Письмо жительницы Амдермы отправлено с аккаунта школы и, естественно, стало достоянием гласности.
Как и положено, учительница сперва объяснилась в любви главе государства. Трогательно.
А потому для достижения максимального психологического эффекта преамбулу этой эпистолярии рекомендуется читать с выражением и вслух. Можно со сцены…
«Здравствуйте, дорогой президент!
Мы очень любим Вас и уважаем. Восхищаемся Вашим характером и делами. Говорят, что идеальных людей не бывает, но всё же я б сказала, что бывает, и одним из немногих являетесь Вы!
Могу, конечно, очень долго расписать свою любовь к Вам и уважение, но не думаю, что у Вас найдётся для этого время и желание, поэтому перейду к сути своего письма, скажем, „крику души“».
***
Дальше любовная лирика закончилась, и началась суровая правда жизни. Чиновники в Нарьян-Маре должны сегодня не ложится спать, а дрожать, пить, запивать и снова дрожать.
Учительница доложила президенту полную правду. Без глянца. Те, кто бывал в этом посёлке в мрачные 90-е и приезжает туда сейчас, говорят, что изменилось мало.
Но президенту чиновники из НАО об этом не докладывают. Может, глаз замылился, может, зенки жиром заплыли…
Неважно. Но сейчас сидит Путин в Кремле и читает правду.
Офигеть, не так ли? А Нарьян-Маре уже началась паника.
Нынче же все про развитие Арктики говорят, а тут такое.
Вот, впрочем, и всё предисловие. Читайте ту правду, которая сейчас на столе в Кремле. Правда школьной учительницы из Амдермы.

***
«Пишу с посёлка Амдерма, НАО, который находится на Крайнем Севере у Карского моря.
Несмотря на то, что посёлок находится в живописном месте, зрелище здесь не очень приятное. Кругом заброшенные, ветхие дома, некоторые вот-вот обрушатся. У берега много мусора бытового и габаритного железа.
Хорошие люди здесь живут, но не везёт им с избранными главами, которые работают только в своё благо. А точнее не работают, а делают вид, что работают, и набивают карманы А ведь их в администрации посёлка аж 6 человек.
Народ не слышат и слышать не хотят. На каждое обращение дают обещания и решать их даже не собираются.
Приехала на север подзаработать на квартиру, но все заработанные деньги уходят на еду и оплату некачественных ЖКУ. В магазинах очень большие наценки, много просрочки. ЖКУ оставляют желать лучшего.
Качество воды очень плохое с песком, фильтры быстро выходят из строя. У многих поэтому проблемы с почками. Часто промерзает вода, канализация в домах.
Всё старое. Трубы проржавевшие.
Если менять, то капитально, от и до, везде, но какой смысл, если дома с высоким процентом износа? Многие в аварийном состоянии.
Порой ночами спать невозможно. Стоит ужасный треск в стенах и хлопки на потолке, обои в углах комнат рвутся на глазах из-за разрывов стен.
Квартиры холодные. Крысы. В некоторых клопы да тараканы.
Прямо в подъезд вытекает канализация, антисанитария полная. Выходишь и заходишь в подъезд с зажатым носом по доскам, разложенным на „это“.
Есть более-менее квартиры в посёлке, но их администрация не даёт, аргументируя тем что оттуда люди не выписаны.
Здесь жильё выдается по договору коммерческого найма. Кто-то ждёт сертификат, кто-то ради северных пособий и пенсий не выписываются.
Много квартир занято формально, но по факту никто в них не живёт. Многие семьи развелись фиктивно для того, чтобы разъехаться и занимать по квартире, чтоб при расселении из ветхого жилья получить больше квартир.
Многие пары не бракосочетаются по тому же поводу.
Если в семье есть совершеннолетние дети, то расходятся от родителей и живут отдельно. Многие занимают 3-х комнатные квартиры по 1-2 человека, а многодетные теснятся в двухкомнатных.
Где-то хорошие квартиры пустуют, а где-то кто-то с маленькими детьми мучаются в холодных квартирах с крысами.
В итоге на бумаге числятся здесь более 300 человек, а фактически — вдвое меньше. Вот такой бардак в этом посёлке.
Часто вырубается свет в посёлке — и это при полярной ночи. Для детей большой стресс, боятся. Дороги во льду, по устранению чего ничего не предпринимается: „Песка нет, соли нет“.
Есть бульдозер. Можно было б элементарно разрыхлить дорогу, но это никому не надо.
Люди падают: у кого сотрясение, у кого ушиб, а у стариков — переломы.

