…Да ещё как вышел. Прекрасный том, прекрасного качества, тиражом в 300 пронумерованных и подписанных художником экземпляров. Триста счастливчиков смогут обладать этой книгой. Только триста. Всего триста…
«Суер-Выер», конечно, издавался, но совсем не так. PocketBook — это просто текст (что тоже хорошо!), а этот томик — произведение двух художников (что совсем другое дело!). Юрий Коваль был бы доволен.
Трубин сделал иллюстрации к его «Недопёску» и «Шамайке-королеве кошек» ещё при жизни писателя. Остальные крупные произведения Коваля — «Приключения Васи Куролесова», «Промах гражданина Лошакова» и «Пять похищенных монахов» — сделаны были позже, когда автора уже не стало.
За иллюстрации к «Недопёску» Трубина наградили в Голландии Дипломом имени Х. К. Андерсена (за лучшее национальное произведение в области иллюстрации) в 1996 году.
В 2014 за иллюстрации к «Шамайке» Дмитрий Трубин вновь стал лучшим в стране, получив Лауреатский Диплом «Образ книги» в Москве.
Сам художник считает иллюстрации к «Суер-Выеру» лучшими из его посвящений Юрию Ковалю. Самыми-самыми-самыми.
К февралю, кстати, в издательстве «Малыш» выйдет и «Самая лёгкая лодка в мире». И опять с Трубиным. Все семь книг Коваля — это действительно круто!
***
Дмитрий Трубин, Художник с большой буквы, гений, творец, создатель, в народе — Дмитрий да Винчи:
— Когда я впервые увидел Коваля, он был при гитаре, и из-под пиджака его выглядывал треугольник тельняшки. Я когда-то был моряком и никак не ожидал, что детский писатель, бредящий недопёсками, Северным Полюсом и Орионом (а тогда я как раз сделал его «Недопёска»!), бредит ещё и морем.
А он бредил морем, парусами, открытием неведомых островов. А моряком он и не был вовсе, но как раз тогда дописывал своего «Суера-Выера», книгу всю сплошь посвящённую открытию островов. Островов странных, которых кроме него открыть никто никогда бы и не смог вовсе.
Вот, скажем, я был моряком, и в Атлантике был, и на Тихом океане. Ловил рыбу у берегов Перу и Чили, проходил Панамский канал. Ну и что? Видел я, как форштевень моего траулера «Александр Грязнов» переворачивает в водах Карибского и Саргасова моря плывущих там по своим делам огромных черепах, и как в иллюминатор время от времени залетают ко мне сухими листьями глупые летучие рыбки. Ну и что? И никаких островов я не открыл.
Видимо, чтобы открыть их не обязательно быть моряком. Для этого надо быть Художником.
Коваль был Художник. Художник большой, чистый, ясный. Его «Суер-Выер» — книга и простая (про путешествия и открытия — дар детству!) и сложная (про человека и человечество — уже для взрослых!). Хотелось бы сравнить «Суера» с «Маленьким Принцем» Экзюпери, но Коваль не лётчик, он мир видит с земли. Всё земное видит и любит, любуется всем этим земным и нас заставляет любоваться. И мы любуемся конечно же.
Я с наслаждением шёл за Юрием Ковалём, делая уже шестую его книгу (до этого были «Недопёсок», «Шамайка», «Вася Куролесов», «Промах гражданина Лошакова, «Пять похищенных монахов»). Я наслаждался, делая и эти книги — а они чудесны! Но «Суера» я делал с особым наслаждением, может быть, потому что стал уже гораздо старше Коваля (как это странно!), а может, просто потому, что это уже совсем не детская книга.
Это очень взрослая, умная книга (недаром же она писалась Ковалём всю жизнь!). Умнее, чем может показаться с первого прочтения. Эта книга для перечитывания. И не только чтобы открыть для себя скрытые смыслы, но и для простого (если это возможно) эстетического наслаждения.
А размышлять и наслаждаться одновременно — это уже так здорово, что ни в какие ворота не лезет.
Просто счастье какое-то. Именины сердца.