По сообщениям «ЭкоИнтегратора», изменения в транспортировании ТКО, которые образуются на территории Няндомского района, произошли в связи с отсутствием у оператора тамошнего полигона, ООО «Ликвидатор», действующей лицензии на размещение (захоронение) отходов. Компания попросту не предприняла эффективных мер по её получению.
Отходы из Няндомского района с 1 декабря 2022 года размещаются на полигоне в деревне Мартаково Каргопольского района. Полигон выбран исходя из территориальной схемы, по правилам которой отходы должны захораниваться на ближайшем легитимном полигоне.
Стоит отметить, что няндомский полигон, не получивший лицензию, автоматически вылетает из Государственного реестра объектов размещения отходов. Это значит, что «ЭкоИнтегратор» не может оплатить не то что складирование, а даже временное размещение отходов на объекте.
Выбор другого полигона или деление отходов на несколько полигонов, в свою очередь, повлекли бы за собой рост тарифа для населения.
— Мы понимаем, что перенаправление потоков неизбежно влечёт за собой ускоренное исчерпание ресурсов полигона в Каргопольском округе, и прикладываем все зависящие от нас меры для скорейшего решения этой проблемы, — подчеркнули в руководстве «ЭкоИнтегратора».
При этом по ситуации в очередной раз возбудились некие «активисты», начавшие поднимать шум про строительство нового полигона (уместно вспомнить выражение «слышали звон, да не знают, где он»), указывающие на якобы несогласованность и нарушения при вывозе отходов, а также увеличение тарифа.
Очевидно, что кому-то просто выгодно раздувать из мухи слона, хотя регоператор дал чёткий комментарий по ситуации и заверил, что платить больше за вывоз мусора жители Няндомского района не будут. Несмотря на то, что вывоз мусора теперь будет проделывать более долгий путь.
Кому же вся эта шумиха на руку?
Стоит немного углубиться в суть истории. Ещё весной прошлого года у оператора няндомского полигона ООО «Ликвидатор» истёк срок соответствующей лицензии. Росприроднадзор обозначил чёткие и более чем решаемые замечания, которые нужно было устранить для получения новой лицензии, но в «Ликвидаторе» по определённым причинам решили этого не делать.
Тут надо пояснить, что ни Росприроднадзор, ни правительство Архангельской области, ни тем более «ЭкоИнтегратор» не были заинтересованы в том, чтобы полигон остался без лицензии.
Вероятно, что бездействие «Ликвидатора» касательно получения необходимых документов было связано с тем, что в Няндоме будут строить мусоросортировочный комплекс мощностью обработки 60 тысяч тонн в год и утилизации 24 тысячи тонн. Объём инвестиций составит около 1,4 миллиарда рублей. Ещё раз отметим, что мусор там будут именно сортировать, а не складировать, как это планировалось в Шиесе.
Судя по всему, в руководстве «Ликвидатора» оказались не слишком рады новостям о появлении полигона и решили навести смуту.
Няндомцы стали возмущаться: мол, не надо нам тут чужого мусора. Но ситуацию с отходами в регионе (что опять же крайне очевидно) всё равно надо решать рано или поздно, потому что область элементарно погрязнет в мусоре. Окей, завод не будет построен в Няндоме, а что дальше? Пусть растут свалки под открытым небом? Это же путь в никуда.
Есть проблема, но есть и цивилизованный и вполне логичный путь решения. Никто не собирается везти в регион московский мусор, будут лишь сортировать свой. А обычным гражданам, которые выражают недовольством появлением полигона, стоит задуматься: а под чью дудку они пляшут во всей этой истории?
Волнения также охватили и жителей Карпогольского района, которым просто не объяснили, откуда и зачем к ним везут мусор. Ещё раз: согласно терсхеме, отходы должны вывозиться на ближайший полигон. Если бы в «Ликвидаторе» озаботились получением лицензии, то всего этого не было бы.
Возникают вопросы и к властям Каргопольского района: почему вы не объяснили сложившуюся ситуацию гражданам человеческим языком? Что ж, господа чиновники, за вас это в очередной раз сделали журналисты. Благодарностей не надо.
Обратим также внимание на «Ликвидатора», ставшего катализатором всей этой заварушки.
Исполняющий обязанности директора — Мылыгин Алексей Анатольевич. В этом году избран депутатом Няндомского района.
По данным ИАС «Seldon.Basis», за 2021 год компания показала чистую прибыль в 350 тысяч рублей при выручке в 8,66 млн рублей (+40% по сравнению с предыдущим отчётным периодом). На балансе числится 1,08 млн рублей.
С финансами вроде бы всё неплохо, но имеется примечание: «По данным на 30.11.2022 есть задолженность по налогам и сборам в размере 57,97 ₽». Видимо, мистер Малыгин так обрадовался депутатскому мандату, что запамятовал такую мелочь.
Есть также следующее примечание: «Текущие арбитражные дела могут негативно отразиться на благосостоянии компании. Сумма исков против компании превышает стоимость ее имущества. Возможно, компания не сможет расплатиться по ним».
Речь идёт об иске Северного межрегионального управления Росприроднадзора на сумму 4,9 млн рублей. Добавим, что «Ликвидатор» проиграл половину дел, в которых выступал ответчиком, так что перспективы весьма безрадостны.
Выводы из всей этой истории также напрашиваются печальные: история перетекла в политическую плоскость, хотя по сути своей вся эта проблема не стоит выеденного яйца.