Завтра в Архангельске−2°CСеверодвинске−2°CОнеге−2°CВельске+1°CМирном−3°CШенкурске+1°CЯренске0°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,суббота, 01.02.2025 20:52

Хорошего понемногу

25.11.2023 09:00
Представляем топ-5 произведений киноискусства, снятых в Архангельской области, от нашего культурного обозревателя.

На фоне новостей о скором выходе очередного «шедевра», съемки которого проходили в Архангельской области, — «Из поморов мы» с Павлом Деревянко в главной роли, вспоминаем, что ещё снималось на наших землях. Не смотря, но осуждая, уверенно советуем потратить своё время на любой из нижеперечисленных проектов, чем на новый сериал от «СТС».

Нельзя сказать, что современной Архангельской области повезло с искусством и культурой. Будем честны: у нас крайне мало приличной музыки и литературы. Благодаря Панову в Архангельске есть привлекательный интеллектуальный театр, но для целой области одного театра мало. Талантливых и незаурядных художников тоже совсем немного.

А вот кино у нас почему-то в избытке. Пожалуй, главная причина тому — особый колорит Поморья. Регион зачастую становится отличной локацией для съёмок самых разных фильмов. И этим пользуются не только режиссёры, ежегодно представляемые на фестивале «Arctic open», но и видные мастера кино с именем. Впрочем, живописные пейзажи, попавшие в кадр, иногда становятся главными художественными достоинствами фильмов.

Мы собрали топ-5 фильмов и сериалов, съёмки которых проходили в Архангельской области — от худшего к лучшему.

5 место: «Не валяй дурака» (1997)

Стоп-кадр из фильма «Не валяй дурака».Стоп-кадр из фильма «Не валяй дурака».

Режиссёр: Валерий Чиков.

В ролях: Михаил Евдокимов, Сергей Агапитов, Ольга Остроумова и другие.

Российская комедия «Не валяй дурака» снималась во многих локациях — в том числе, возле деревни Лявля в Приморском районе Архангельской области. Местных тогда брали играть в массовке. Для деревни съёмки стали настоящим событием, которое вспоминается до сих пор. Во многом этому поспособствовал доступный, яркий, воспринятый на ура сюжет кинокартины.

Режиссёр рассказывает зрителям историю о том, как однажды американцы решили приплыть на подводной лодке к одной северной деревне в поисках месторождения алмазов. Чтобы отвлечь местное население, они подбрасывают на берег огромную бочку со спиртом. Местные быстро её находят, по такому случаю начинается деревенское гуляние, но неожиданно в него втягиваются и сами американцы, забыв о своей секретной миссии.

Градус абсурда нарастает: один чернокожий ветеран внезапно находит среди деревенских жителей свою дочь и даже внука. Оказывается, в годы Второй мировой он уже бывал в России, тогда же и успел обзавестись потомством. Только вот некогда любимая женщина уже давно умерла.

Во время гуляний происходит драка и начинается пожар. Наши спецслужбы узнают о происходящем в деревне и высылают на месте спецназ, но американцы успевают уплыть. А потом оказывается, что бочка со спиртом и вовсе приплыла в деревню с местного винзавода, в то время как американский спирт прибился к берегам совсем другой деревни. Главных действующих лиц наказывают, дочь чернокожего ветерана уезжает в Америку, деревню переименовывают, а в конце герои обнаруживают в реке ещё одну бочку — уже с японским спиртом. Занавес.

«Не валяй дурака» представляет собой типичную «российскую комедию» — достаточно убого снятое, повествующее о крайне приземлённых вещах произведение.

Кажется, все действующие лица просто одержимы алкоголем, их не интересует буквально ничего, кроме выпивки. Все типажи, показанные режиссёром, крайне карикатурны, особенно это касается американцев.

Человек, сколько-нибудь ценящий искусство и кино в частности, не сможет найти в работе Валерия Чикова ничего толкового: ни качество съёмки и монтажа, ни сценарные достоинства, ни уровень юмора, ни убедительность персонажей не выдерживают никакой критики.

Глаз такого зрителя может отдохнуть только благодаря нейтральному фону, на котором происходит всё это квазинациональное безобразие, то есть благодаря северной природе, деревьям, зелёной травке…

А вот глубинному народу нравится именно такое кино. Поэтому «Не валяй дурака» стал по-настоящему культовым фильмом, с чем трудно смириться.

12+

4 место: сериал «Михайло Ломоносов» (1986)

Стоп-кадр из фильма «Михайло Ломоносов».Стоп-кадр из фильма «Михайло Ломоносов».

