В итоге решили, что лицом к городу будет лучше. Типа, она возвращается.
Знающие люди недоуменно переглянулись. Ибо в Советские времена скабрезных анекдотов на кухнях рассказывали такое…
В кабинете тогдашнего первого секретаря обкома КПСС Бориса Вениаминовича Попова собрались такие же лучшие умы, как и сейчас в Северодвинске.
На повестке дня был вопрос: как устанавливать памятник Ленину на площади его имени — лицом к обкому (ныне здание Архоблсобрания), или лицом к народу.
Обком был за то, чтобы Ленин не смотрел в окна — стыдно под его взглядом. Но Попов заявил: «народ-то за Лениным всегда пойдёт, а вот за вами, сволочами, глаз да глаз нужен.
В итоге памятник поставили, всё-таки, лицом к народу…
Аналогичный конструктивно-символический диспут наблюдался и в мэрии Северодвинска.
Во встрече приняли участие заместитель главы Северодвинска по социальным вопросам Ирина Сахарова, заместитель командира Беломорской ВМБ по военно-политической работе капитан 1 ранга Станислав Руссиян, председатель горсовета Михаил Старожилов и депутаты Игорь Калеминцев и Александр Гришин, а также генеральный директор «Звёздочки» Сергей Маричев, его заместитель по управлению персоналом Михаил Голышев, главный архитектор Севмаша Илья Покровский и главный технолог Севмаша Леонид Дьячков.
Напомним, благоустройство территории Приморского парка (напротив дома № 5 на бульваре Строителей) будет выполняться в этом году по федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды», части нацпроекта «Жильё и городская среда». Рубку АПЛ проекта 661, получившей народное название «Золотая рыбка», планируют установить в дополнение к нему.
На первой встрече главный архитектор Севмаша Илья Покровский познакомил собравшихся с разработанными эскизами. По задумке авторов, рубка подводной лодки должна быть направлена в сторону моря.
Однако в этот раз участники совещания пришли к единому мнению, что будет лучше, если рубка будет развернута в сторону города, имитируя возвращение корабля в порт. Также необходимо подумать об освещении архитектурной композиции.
Справка.
Речь о реальной подводной лодке К-222 проекта 661 шифр «Анчар».
Это была советская атомная подводная лодка второго поколения, вооружённая крылатыми ракетами П-70 «Аметист».
Примечательно, что это была и самая быстрая в мире подводная лодка, достигавшая в подводном положении скорости свыше 82 км/ч (44 узла) и самая дорогая.
За дороговизну постройки лодку прозвали «Золотая рыбка».
49 лет назад, 18 декабря 1970 года атомная подводная лодка К-162 проекта «Анчар» установила мировой рекорд скорости, не побитый до сих пор.
На мерной миле субмарина в подводном положении разогналась до 44,7 узла (80,4 км/ч).
А однажды, в боевом походе «Золотая рыбка» К-162 обнаружила в Атлантическом океане ударный авианосец США Saratoga и несколько дней преследовала его, несмотря на то, что американский корабль улепетывал на предельной для себя скорости в 30 узлов.
Преимущество в скорости позволяло занять любую удобную позицию для атаки. «Золотая рыбка» могла уничтожить авианосец первым же залпом.