Первыми новую полосу испытали на себе шасси небольших самолетов Як42 и Bombardier CRJ200, прилетевших из Нарьян-Мара, но настоящее боевое крещение нового покрытия произвёл Boeing 737 авиакомпании «Smartavia» из Санкт-Петербурга. Все три приземления прошли штатно, без каких-либо форс-мажоров или нареканий со стороны экипажей.
Корреспондент ИА «Эхо СЕВЕРА», встречавший пассажиров из Петербурга, поинтересовался, какие эмоции они испытали от первых секунд на новой полосе:
— Всё прошло очень мягко, никакой трясучки.
— Гораздо приятнее, чем скакать по старой полосе. Всё было гладко, даже ребёнок не испугался.
— Наконец-то не нужно вжиматься в кресло, хватаясь за поручни и вспоминать все молитвы, которые знаешь. Ещё и прилетели на полчаса раньше. Действительно, мягкая посадка.
Между собой пассажиры переговаривались о том, как приятно снова прилетать в привычный большой аэропорт, выходить по рукаву и заказывать такси до города всего за 400-500 рублей.
Вернулись к норме и цены на авиабилеты. Уже 2 декабря в тот же Санкт-Петербург из Архангельска можно улететь меньше, чем за 2,5 тысячи рублей.
С раннего утра 1 декабря аэропорт в Талагах начинает работать в обычном режиме. Начиная с 6:55 с новой взлётной полосы вылетят 16 рейсов в Москву, Санкт-Петербург, Мурманск, Нарьян-Мар, Варандей, Котлас и на Новую Землю. В тот же день 17 рейсов по тем же направлениям совершат посадку. Кроме того, теперь из Архангельска снова можно улететь в Калининград и Сочи.
Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский сообщил, что скоро перечень направлений вылета из областной столицы будет расширен:
— В 2024 году мы планируем расшириться и полететь уже и в Новосибирск, и в кавказские Минеральные Воды. Обсуждается Новосибирск, Нижний Новгород и другие направления. Мы хотим открыть направление в Белоруссию, Минск. Аэропорт носит статус международного, и здесь вполне могут быть регулярные рейсы с нашими соседями — из запроса пассажиров.
Более подробно о международных рейсах и дальнейшей работе воздушной гавани в интервью ИА «Эхо СЕВЕРА» рассказал и. о. генерального директора Александр Дубинин:
— Возможность возобновления международных рейсов мы уже обсудили с туроператорами, работа в данной области ведётся и, насколько мне известно, путёвки уже продаются. Направления лучше уточнять у операторов, но стандартные рейсы в Турцию и Египет будут.
— Что насчёт Вьетнама? Раньше туда летали, а теперь?
— Насчёт Вьетнама не могу сказать, пока по данному направлению переговоров не было, но можем рассмотреть и такой вариант.
— То есть, международный терминал без работы не останется. Вернут ли туда Duty Free?
— Международный терминал будет работать. Duty Free тоже будет. Он был просто временно закрыт, но не расформировывался.
— Как коллектив аэропорта перенёс переезд из Талаг в Васьково и обратно? Обошлось без потерь?
— Мы не потеряли ни одного сотрудника. Всё это время наш штат работников занимался обслуживанием межрегиональных рейсов в Васьково. Никого сокращать не потребовалось.
— А авиакомпании, бравшие перерыв на время ремонта полосы, тоже вернулись в полном составе?
— Вернулись практически все, за исключением «S7 Airlines». Их стратегия не позволяет прямо сейчас возобновить полёты в Архангельск, но буквально сегодня мы встречались с представителем компании и обсуждали дальнейшее развитие сотрудничества.
— Перед самым закрытием полосы в аэропорте открылся огромный ангар для ремонта самолётов. Теперь им будут пользоваться чаще?
— Ангар действительно огромный. Если я не ошибаюсь, то во всей России почти нет подобных ему. С открытием полосы объем его работы будет только расти. Мы можем обслуживать самолёты типа Boeing и Airbus, а это основа авиапарка большинства перевозчиков. Поэтому да, контракты исполняются, и будут новые.
Напомним, полная реконструкция аэропорта закончится в 2024 году, но дальнейшие работы никак не повлияют на пассажирские перевозки. Перечень направлений также не планируют урезать из-за продолжающегося ремонта.
В скором времени начнётся стройка новых очистных сооружений, необходимых для дренажа болотистой местности, у воздушной гавани появится своя насосная станция, котельная и трансформаторная подстанция. Новая площадка появится и у тренажёрного самолёта, метеорологи переедут в новое здание со свежим оборудованием.
За прошедшие 7 месяцев подрядчик произвёл капитальный ремонт взлётной полосы, фактически построив её заново. За 8,5 миллиарда рублей было уложено 110 тысяч квадратных метров прочного цементно-бетонного материала, укреплены обочины. Кроме того, реконструированы рулежные дорожки, водосточная дренажная система, сети электроснабжения и освещения. Полностью заменено светосигнальное оборудование, установлены курсовые и глиссадные радиомаяки, метеооборудование. На объекте ежесуточно работали 350 специалистов подрядной организации.
Работы завершились раньше срока, и в спокойной атмосфере все ждали вердикта сертификационной комиссии.
Содержать новую ВПП стало дешевле и проще. Отпадёт надобность в регулярных ремонтах, а амортизационная подушка сильно увеличит срок эксплуатации полосы. Срок её службы рассчитан на 20 лет. Потом должна пройти очередная сертификация, и после повторных обследований эксплуатация продолжится до следующего отчетного периода.