Завтра в Архангельске−5°CСеверодвинске−8°CОнеге−5°CВельске−4°CМирном−7°CШенкурске−3°CЯренске−6°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,пятница, 02.02.2024 22:38

По тундре, по железной дороге…

19.05.2020 09:52
Северный шелковый путь из Азии в Европу. Глубоководный морской порт в Индиге, связанный стальной магистралью с большой землей: миф или реальность?..

Накануне ВрИО губернатора Архангельской области Цыбульский встречался с редакторами СМИ. Присутствовали разные медийные группы — адекватные и не очень, полуоппозиционные и оппозиционные.

Разговор был прямой и открытый — все спросили, что хотели. Никто никого не насиловал и даже не пытался.

Слово «насилие» здесь не зря…

Тема насилия всплыла неожиданно — понятно, что главной темой беседы было объединение Архангельской области и НАО.

Вопрос одного из редакторов так и прозвучал:

— Вы думаете, что сможете переломить настроения в НАО?

Цыбульский ответил откровенно:

— Не надо никого ломать, это неправильный термин. Двадцать лет жителей НАО пугали объединением с АО, самое страшное, что может произойти. Больше эмоции.

Я с жителями НАО общался много. Сразу начинается отторжение — «нет». А почему «нет»?

Потому что нет, так все говорят. Все живут в парадигме: всё сразу исчезнет, если будет объединение.

Ничего не исчезнет. Ни Нарьян-Мар, ни большинство гарантий.

Гарантии прописаны в федеральном законодательстве, их не отменить, даже если кто-то захочет.

Не надо никого ломать, надо поговорить.

Подробности здесь…

Вопрос: как регион будет называться: Ахрененецкий округ?

— Главное, чтобы люди проголосовали. На мой взгляд название должно быть новое. Надо обнулиться и начать.

Архангельской области необходимо включиться в конкуренцию вокруг проекта Северного Морского Пути. Если наш регион пока не задействован в этом процессе, то мы должны в него включиться.

Не проиграть, не остаться в хвосте тех, кто готов включиться в этот проект.

СМП (Северный морской путь — прим.ред.) в целом — строительство ледокольного флота. Для того, чтобы включиться в этот проект требуется объединение с НАО.

Это возможность выиграть конкуренцию.

Необходимость объединения с НАО никак не связана с перераспределением каких–то доходов.

Это на самом деле возможность выиграть конкуренцию за арктическую повестку. Люди должны принять решение о том, чтобы объединить усилия для взаимодействия.

НАО не конкурентен из-за малочисленности населения. Если наши потенциалы совместить, мы будем конкурентны.

Выход к СМП — это серьезный драйвер роста.

Причем не только не нашего региона, нашей страны, а всего мира. И мы можем эту конкуренцию проиграть.

А из-за чего? Из –за того что мы формально решили, что ничего не надо менять.

Конец цитаты.

На прошлой неделе, когда Цыбульский ездил в Нарьян-Мар в заявлениях прозвучал тезис про железную дорогу до Индиги.

Яндекс. Карты

Поясним, что Индига — населенный пункт Ненецкого автономного округа, на берегу моря. В настоящее время он является административным центром Тиманского сельсовета. Первоначально поселок относился к Архангельской губернии, но в двадцатом веке стал входить в состав Ненецкого национального округа.

В состав Заполярного района входит с 2005 года.

Timanselsovet.ru

Прежде всего Индига интересна как порт. Пока там нет порта. Но в Сабетте ещё несколько лет назад тоже не было ничего.

Строительство порта в Индиге считается очень перспективным — там большие глубины и Индига не замерзает.

Но к порту нужна дорога и желательно железная. И вот на прошлой неделе прозвучала эта тема.

Если набрать в «Яндексе» «железная дорога в тундре», то кроме известной песни в жанре шансон, ещё всплывет «мертвая железная дорога».

Последнее про попытку Сталина построить трансполярную ж/д силами зэков. Не построили.

Ж/д утонула в зыбкой тундре. Сейчас только остовы кое-где торчат.

Соответственно ИА «Эхо СЕВЕРА» прямо задало вопрос Цыбульскому: это очередная сказка, типа «Белкомура», которой кормят жителей Архангельской области на протяжении 20 лет?

Ответ был развернутый с экономическими обоснованиями и конкретными именами, паролями и явками.

— Вопрос строительства порта Индига обсуждался давно. Думаю, он не реализовывался, потому что ни экономика, ни технологии не были готовы к его полноценной реализации.

На сегодняшний день этот проект важен именно с точки зрения взаимоотношений с Ненецким округом.

На протяжении приблизительно пяти лет, еще когда я был замминистра и курировал арктические вопросы, и потом, когда работал в НАО губернатором, было два проекта.

Это строительство глубоководного порта Индига.

У этого проекта уже есть конкретный инвестор, готовится проектно-сметная документация.

Этот проект на данном этапе не привязан к строительству железной дороги, хотя в перспективе, если этот порт появится, железная дорога будет построена.

И у нас была всегда конкуренция с Архангельской областью в части Белкомура и порта Индига. Понятны интересы каждой стороны, естественно, каждый хотел получить точку роста.

