Завтра в Архангельске+23°CСеверодвинске+23°CОнеге+24°CВельске+22°CМирном+22°CШенкурске+22°CЯренске+18°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,пятница, 23.08.2024 19:54

Последняя дискотека

16.08.2020 10:00
Рецензия на фильм «Рейв» от нашего культурного смотрителя.

Режиссёр: Брайан Уэлш.

В главных ролях: Кристиан Ортега, Лорн Макдональд, Лора Фрейзер.

Премьера: 13 августа.

13 августа на большие экраны вышел британский фильм «Рейв», закрывавший прошлогодний Beat Film Festival. Режиссёром фильма выступил автор культового сериала «Чёрное зеркало», а продюсером — Стивен Содерберг («Секс, ложь и видео»).

Действие разворачивается на периферии Британской империи в разгар главной музыкальной революции начала девяностых. Два элегантных аутсайдера, охваченные однообразными ритмами синтезаторов, сэмплеров и драм-машин, отправляются на свою первую и последнюю совместную запрещённую вечеринку, чтобы ощутить эйфоричный прилив анархии.

В фильме нигде чётко не даётся указание на год происходящих событий, но вычислить, что год именно 1994, достаточно просто из-за неоднократно звучащего закона с печальной славой.

В Акте криминальной юстиции и общественного порядка 1994 года, направленного против зарождающейся клубно-танцевальной культуры, британское правительство дало такое определение рейву: «Звуки, целиком или в значительной степени характеризующиеся последовательностью повто­ряющихся ритмических биений».

Полиция получила право разгонять подобные собрания практически любыми методами. Конечно же, законодательная инициатива не сработала, запрет породил распространение опухоли. Подпольщики продолжали разбивать кроссовки о полы заброшенных заводов и полуподвальных клубов.

До любой провинции культурные феномены доходят с опозданием и в гораздо меньшем масштабе. Хорошо распространяется разве только наркотрафик. Шотландия и подростки поколения экстази показаны совсем без грязи, как у того же Дэни Бойла в «На игле». Хотя параллель с этим культовым произведением очевидна.

Тот же хронотоп и социально-возрастной срез персонажей. У героев прошедшего времени в Шотландии были подпольные радиостанции, кумиры в виде сумасбродных деятелей андеграунда, ритмичная музыка с прямой бочкой и психоделичными синтами.

Но главное в том, что в них был заложен протестный заряд, которому было решительно негде реализоваться, в отличии от столичных англичан. Не найдя утоления жажды во внешнем мире, рейверы в хаотическом танце под размахи полицейских дубинок пускали свою кровь прямо на танцпол.

В таком контексте существуют два главных героя фильма. Джонно (Кристиан Ортега) и Спаннер (Лорн Макдональд), два лучших друга, главное их совместное увлечение — музыка. в открывающей фильм сцене друзья созваниваются и устраивают телефонный рейв на двоих под Ultra-Sonic. Джонно — додик, живёт с матерью и отчимом-полицейским.

Спаннер — авантюрист, предоставлен сам себе, вся его семья — это старший брат, промышляющий мелким криминалом и применяющий насилие к Спаннеру. Семья Джонно воспринимает Спаннера как последнего отброса общества.

К тому же вот-вот они всем семейством уедут в более благополучный регион в поисках лучшей жизни. На волнах подпольной радиостанции тем временем анонсируют первый крупный рейв в городе. Эта вечеринка станет последней перед тем, как дорожки мальчиков разойдутся навсегда.

Самая трогательная и подкупающая деталь «Рейва» — искренние зарисовки из жизни неформалов. Вот чувак упарывается LSD и не может вести машину. Вот Джонно и Спаннер испытывают детский восторг при знакомстве с радио-диджем, их проводника в мир эпилептичных танцевальных припадков.

Вот по приезду Спаннер вываливает на ладонь две таблетки (парадоксально трогательный момент, где в полной мере раскрывается мощная химия между Ортегой и Макдональдом). Вот ошеломленный дуэт переступает порог переполненного индустриального помещения. Вот Джонно захлёстывают эмоции вперемешку с подступившим кайфом — но друг сразу же приходит на помощь.

Многотысячный рейв в ленте Брайана Уэлша, разумеется, станет местом схождения всех линий и героев, а в итоге трансформируется в обряд очищения. Удары бочки сменятся ударами дубинок. К утру каждый поймёт что-то важное о себе — и прежним уже не будет.

Перед зрителем разворачивается чёрно-белая хроника индустриальных пейзажей, в момент пика на лица героев накладывается фрактальная проекция всех спектров колорита. Первые ни к чему не обязывающие поцелуи с девушкой самого опасного бандита — и вот ты уже чувствуешь себя самым крутым парнем в школе.

Первая тактильность и приход навсегда с тобой. Чёрно-белое цветовое решение в фильме усиливает ностальгическое настроение повзрослевшего, поумневшего и красноречивого рейвера Брайана Уэлша. В визуальном отношении монохромная цветовая палитра — редкое решение в подростковом бадди-муви.

С одной стороны, так режиссёр отстраняется от стилистики Гаспара Ноэ и его подражателей. С другой — придаёт рейв-культуре бронзовой патины, как бы возвышая фриковатость контркультуры.

Попытки раскопать своё прошлое обернутся полнейшим закапыванием себя. Нотка ностальгии сменится тяжёлой отрезвляющей мыслью, что на самом деле прекрасное далёко и вправду оказалось жестоким.

«Рейв» — шотландское кино от шотладца, и оно сохранят традиции бойловского духа национальной разочарованности. Это продукт рефлекторной попытки оглянуться назад и отыскать что-то светлое в прошлом, которая оборачивается довольно печальной констатацией факта, что и там на самом деле было мало хорошего.

Несмотря ни на что, юность — наше самое счастливое время, и больше такого не будет. Воспоминания выцветут, но гамма первой наивной искренности навсегда с тобой — как первая глупая юношеская татуировка.

Ася Спиридонова

18+

Редакция благодарит компанию «Шестеозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле