Напомним, что в октябре минувшего года состоялось задержание главы Виноградовского района Алексея Таборова. Чиновник обвиняется в совершении преступления, предусмотренного частью 6 статьи 290 УК РФ «Получение должностным лицом взятки в особо крупном размере».
По версии следствия, Таборов с 1 марта 2018 года по 28 марта 2019 года получил от индивидуального предпринимателя взятку в виде имущества — квартиры стоимостью свыше 1 миллион 400 тысяч рублей, переданную по его указанию своей знакомой с последующим заключением с ней фиктивного договора купли-продажи.
За это Таборов в силу своих служебных полномочий в интересах взяткодателя и представляемых им лиц по муниципальным контрактам должен был обеспечить приобретение у предпринимателя восьми жилых помещений в посёлке Березник администрацией МО «Виноградовский муниципальный район» и её структурными подразделениями.
А теперь напомним подробности этой гнусной истории.
В 2016 году на деньги частного инвестора в посёлке Двинской Березник на улице Павлина Виноградова было возведено четыре дома, предназначенных для сирот и переселенцев из ветхого и аварийного жилья. По сути, Таборов исполнял поручение бывшего губернатора Архангельской области Игоря Орлова о реализации государственных программ с привлечением механизма государственно-частного партнёрства (ГЧП).
Немаловажный нюанс: за несколько лет до этого в Березнике был построен абсолютно такой же дом тем же самым застройщиком, и все квартиры в нём были куплены буквально за считанные недели для учителей и врачей.
С новыми домами всё тоже начиналось хорошо. В начале 2017-го глава МО дал указание комитету по управлению имуществом администрации Виноградовского района заключить с предпринимателем, построившим дома, 18 муниципальных контрактов на покупку 22 квартир.
Однако в какой-то момент за заключение контрактов Таборов начал требовать с предпринимателя взятку в виде одной из квартир. Тот безвозмездно передал чиновнику квартиру, но не зарегистрировал сделку в Росреестре до завершения оплаты по муниципальным контрактам.
Дальше — круче. В марте 2017 в дело влез бывший зампред правительства (до 2016-го занимавший пост министра строительства Архангельской области) Андрей Шестаков, у которого явно прослеживались свои интересы в этом деле. Косвенно это подтверждает тот факт, что в начале 2020-го администраций Виноградовского района был заключён контракт на строительство двух домов в Березнике на сумму 128 млн рублей с фирмой «Строй Центр», которая заимела во второй половине 2019-го целый ворох контрактом на сумму, превышающую миллиард рублей.
Источники сообщали, что именно Шестаков «стоит» за этой фирмой. Причина банальна — деньги. Только посмотрите на динамику роста цены за один квадратный метр социального жилья:
- 2013 год — 32 220 рублей за м²,
- 2014 — 34 600,
- 2017 — 36 430,
- 2018 — 43 543,
- 2019 — 47 500,
- 2020 — 49 717.
Получается, что если бы те квартиры были куплены 5 лет назад, то подсчитать экономию в целом было бы несложно. И вот при уже готовых домах в Березнике начинают строиться новые. На бюджетные деньги…
В итоге Таборов уговорил предпринимателя расторгнуть уже заключенные 18 муниципальных контрактов под предлогом их дальнейшего перезаключения. Так продолжалось до 2019 года, пока не стали реализовываться национальные проекты, в которые входил и проект по переселению граждан из аварийного жилья.
Таборов, прекрасно зная, что в рамках программы будут выделяться бюджетные средства, сообщил предпринимателю, что он готов снова заключить госконтракты по выкупу квартир, но поставил следующее условие: переданная ему в качестве взятки квартира должна быть зарегистрирована в Росреестре до завершения оплаты по муниципальным контрактам.
Но за всё время из 48 квартир было куплено лишь 12. И то только для детей-сирот. Тут добавим, что муниципалитет просто обязан покупать жильё для них, так как денежная компенсация в этом случае (как могло бы быть с аварийниками) не прокатит. За неисполнение этого руководству района может грозить ответственность вплоть до уголовной.
На протяжении нескольких лет застройщик и инвестор пытались добиться от главы Виноградовского района чёткого ответа: почему не покупаются квартиры? При этом очередь переселенцев из ветхого и аварийного жилья в МО, как следует из ответа местной администрации на наш запрос (под подписью самого Таборова), составляет 556 человек. В том же ответе содержалась ещё одно весьма странное заявление, — далее цитата:
«Приобретение жилых помещений у застройщиков в строящихся домах и домах, введённых в эксплуатацию, в настоящее время Подпрограммой не предусмотрено».