Архангельск в этом отношении располагает серьезной грузовой базой, которая, однако, завязана в основном на Питер, и туда уходит основная часть налога на добавленную стоимость.

Кроме того, порт Архангельск, к сожалению, никогда не сможет принимать большие суда, которые и используются в основном на Северном морском пути: глубины не позволяют.

Индига располагает необходимой глубоководностью и там можно построить незамерзающий порт.

Дальше от Индиги на восток начинается сложная ледовая обстановка, это последняя точка, куда доходит самым краешком Гольфстрим, и ледовая проводка там будет очень небольшая.

И в проекте, который сейчас рассматривает инвестор, на траверсе порта глубина будет 25 метров, то есть можно будет принимать суда любых классов.

Проблема Индиги в том, что там нет людей и нет железной дороги.

Первоначально планировалось подвести железную дорогу от Сосногорска (город в Коми — прим.ред.)

А сейчас мы посмотрели: есть возможность построить железную дорогу от Карпогор, она получается короче, и с точки зрения технологий не предвидится больших проблем.

Ветка будет порядка 500 километров, нормальный рельеф, ни гор, ни тоннелей, никаких дорогостоящих работ не потребуется.

И складывается удобная ситуация: мы сможем забрать те грузы, которые сейчас идут в Питер и затем за рубеж, и таким образом мы сможем привлечь инвесторов, чтобы они развивали деятельность здесь.

И с другой стороны, мы сможем развивать экономику Северного морского пути.

Через Архангельск это сделать не получится: Архангельск всегда будет проигрывать Мурманску, как это происходит сейчас.

Но задачу, поставленную президентом на первом этапе, — перевозить до 80 миллионов тонн грузов по Северному морскому пути — силами одного порта в Арктике не решить.

Для развития морских перевозок по Северному морскому пути необходим порт, оборудованный всей инфраструктурой и расположенный максимально близко к тяжелой ледовой обстановке, чтобы сократить использование ледоколов.

И таким образом этот проект экономически оправдан на сто процентов.

Ведутся переговоры с руководством РЖД о дальнейшем строительстве, может быть даже, поднимать грузы от Киргизии.

Киргизия рассматривает инвестиционные планы о строительстве железной дороги через всю страну, чтобы перевозить грузы из Китая.

И если мы осуществим свои планы, мы заберем киргизские грузы, сможем забрать часть китайских грузов, плюс мы сможем взять на себя Казахстан.

Для понимания, предмет договоренности на высшем уровне — это транзит порядка 30-40 миллионов тонн угля, которые через нас проходят в Приморье. А сейчас мы не можем их брать для перевозки — не хватает мощностей.

И в итоге возникает такой транспортный коридор: Азия — Северный морской путь.

В планах инвестора — в пике нагрузки порт сможет принимать до 200 миллионов тонн грузов в год.

Я убежден в серьезности инвестора, потому что там уже ведутся работы, пока небольшие, но они уже вложили порядка пяти миллионов долларов своих средств, проводили изыскания и со следующего года уже планируют начать строительство причальных линий.

Пока планируется начать с перевозок угля, небольшими партиями подвозить его туда и отправлять его либо в Европу, либо в Азиатско-Тихоокеанский регион: экономически это выгодно.

И строительство порта в Индиге, и строительство железной дороги необходимо рассматривать в комплексе, а раньше эти проекты поодиночке не решались на самом деле потому, что была межрегиональная конкуренция. Никто не хотел отдавать свой проект соседу.

— А кто инвестор?

— Там пул инвесторов, крупных портовиков, один из них — Роман Троценко. Надеюсь, что они впоследствии устроят здесь презентацию проекта. АЕОН

Справка: с официального сайта АЕОН:

Представляет собой уникальное соединение частного фонда прямых инвестиций и управляющей компании, специализирующейся на антикризисном управлении крупными индустриальными активами. Корпорация инвестирует в предприятия, требующие реструктуризации управления или привлечения дополнительного финансирования для расширения деятельности.

Другими словами, АЕОН приобретает доли или акции в проблемных компаниях, чтобы развивать их: освоить новые технологии или продукты и, в конечном счете, сделать их прибыльными. Это дает компаниям возможность выйти из кризиса и открыть перспективы устойчивого развития.

***

Но вернемся к Цыбульскому. Он рассказал о планируемых инвестициях в проект «Индига» в сумме 200 миллиардов рублей. Железная дорога и порт — около 80-90 миллиардов. Порт и портовые мощности, по его словам, инвесторы строят за свои средства, а строительство железной дороги будет финансироваться по отдельной инвестпрограмме.

Кроме того, это дает дополнительную загрузку Северному широтному ходу, если не ошибаюсь, по инвестиционному плану это около шести с половиной миллионов тонн в год.

— Участок Северной железной дороги от Обозерской до Архангельска до сих пор не электрифицирован. Северная железная дорога должна этим заниматься?

— Конечно, должна. Но это вопрос в первую очередь к экономистам и инвесторам, но уж коли мы говорим о столь масштабном строительстве, конечно, здесь должна быть современная железная дорога с применением самых передовых технологий.


Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле