Пока Север области бьется с коронавирусом, деревни и города на Юге утонули и отрезаны друг от друга. Сольвычегодск — не исключение.
Понтонный мост через Вычегду регулярно снимают на период половодья, которое в этом году затянулось. В этот период паром — единственный способ попасть в Котлас и Коряжму, но и старая баржа с каждым годом все хуже ходит по быстрой воде.
Ни буксир, ни баржу обновлять никто не собирается, каждый год латают, что могут и к весне снова выпускают на рейсы.
В этом году недостаток внимания к этой проблеме может выйти боком. Сейчас паром перевозит только 4 грузовика с продовольствием и два медицинских автомобиля. Больше баржа поднять не может.
На частные автомобили места не остается. Сначала люди пытались выехать на континент и у единиц даже получилось. Остальные устали бросать машины в очереди на ночь, да и отпугивает цена за проезд, подскочившая в 10 раз. В обычное время возят за 200-300 рублей, сейчас — 2000 в одну сторону.
Паром делает 1 рейс в сутки. Пешком пускают, а автомобили — нет. Большинство населения города — пенсионеры. Пара часов на ветру в открытой барже для них серьезное испытание. Благо, пускают в машины погреться, но мест, опять же, хватает не всем.
Наиболее отчаянные пытаются прорваться. Так, например, 24-го мая спасатели вытащили семью из автомобиля, утонувшего по крышу, при попытке проехать по дороге «Ватса — Дурницыно — Козьмино». Людей спасли, но внедорожник марки «Форд» пришлось бросить.
Местные рассказывают, что пару раз группа немолодых людей, приняв на грудь, попытались прорваться по северной дороге. После второго раза машину пришлось вынимать с помощью соседского трактора.
По большому счету, добраться до Коряжмы можно, если очень нужно. Предприимчивые лодочники стали заниматься частным извозом. Берут пару пассажиров в лодку и с каждого по 300 рублей.
Народ едет в Коряжму, отрабатывают 4 смены, ночуя у знакомых и родственников, а потом обратно — в затопленный Сольвычегодск.
Перебоев с продуктами пока не наблюдается. Полки с определенными товарами пустуют, но все необходимое подвозят. Главное — успеть к парому. Не хватает только молочной продукции. Цены в местных магазинах всегда были чуть выше, чем в Коряжме или Котласе, а сейчас подросли еще сильней.
Санаторий и без того не работал, а запасов угля в котельной хватит на довольно продолжительное время. Муниципальные дома — малая часть строений Сольвычегодска, а частный сектор топят дровами, однако, есть те, у кого именно в этом году их запасы подходят к концу.
Затоплены прибрежные участки, но их хозяева привыкли и раньше середины июня в город не приезжают. Если топит каждый второй год, то нет смысла сажать картошку весной.
Памятники культуры не пострадали.
Дорога на Котлас размыта настолько, что встают даже фуры. Как только сойдет вода, планируется провести отсыпку трасс и наладить автобусное сообщение, но когда именно это произойдет, местным никто не сообщает.
В Котласском районе начали работу комиссии по оценке ущерба и оказанию единовременной материальной помощи от правительства Архангельской области пострадавшим от паводка гражданам. Условия получения единовременной материальной помощи:
1) От паводка должно пострадать жилое помещение (пострадавшие бани, сараи, мостки, заборы и пр. в расчет не принимаются)
2) От паводка должно пострадать имущество первой необходимости (личные вещи, одежда, документы)
Оказание единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам производится из расчета до 5 тысяч рублей на человека, но не более 25 тысяч рублей на семью.
Оказание пострадавшим гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество — не более 15 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество — не более 30 тысяч рублей на человека).