Конец цитаты.
В конце 2019 года, после освещения истории в СМИ, на объекты выезжала депутат Государственной Думы Елена Вторыгина, которая высоко оценила двухуровневые квартиры в сельской местности, а также представители ОНФ и наш корреспондент. Все подробности читайте в материале «Погода в доме».
В то же время в отношении предпринимателя, возводившего дома, с новой силой разворачивается дискредитирующая пропагандистская кампания, основным мотивом которой является утверждение, что построенные им дома находятся якобы в непригодном для жилья состоянии (об этом мы также писали — подробности в материалах «Дело пахнет гнильцой» и «Токсичность зашкаливает»).
Известно, что по результатам проведённых по запросам областной прокуратуры проверок никаких нарушений не выявлено. В целом, в Березнике более качественного жилья попросту нет, учитывая тот факт, что дома на улице Павлина Виноградова обеспечены канализацией и водопроводом, которые отсутствуют в большинстве жилых домов посёлка.
Небольшая информационная ремарка. Архитектурный проект МКР «Семёновское» был разработан МУП «Архгорпроект» и получил положительное заключение Управления государственной экспертизы по Архангельской области.
На площадке — четыре 12-квартирных дома-таунхауса, двухуровневые (!) квартиры от 38,54 до 59+ м².
Двойные тамбуры — уличный с дверью ПВХ, накопитель с утеплённой металлической дверью и дверь МДФ. Квартиры сдаются под ключ, в каждую из них проведена вода, водонагреватели, канализация, натяжные потолки, поклеены обои, положен линолеум или ламинат, имеются ванны, унитазы, электроплиты. У каждой квартиры есть своё парковочное место.
Видимо, аварийники в Виноградовском районе хорошо живут, раз власть отказывается покупать такие квартиры… Ну, или налицо шкура, что куда более вероятно.
Буквально неделю назад в Санкт-Петербурге задержали Андрея Шестакова, который отчалил вслед за экс-губернатором Орловым именно в тот момент, когда мы направили повторный запрос в Минстрой с просьбой пояснить, на каком этапе находится работа, которую поручил провести Александр Цыбульский по ситуации с домами в Двинском Березнике.
Далее цитируем выдержки из полученного ответа:
«…Государственный надзор при строительстве данных объектов не осуществлялся. Застройщик самостоятельно получил положительное заключение государственной экспертизы на проектную документацию, которая разработана для применения в области строительства малоэтажных жилых домов и предназначена для повторного использования без привязки к конкретной территории. Непосредственно по рассматриваемым объектам положительное заключение государственной экспертизы отсутствует.
<…> По информации, представленной главой муниципального образования „Виноградовский муниципальный район“ письмом от 22 июля 2020 года, претензии по качеству жилья обсуждались с застройщиком, замечания устранены до подписания актов приёма-передачи.
Кроме этого, отмечаем, что акты прокурорского реагирования или иные документы с информацией от контрольно-надзорных органов по вопросу качества жилых помещений в указанных домах в министерство и администрацию муниципального образования не поступали».
Конец цитаты.
Судя по всему, нынешних властей просто ввели в заблуждение с тем, что объектам необходима ещё какая-то экспертиза, так как в ответе от Минстроя чёрным по белому написано, что выявленные в 2019 году замечания были устранены. Весьма вероятно, что когда губернатор Цыбульский или кто-то из его подчинённых начал разбираться в ситуации, весь этот бардак вскрылся, что подтверждает и скоропостижный отъезд Шестакова.
К слову, строительство социальных домов на средства частного инвестора случай для Архангельской области уникальный. Есть подозрение, что после всей этой истории, — единственный.
Государственно-частное партнёрство в своей основе предусматривает полную открытость. Мы же имеем дело с абсолютно паскудной и прогнившей от коррупции историей. Самое интересное, что непонятно, насколько глубоко уходят корни. Врал ли Шестаков Орлову, или последний тоже был в курсе всех перипетий — неизвестно. Можно только догадываться. И хоть Шестаков залип по совершенно другому делу, высока вероятность, что Таборов всё-таки его сдаст: терять уже особо нечего, а срок бывшему главе Виноградовского района грозит серьёзный.
Мы продолжаем следить за развитием ситуации.