Во всех организациях, кроме аэропорта, — бардак.
Руководители организации принимают людей без соответствующих требований, по знакомству.
Вот недавно была трагедия в посёлке. Сгорела пекарня. Выяснилось, что у сотрудников не было ни медкнижек, ни образования. Это в месте общественного питания!
К тому же по вине бывшего директора пекарни когда-то уже горела общественная баня. И этого непутёвого, безответственного человека устроили в пекарню директором!
Она же устроила там нелегальный бар. О чём знал весь поселок.
Накануне толпа молодёжи гуляла в этом здании. А на утро она сгорела. Ранее была устроена там распродажа.
Чем закончилось следствие — пока нам неизвестно.
Из-за всего этого весь посёлок остался без хлеба и нового модульного ФАП, находящегося рядом, который даже не успели начать эксплуатировать.
По вине таких руководителей такой ущерб государству и неприятности посёлку.
Школу закрыли, так как она находится в аварийном состоянии и ремонту не подлежит. Перенесли школьные занятия в детский сад, на второй этаж. Но это не выход! Там очень тесно.
Детям даже не прогуляться во время перемен. Дети чуть громко заговорят или пройдутся по коридору — учителя делают замечания, так как слышимость очень сильная внизу мешают садовским детям.
Помещения не вентилируются, открывать форточки невозможно, так как это север — постоянные ветра. В кабинетах либо очень холодно, либо очень жарко в относительности того, с какой стороны дует ветер.
Кстати, детский сад стоит на самом открытом и обдуваемом со всех сторон месте. Иллюзорно из-за обшивки сайдингом выглядит учреждение прилично, но состояние хилое. При сильных ветрах создаётся впечатление, что шатает всё здание.
Физкультуры у детей нет! Осенью в непогоду они бегают вокруг школы. Зимой, а зима на севере очень длинная, дети сидят в классах за партой. А часто учителя физкультуры вовсе нет, так как он часто болеет или уезжает лечиться (после онкологии).
Здесь каждый третий человек стоит на учёте у онколога почему-то. В школе многие работают фиктивно.
Очень большой штат. Они на самом деле ничего не делают. Многие предметы ведутся без соответствующей квалификации.
Ещё школа и сад не отвечают требованиям безопасности детей и сотрудников.
Детям для развития нет никаких кружков и секций. От тех, кружков что ведутся в школе, толка нет, так как они ведутся только для увеличения з/п учителей.
21 век, а Интернет здесь очень слабый и очень дорогой. Единственный транспортный путь сообщения с большой землёй — это вертолёт, который многим не по карману.
Товары, одежду, бытовую технику тут люди заказывают в основном через почту в интернет-магазинах. Посылки, заказы приходиться ждать месяцами. Проблема в чартерных рейсах, которые берут с аэропорта посылки небольшими объёмами.
Как понимаете, ситуация в посёлке в плачевном состоянии. Убедительно просим Вас скорее принять меры, пока не случилось ещё какое-нибудь ЧП.
Думаю, посёлок нужно либо скорее расселять, либо возрождать (застроить всё заново).
Уж если ни на то, ни на другое нет средств в бюджете — скинуть бомбу на Амдерму, чтоб не мучились люди».

***
Письмо дано полностью с минимальной редакторской правкой.
Ибо этот ужас должна знать и вспоминать вся большая страна, когда ей федеральные каналы втюхивают про приоритетное развитие Арктики.
Хотя, быть может, именно благодаря слову «Арктика» это письмо и попало на главный стол страны, и теперь не попадёт «под сукно».
Аминь.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...