Начиная от странных абстракций Виктора Воробьёва «Всепоглощающее чёрное» и «Исчезающее возникновение», которые не выражают собой абсолютно ничего (просто кляузы посерди холста) и заканчивая милым подражанием импрессионизму Рашида Сагадеева.

Но была в словах эксперта и доля истины, а именно: «…Мы надеемся, что будет много людей, которые увидят этот сон архангельских художников» — и людей было действительно много. И все они увидели сон архангельских художников.

Были приглашены репортёры федеральных каналов, приехала замминистра Бакшеева — и ради чего?! Народ, собравшийся на мероприятии, практически не слушал выступающих, и бедным замминистра и главному эксперту приходилось буквально надрываться, чтобы их услышали через мощную аудиоаппаратуру.

В результате суетливой попытки распиарить открытие ежегодной выставки напустили такое количество людей, что экспонатов было просто не видно от слова совсем. За оригинальный способ спрятать отсутствие художественных достижений от замминистра — безусловно, плюс. 

Если говорить о посетителях, то можно предположить, что люди пришли не на открытие художественной выставки, а на толкучку. Шум, возня, колхозный внешний вид многих и амбре изрядно надушенных посетителей, бесконечные рюкзаки при таком столпотворении воздают невозможность нахождения в помещении более десяти минут. Но надо честно признать, что эта проблема повсеместна: «Третьяковская галерея», «Эрмитаж», «Лувр» и прочие галереи и музеи по всему миру изнывают от неконтролируемого числа посетителей. Было бы очень прогрессивной и правильной попыткой начать фейс-контроль и контроль численности посетителей в местах культурного назначения хотя бы на местном, региональном уровне.

Но совсем несправедливым было бы оставить без внимания действительно хорошие работы: пейзажная живопись, которая, по сути, не отображает ничего, кроме самого пейзажа, но на фоне бесформенности и бессмысленности некоторых работ самые обыкновенные пейзажи выглядят выигрышно. Если нет большого таланта — придерживайся классики. И хотя в этом нет новаторства, это адекватная и верная позиция (не всем же писать на уровне Пикассо и Модильяни).

Картина «Дети на прогулке» Дмитрия Трубина, которая была написана на двух холстах, представляет собой интересный, живой и отчётливый яркий образ, вопреки ограниченному спектру цветовой гаммы. Жаль, правда, что комиссия ограничилась всего одной работой.

Городской пейзаж Владимира Трещёва «Дом купца Калинина» изображён в представлении художника очаровательно. Знаменитый памятник архитектуры хотя бы на холсте приобрёл новую жизнь.

Помимо всего прочего, на выставке оборудовали отдельную комнату для какого-то странного и бессодержательного чёрно-белого видеоряда, в котором бесконечно прокручивались, растворялись и вновь всплывали образы, лица, самолёты и фрагменты живой природы.

Сама атмосфера мероприятия была довольно комичной: в невероятно душном помещении передвижение по залу — задача трудновыполнимая. Всё это сопровождалось электронной современной музыкой, эстетически мало совместимой с контекстом выставки, и тёплым компотом в бумажных стаканчиках, под аккомпанемент слов о величии Русского Севера, произносимых председателем правления союза художников во время своей речи, посвящённой открытию выставки.

12+

Владислав Митихин 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле