Загибающие кинотеатры даже в глубинке нашей страны нашли выход из сложившейся критической ситуации и начали показывать зарубежные новинки. Всё-таки русское кино хоть и родное, но и привлекает не так, да и качество хромать продолжает. Порой на обе ноги.
Итак, на данный момент в Архангельске функционируют три кинотеатра. Два — сети «Мираж Синема» в «Титан Арене» и «Макси» (в «Европарке» склеил ласты) и «Русь». «Синема стар» в «Рио» и раньше не пользовалась популярностью, а весной благополучно закрыла свои двери, судя по всему, навсегда.
Если ещё несколько месяцев назад в расписании «Руси» и «Миража» значились лишь картины отечественного производства, то теперь афиша пестрит зарубежными блокбастерами, и что важно — новинками. Очевидно, что никаких разрешений на показ не имеется, об авторском праве речи не идёт.
Тут нужно вкратце пояснить некоторые моменты для людей несведущих.
Начнём с того, что в Интернете практически все фильмы можно встретить в следующих форматах.
Экранка. Тут всё понятно. Фильм записан на камеру в кинотеатре. Смотреть невозможно, но находятся те, кому нормально. На вкус и цвет, как говорится.
Веб-рип. Фильм появляется в онлайн-кинотеатрах и «вытаскивается» оттуда. Тут может быть и высокое разрешение 4К, и HDR (если совсем грубо, более насыщенная картинка), и объёмный звук. Весить файл будет примерно от 10 до 20 гигабайт.
Блю-рей или БД-рип. Именно оригинал фильма с диска, либо пережатый, но отличий в картинке зачастую обывателям не увидеть. Вес файла может колебаться от 5 до 100+ гигабайт.
Ясное дело, что на огромном экране кинотеатра показывать стоит именно последний вариант. Суть в том, что такого фильма, как, например, недавний «Быстрее пули» с Брэдом Питтом в Интернете в качестве пока нет. И вот тут встаёт самый главный вопрос в этой истории: где берутся копии фильмов?
Раньше для каждого кинотеатра выдавалась эксклюзивная копия с ключом. Всё это добро предоставляли правообладатели, которые ушли из России. Можно предположить, что обход как-то нашла АВК — Ассоциация владельцев кинотеатров, которая регулярно заявляет о бедственном положении индустрии и просит либо поддержку от государства, либо легализовать «серые» показы (пока не сделано ни того, ни другого).
Буквально в середине августа власти отказали в легализации тех самых «серых» показов — в этом случае фильмы могли «официально» демонстрироваться без разрешения правообладателя, но деньги-таки отчислялись бы ему на специальный счёт. Хочешь — бери, не хочешь — не бери. В общем, параллельный импорт, которому пока сбыться не суждено.
В правительстве вроде как решили оказать финансовую помощь кинотеатрам, но в каком размере и когда, не уточняется. Для понимания: весной-летом АВК запрашивала господдержку в районе 6,5 млрд рублей (в 2020-м во время пандемии было выделено 4,2 млрд, но многие компании всё равно не выдержали и ушли с рынка).
Не дожидаясь помощи, кинотеатры стали действовать сами. Началось всё с так называемого бесплатного предсеансового обслуживания. К примеру, перед фильмом «Небо» как бы бесплатно показывали «Доктора Стрэнджа». Естественно, после марвеловского кинца на отечественное мало кто оставался, зато все средства с проданных билетов относились именно к сборам картины Игоря Копылова. Вот такая занятная бухгалтерия.
Сейчас же сходить на зарубежный блокбастер можно без каких-либо заморочек, купив на него билет как обычно. Правда, происходит это не напрямую через сервисы кинотеатра, а как бы при поддержке различных проектов. Например, в «Руси» через tutkina.net, а в «Мираже Синема» через «То кино».
В «Руси», судя по всему, крутят копии из Интернета, так как все фильмы, на которые можно сходить, уже имеются в Сети в отличном качестве. И здесь один важный нюанс.
У некоторых лент в принципе нет официального российского дубляжа. Для тех, кто совсем в танке, поясним, что это перевод, в котором не слышно оригинальной озвучки. Пример: «Мир Юрского периода: господство» и «Фантастические твари: тайны Дамблдора». Однако у первой картины есть дубляж аж от двух студий — «Jaskier» и «Red Head Sound», у «Тварей» только «RHS». Де-факто — официальный, качественный перевод, де-юре — любительский. Живут студии на организованные сборы средств, которые проходят через соцсети, а также за счёт рекламодателей.
«RHS» сейчас занимает в этой нише лидирующую позицию. В работе над дубляжом участвуют известные актёры дубляжа, голоса которых многим знакомы.
Так вот, в «Руси» пояснили, что и «Мир Юрского периода», и «Твари» демонстрируются в полноценном переводе, а в «RHS» нашему корреспонденту сообщили буквально следующее:
«С Архангельском у нас нет договора, соответственно, если они крутят фильмы с нашей озвучкой, то делают это без разрешения».
Да, тут повеяло двойным пиратством. И если первое вполне оправданно — как вы к нам, так и мы к вам, то второе — с дубляжом — уже совсем невкусно.
Получается, что люди проделывают огромный пласт работы непосредственно по озвучке, монтажу, сведению, всем финансовым делам (зарплаты актёрам и прочему персоналу, закупка оборудования), а кто-то просто берёт и пользуется этим. Нехорошо, товарищи. Хоть и понятно, что положение катастрофическое, но все в одной лодке, и выкарабкаться получится лишь сообща. Крыс не любят даже на пиратских кораблях.
Куда более интересная ситуация с «Миражом», в котором показывают новинки. «RHS» в данный момент занимается дубляжом фильма «Быстрее пули», когда блокбастер появится в цифре — начнётся этап сведения. При этом в поддержке ресурса «То кино», которое занимается демонстрацией зарубежных картин в «Мираже», нам пояснили:
«Показ фильма осуществляется в кинотеатральном качестве и официальном дубляже».
Представитель «RHS» в разговоре с нашим корреспондентом предположил, что прокат, вероятно, идёт с грузинским (по факту нашим) переводом. Не исключено, что копию фильма могли достать и в Казахстане, где картины также часто крутят с российской озвучкой.
Подытожим. На большое кино в Архангельске можно сходить без проблем и по вполне божеским ценам, которые даже ниже, чем были до весенних событий. Например, «Доктор Стрэндж» в «Руси» от 200 рублей, «Быстрее пули» в «Мираже» — 200-250. Спасёт ли это кинотеатры? Вопрос открытый.
Маловероятно, что «Руси» текущие сеансы сделают хорошую погоду, так как большинство уже посмотрело фильмы, которые имеются в тамошней афише. Совсем другое дело «Мираж», где показывают ленты, которых ещё нет ни в Интернете, ни в «Руси».
О том, что будет дальше, можно лишь гадать. Сейчас кинотеатры каким-то образом (пусть нелегальным) находят возможности крутить новинки прямо во время мирового проката. Как говорится, голь на выдумку хитра. Но крысить у своих всё равно плохо.