Режиссёр: Александр Прошкин.

В ролях: Виктор Степанов, Игорь Волков, Александр Домогаров, Олег Меньшиков, Илзе Лиепа и другие.

В советское время образ Ломоносова был нужен власти как пример честного, трудящегося и мужественного человека из народа.

В 1955 году на экраны вышел фильм Александра Иванова «Михайло Ломоносов» — типичная биографическая эпопея, выстроенная по сталинским канонам. Подлинный интерес к личности учёного и поэта пришёл к кинематографистам лишь к концу ХХ века, и то нельзя сказать, что в этом было больше честного исследования, чем мифологии и идеологии.

В 1986 году был снят сериал «Михайло Ломоносов», в котором через жизнь Ломоносова была показана история России тех лет.

Интерес к этой теме обусловлен кризисом идентификации, с которым всё чаще начала сталкиваться советская культура и советское мышление на исходе 80-х.

Дух перестройки, витавший в воздухе, оставлял людей без понимания, в чём их историческая судьба, где их корни, как нужно жить сейчас и в будущем.

Ломоносов — отличный образ, это целая веха в развитии страны, к тому же этот человек буквально сделал себя сам с нуля.

Для нации, стремительно движущейся к кризису, фигура Михаила Васильевича становилась одним из многих «маячков», примеров из прошлого, глядя на который можно снова начать верить в свои силы.

Сериал 1986 года состоит из трёх разделов — «От недр своих», «Врата учёности» и «Во славу Отечества». В каждом из них — три серии. На выходе получилось довольно унылое, по-советски интеллигентское повествование без актуального авторского высказывания. Этому кино явно не хватает стиля, динамики и мета-пласта, некоего второго слоя, ради которого зрителю предлагается посмотреть все 9 серий.

Съёмки проходили в деревне Кижма Мезенского района. В год юбилея выхода сериала в Мезенском краеведческом музее открылась выставка старых любительских фотографий, которые были сделаны местными жителями, снимавшимися в этом кино. «Михайло Ломоносов» — памятное событие для жителей Мезенского района до сих пор, это часть местного культурного кода.

0+

3 место: сериал «Хождение по мукам» (2017)

Стоп-кадр из фильма «Хождение по мукам».Стоп-кадр из сериала «Хождение по мукам».

Режиссёр: Константин Худяков.

В ролях: Леонид Бичевин, Анна Чиповская, Юлия Снегирь и другие.

В августе 2017 года архангельская набережная очень сильно оживилась. Всё дело в том, что в конце лета в городе проходили съёмки киноэпопеи по роману Алексея Толстого «Хождение по мукам».

Съёмочной площадкой послужил пароход «Гоголь» — пока он плыл вдоль по Двине, множество зевак толпилось на берегу. Некоторые люди приходили к причалу неподалёку от МРВ в самом начале съёмочного дня, к 9:00 часам утра, — просто посмотреть на удивительное событие. Они махали руками актёрам, отплывающим на пароходе, и фотографировались с более удачливыми горожанами, которые попали на съёмки.

До этого северяне со всех концов области записывались на кастинг и буквально атаковали группы в соцсетях, в которых нужно было оставлять свои анкеты.

Без преувеличения можно сказать, что поучаствовать в съёмках желали несколько тысяч поморов. Из них, впрочем, выбрали только несколько десятков.

Культурному обозревателю ИА «Эхо СЕВЕРА» тоже удалось попасть в проект. В те дни в здании, где сейчас находится «Северное кафе», с утра и до позднего вечера сотни людей примеряли старинные костюмы, застёгивали пуговички на дряхлых ботинках, учились завязывать шёлковые пластроны, укладывать волосы специальными средствами, которыми пользовались люди сто лет назад, и просто учились манерам. Для кого-то было сложно даже надевать шляпу, чтобы она сидела на голове под нужным наклоном. А кто-то учился находиться на публике без макияжа — для многих дам это стало настоящим испытанием, и некоторые, услышав это требование художника, отказывались участвовать в съёмках.

На пароходе в перерывах между съёмками люди знакомились, возбуждённо обсуждали происходящее, с замиранием сердца следили за актёрами, приехавшими из Москвы.

Звёзды радовали поклонников автографами и бесконечными селфи, а потом заигрывали друг с другом, думая, что их не видно.

В сериал, однако, попало очень немного кадров, снятых на «Гоголе». Не более 5-10 минут чистого экранного времени. Многие северяне расстроились, что так и не увидели себя в кадре. Зато в жизнях многих поморов было замечательное летнее приключение, за которое ещё и заплатили.

