Парню 19 лет, и он категорически не соглашается, когда его называют Валерий. За спиной у юного артиста — опыт школы актёрского мастерства, участие в спектаклях на базе северной театрально-эстрадной школы («СТЭЦ»).
Мы приметили Валеру уже давно. Парня выделяет броский образ и неожиданный для архангельских уличных музыкантов репертуар. Играя на гитаре по несколько часов подряд, он исполняет и романсы Вертинского, и так называемую «городскую», или «жестокую» песню (предтеча шансона), и иногда «блатные» песни, и хиты таких групп как «Аквариум» или «Машина времени». Никаких заунывных Юрием Антоновых и прочего эстрадного советского наследия. Впрочем, как и актуальной попсы.
Играет и поëт Валера будто для себя, чисто в своё удовольствие, не стесняясь эмоций и активно пользуясь мимикой. Зачастую парень меняет акценты и интонации в привычных для слуха «классических» песнях, чуть ли не пересочиняет музыкальное сопровождение. Главное в таких выступлениях — не чистота тембра или попаданий в ноты, а интонация и имидж, психологически верно подходящие к смыслу пропеваемого текста. Выглядит всë это не как типичная для Архангельска картинка поющего человека, а как очень элегантное и очень живое представление, почти уличный театр.
Мы пообщались с юным артистом.
— Валера, скажи, что тебя повлекло выступать на улицу и с какого возраста ты этим занимаешься?
— Я всегда восхищался теми людьми, которые поют на улицах. Меня это «торкало» с самого детства. Я видел это и охреневал от того, как это круто. Мне хотелось таким быть буквально с горшка, и как только у меня появилась гитара, я взял её в руки и пошëл играть на улицу. Впервые публично я выступил зимой 2019 года в кафе, мне тогда было 16 лет. Я тогда жëстко налажал, потому что имел дело с гитарой к тому моменту лишь пару месяцев.
— Можно ли назвать уличную музыку настоящим искусством?
— То, что делаю я — просто перепеваю чужих песен, это вряд ли можно назвать искусством. Скажу о себе смело: я занят тем, что в какой-то степени формирую культурное пространство города. А искусство — это, скорее, вопрос личного мировосприятия. У меня оно не сопряжено с созданием искусства.
— К слову о личном мировосприятии. Поделись, есть, ли у тебя, как у артиста, какая-нибудь философия, какой-то определённый, личный посыл?
— Я занимаюсь примерно тем же, чем занимался Сизиф, толкая камень в гору, потому что я занят незначительным делом. Но если я хоть одного человека за вечер заставлю улыбнуться — это значит, что я прожил день не зря. При этом я никогда не стану петь то, что мне кажется содержательной пошлостью или формальной убогостью. Потому что я играю не за деньги, это мой принцип, хотя и не отказываюсь, если прохожие что-то подкидывают или перечисляют на карту. Для меня ещё моя деятельность — медитация, публичное пребывание с самим собой.
— Ты очень необычно выглядишь. Не устаëшь от внимания прохожих? Не было ли эксцессов из-за необычного имиджа?
— Я молодой красивый парень, каждый мой выход на набережную ко мне неизбежно подходит минимум одна девочка, хотят знакомиться. Спрашивают соцсети. Мужчины подходят в основном под лёгким градусом, выражают респект. Бывает, что подходят «критики», указывают на какие-то ошибки в нотах, но это всегда завистливые мужики. Женщин таких я ещё не встречал. Вот, пожалуй, это единственные неприятные эксцессы.
— Сколько в среднем за вечер ты получаешь денег?
— Если брать прошлый год, то это где-то 500 рублей. Сейчас платят меньше. Максимально за вечер мне заплатили 2600 рублей. Но, повторюсь, главное — не деньги, а какие-нибудь спонтанности и неожиданности со стороны слушателей. Мне запомнился один чувак, лет 40, он явно алкаш, но очень добродушный. Он постоянно подходит ко мне, угощает сигаретами и отпугивает людей вокруг. Главный мой фанат. Навязчиво представляется Павлом, каждый раз одно и то же.
— Недавно полиция взбудоражила внимание уличных музыкантов, начав придираться к ним по каким-то странным причинам и прогонять с мест. Как у тебя с этим обстоят дела?
— Я всегда играю на одном и том же месте, на нижнем ярусе набережной прямо перед беседой Грина. Позади меня — ресторан «Ковчег». Никогда ко мне не подходили, хоть я и пою хулиганские песни. Иногда патрульные проходят мимо, оборачиваются, видно, что хотят остановиться, послушать, но по долгу службы идут дальше. Если ты по духу хулиган, то я думаю, тут главное — петь нечто завуалированное, наподобие текстов Гребенщикова. Хулиганы всегда умные, и спеть что-то «против» тоже всегда можно для личного удовлетворения так, чтоб комар носа не подточил.
— Назови свою самую любимую песню, если такая есть.
— «Вези меня, извозчик» за авторством барда Александра Новикова.
На этом моменте к 19-летнему артисту подошла огромная компания знакомых, и наш разговор завершился. Сейчас Валера оканчивает первый курс С (А)ФУ на факультете филологии, активно участвует в студенческой жизни. Себя он ассоциирует с вороном. Желающие нарваться на свежее и необычное могут караулить музыкального бандита каждый вечер в той локации, которую он сам обозначил.