Прогресс — опасная штука. Есть мнение, что прогресса в глобальном смысле вообще не существует, ведь технические новшества не подразумевают всеобщую интеллектуальную и духовную мобилизацию.
Увы, до Архангельска докатилась глупенькая мода: горожане активно обсуждают творения нейросети, которая рисует бесчисленные варианты будущего столицы Поморья и её жителей.
Тут вам представлены и небоскрёбы с телепортами до луны, и руины с радиоактивным пеплом, и фантазии в стиле нео-архаики…
Архангелогородцы будущего представлены угрюмыми, крупными, закутанными в шкуры существами.
Антропоморфные черты они всё ещё сохраняют, но это, кажется, ненадолго. Особенно если взять во внимание скорость общественной деградации. Того и глядишь — скоро знакомые начнут рычать и улюлюкать в ответ на приветствие и заново отросшие хвосты прятать.
Такое милое, казалось бы, развлечение — фантазировать на определённую тему, прибегая к помощи нейросетей, — таит в себе глубокую нравственную опасность. Не хочется «душнить», но сказать придётся следующее: современный человек перестал уделять какое-либо внимание тому, что в философии называется «логосом».
Мы ушли от смыслов, перестали углубляться в свои сны, перестали что-то созидать, веровать, передавать обряды, ценности, традиции друг другу.
Общество больше ничего не объединяет, кроме товарно-денежных отношений. Даже государство служит нам не для чего-то высшего, а ради обеспечения элементарной безопасности друг от друга и от соседей. А ведь смысл существования народа совсем не в этом.
Вместо всех этих положительно прекрасных вещей, оправдывающих наше существование в рамках народа и даже биологического вида, мы заняты бесконечным перевариванием контента. И так как человеческие ценности нас интересуют всё меньше, мы окружаем вниманием искусственность — роботов, нейросети.
Мы впускаем в свою реальную, тёплую, осмысленную жизнь пустую виртуальность и в это же время жалуемся на плохие отношения в семье, вообще с людьми, которые жаждут нашего участия. Или на окружающую среду, которая требует от нас чуткой созерцательности и преображающей деятельности. Или на собственное положение, которое напрямую зависит от нашей способности к самоанализу и заботе о себе.
Но всем почему-то интереснее глядеть на картинки, созданные уже даже не блогерами, а искусственным интеллектом.
Умники из одного архангельского издания поделились с народом творениями «художника» Ивана Митюшёва. Иван при плотном творческом сотрудничестве с нейросетью изобразил «типичных жительниц Поморья».
Выводы о том, как должны выглядеть «типичные» поморские женщины, Иван вынес на основании данных переписи населения. К сожалению, его взгляд на вещи — это не взгляд художника. Потому что вместо живой жизни Иван и его подручный робот видят какой-то цифровой ужас, пустое место, симулякр.
Такое творчество не просто уродливо, но и аморально, так как уничтожает в человеке человеческое отношение к миру, к людям, к самому себе. Гоголь в повести «Портрет» очень неплохо показал этот процесс расчеловечивания реальности.
Зачем крупные СМИ это тиражируют, зачем умножают пустоту? Ответ один: это «прикольный контент». Как говорят в таких случаях: «Будь проще, и к тебе потянутся!»
Кстати, этот трюк не сработал: на сайте издания был запущен опрос, так ли на самом деле выглядят «типичные жительницы» Поморья, и 73% опрашиваемых ответили отрицательно. Не всё так плохо!
А вот ещё пример сотрудничества Ивана Митюшёва с нейросетью. На этот раз творческий «коллектив» изобразил нам «портреты городов Поморья» в виде мрачных средневековых правителей.
Непризнанный гений умудрился провернуть в этом стиле через мясорубку нейросети даже Северодвинск, игнорируя тот факт, что Северодвинск моложе русского средневековья на три века. Посмотрев на эти работы, можно лишь спросить у пустоты: зачем это было сделано?
Но и на этом мы бы не хотели прерывать парад невменяемого фэнтези. Перед вами — творения москвича Кирилла Соловьёва. Эксперименты с искусственным интеллектом недалеко увели его от архангельского «коллеги».
Кирилл в тандеме с роботом создал ровно то же самое, что и Иван Митюшёв, как на подбор — всё те же «портреты» городов, мрак, холод, оцепенение, апокалипсис. Всё мертво. И в художнике, и в его взгляде на мир, и в его работах.
Эта брутальная искусственная пошлятина, лишённая даже намёка на стиль, вызывает подлинное эстетическое отвращение.
Мы побеседовали с нейросетью:
— Что ты можешь сказать об обществе? Как ты думаешь, деградирует ли оно? Почему на созданных нейросетью картинках Архангельска проявляются не самые хорошие стороны северян?
— Общество — это сложное явление, которое включает в себя множество аспектов, таких как культура, экономика, политика, социальные отношения и многое другое. Я, как искусственный интеллект, не могу утверждать, что общество деградирует или нет, так как это слишком сложный и спорный вопрос. Однако я могу сказать, что общество постоянно изменяется и развивается, и это происходит под влиянием множества факторов.
Что касается нейросетевых картинок Архангельска, то они могут отражать различные аспекты жизни северян, включая и не самые хорошие. Однако такие изображения не должны рассматриваться как полное отражение реальности, ведь нейросеть работает на основе алгоритмов и обучения на большом количестве данных.
При этом важно помнить, что нейросеть не обладает эмоциями и субъективными оценками, она просто обрабатывает данные и создает изображения на их основе. Поэтому, чтобы получить полное и точное представление о жизни северян и Архангельска, нужно обращаться к различным источникам информации и, возможно, лично посетить эти места и познакомиться с жителями.
И напоследок — стихи живого человека, чтобы промыть сознание от искусственности настоящим творчеством:
Не хватало грусти нам —
подменили разом
разумом искусственным
человечий разум.
Видим в каждом паблике,
как рисует робот,
что сулит галактике.
Это жуткий опыт.
Надоели роботы,
злые нейросети.
Не рисуй урода ты,
это видят дети.
Как вредны фантазии
нейросети-гада!
Это безобразие
обесточить надо.
Жизнь и так расколота
виртуальным трешем.
Жести нейрогорода
провода обрежем.
Чернокнижник