А про сам сериал сказать можно мало. Безусловно, снят он профессионально, качественно, но это, пожалуй, всё, что можно отметить.

Интерес к историческим темам присутствовал в российском кино всегда, и сколько сериалов наштамповано о событиях ХХ века… «Хождение по мукам» — типичное произведение индустрии.

Стоит отметить, что с 2017 года русские сериалы, конечно, стали снимать по-другому. На сегодняшний день «Хождение по мукам» выглядит не очень интересно — достаточно зайти на кинопоиск и сравнить этот сериал с любым из того множества, которое было снято в России в течение года на схожие темы. В индустрии давно поменялись стандарты, и это радует.

16+

2 место: «Распутин» (2011)

Стоп-кадр из фильма «Распутин».Стоп-кадр из фильма «Распутин».

Режиссёр: Жозе Дайан.

В ролях: Жерар Депардье, Константин Хабенский, Ксения Раппопорт, Данила Козловский и другие

Российское кино на исторические темы почему-то очень любит именно ХХ век, преимущественно — революцию и Вторую мировую. А вот в СССР исторические фильмы повествовали больше о ХIХ веке. События той эпохи казались советским режиссёрам идеологически нейтральными.

Это сегодня снимать можно о чём угодно, и поэтому в центре внимания современных киномастеров находится, например, Распутин.

В 2011 году в Архангельском музее Малые Корелы снимались эпизоды для биографической драмы об этом неоднозначном персонаже русской истории.

Городские СМИ взрывались оповещениями о прибытии важных гостей, а поток заявок на участие в проекте от архангелогородцев мог сравниться с лавиной. Очень многих отсеяли из-за несоответствия главному требованию режиссёра — он искал актёров исключительно славянской внешности.

Малые Корелы превратились в фильме в Сибирь. Весь сюжет фильма выстроен вокруг последних дней жизни Распутина. Кстати, есть две версии фильма — французская, которая вышла в 2011, и отечественная, 2013 года.

«Распутин» мало отличается от множества байопиков. Это качественно снятая картина, с динамичными сценами, попыткой рассказать об одной из многих трагедий русской истории, но без метафизического подтекста, без того самого второго слоя, в котором кроется самое главное.

Несмотря на француза в главной роли, фильм никак нельзя принять за продукцию заграничной киноиндустрии. Это обычное российское историческое кино — не самое умное, не самое плохое, подходящее для вечернего просмотра любителей чего-то большего, чем боевики и любовные мелодрамы.

В 2014 году российский режиссёр Илья Тилькин снял сериал «Григорий Р.», в восьми эпизодах которого раскрыл всю жизнь придворного целителя. Художественный уровень обоих произведений практически одинаков с некоторым перекосом в пользу фильма 2011 года.

12+

1 место: «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (2014)

Стоп-кадр из фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына».Стоп-кадр из фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына».

Режиссёр: Андрей Кончаловский

Документальный фильм Андрея Кончаловского снимался в кенозерской деревне Косицина. Героями этой истории стали почтальон Алексей, деревенская жительница Ирина и её сын Тимур. Все они — обычные люди, не актёры. Этим история и интересна.

Как такового сюжета в ней нет. Фабулу можно наметить так: у сельского почтальона кто-то украл мотор от лодки, а он влюбился. В аннотациях к фильму пишут следующее:

«Во многих деревнях России из-за их удаленности от городов и бездорожья люди живут как бы вне государства. В таких местах они практически предоставлены сами себе. Зачастую единственным представителем государства в подобных краях становится почтальон. Он — главное связующее звено между немногочисленными жителями заброшенных деревень и цивилизацией. Один из таких почтальонов станет главным героем картины».

Через своего героя Кончаловский отлично показывает экзистенциальные глубины, присущие любому, даже самому простому человеку.

Труд почтальона Тряпицына — это труд Сизифа, который обретает смысл в самом процессе жизни, в её течении. Сельский почтальон никуда не бежит от себя и от места, к которому приставлен судьбой.

Он давно обрёл духовное равновесие и чувство гармонии, хоть никогда и не думал об этом в таких категориях.

«Белые ночи…» — отличное кино, правдивое и одновременно художественное, потому что камера Кончаловского не просто фиксирует реальность.

Она делает это таким образом, чтобы зритель увидел авторское отношение к происходящему, чтобы при просмотре возникало ощущение полноценного авторского высказывания.

За метафизический подход к жизни — художнику и документалисту Кончаловскому первое место в нашем топе. 

18+

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле
Орфографическая ошибка
×