Позавчера в Архангельске завершилась первая в этом году сессия городской Думы. Самые горячие обсуждения вызвала проблема уборки города, вынесенная на «Час вопросов» администрации депутатом Сергеем Пономарёвым. Народного избранника интересовало, какие меры применялись к подрядчикам в декабре минувшего года и январе текущего.
Отчитывался перед депутатами Алексей Норицын — директор департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации Архангельска.
К слову, на сессии также присутствовали представители подрядчика — Плесецкого дорожного управления, однако им выступить не дали.
Напомним, что до 1 января уборкой города два месяца занималась фирма «Севдорстройсервис» — сумма контракта за два месяца составила почти 60 млн рублей. Нарекания к работе были и у горожан, и у администрации. Однако сумма претензий по итогам составила лишь мизерные 50 тысяч рублей.
С января к работе приступило Плесецкое дорожное управление, которое уже убирало Архангельск с 2017-го по 2019-й. Вопросы к содержанию возникли и у горожан, и у властей (что логично, раз вопрос обсуждался на сессии). Оказалось, что администрация даже обсуждала разрыв контракта с подрядчиком, но, как пояснили городские власти — это не выход, так как альтернативы просто нет. Расторжение контракта в данном случае означает полный коллапс, так как убирать город будет просто некому.
Существует технический регламент. Требования к подрядчику определила администрация — подрядчик убирает город так, как прописано в документах, подготовленных горадмином. Отхождение от этого влечёт за собой штрафы, невыполненные работы просто не будут оплачиваться, за перевыполненные — в лучшем случае просто «спасибо» скажут.
Основные претензии к уборке возникают из-за отвратительной уборки внутриквартальных и внутридворовых проездов. Но, увы, это обычная управленческая неразбериха, хаос. И этим занимается не Плесецкое дорожное управление, а администрация.
И даже не управляющие компании. А именно администрация.
Сотрудник горадмина Алексей Норицын заявил депутатам, что для нормального содержания внутриквартальных проездов необходимо около 36 млн (согласитесь, не такая большая сумма), а израсходовано в этом году было лишь 5,5 млн рублей.
Но цифра в 36 млн и рядом не стояла с той, которая бы решила все проблемы: 1,9 млрд рублей — именно столько нужно денег на три года, чтобы столица Поморья убиралась нормально.
Власти расписались в том, что город достойно убираться не будет — по мнению чиновников, у города просто нет денег. Всегда были, а сейчас, мол, нет. Вывод каждый делает сам. Впрочем, какой бы вывод не сделали граждане-читатели, от этого ничего не изменится.
Власть не подотчётна народу. А депутаты…
Притча во языцех. Депутаты повозмущались, но в целом согласились, что тут уже ничего не попишешь.
Винить в плохой уборке Плесецкое дорожное управление, по сути, бессмысленно. Они работают строго по контракту, который написали чиновники во власти.
Вообще, дело в том, что изначально на конкурс, объявленный городской администраций, исходя из его требований, могли заявиться только компании, имеющие необходимый опыт по исполнению аналогичных контрактов.
В теории, если бы условия были другие, убирать город могла бы более «мелкая» компания, взяв кого-нибудь на субподряд (то же ПДУ, например, убирает центр Архангельска, а на левобережье и в северной части города трудятся субподрядчики предприятия).
Но мэрия несколько лет назад пошла по пути централизации и оптимизации. Были установлены некие стандарты, на которые теперь ссылается и администрация, и подрядчик. Кем это было сделано — установить теперь сложно (на соответствующем ответственном посту в горадмине уже сменилось много «ответственных» работников), а менять — долго и никому этого не надо.
После сессии мы пообщались с генеральным директором Плесецкого дорожного управления Михаилом Яковлевым, который рассказал об особенностях работы в Архангельске.
— Главной особенностью начала работ с нового года с учётом климатических условий (частые переходы температуры через «ноль») и осадков стало наличие ледяных отложений (ПДУ приступило, напомним с 1 января, спустя 2 месяца после начала зимы, — прим.ред.). Работы по ликвидации этих отложений проходят по отдельным графикам и не входят в тот контракт, который заключён на три года. В главный контракт входит: борьба с гололёдом, очистка снега на проезжей части — на дороги выходит техника, убирает снег, формирует снежные валы и вывозит их.
Вот и вся технология. Но в связи с тем, что в предыдущий период эти массы остались на большинстве улиц, учитывая существенное количество выпавшего снега, ледяные валы местами разрослись шириной больше метра и высотой 10-15 сантиметров, и это стало главной помехой для нормального содержания городских улиц.
Есть согласованные графики уборки этих отложений, они утверждаются и корректируются с департаментом транспорта еженедельно. Эта работа очень трудоёмкая: просто проходом комбинированной дорожной машины или грейдером отложения не ликвидировать. Ставится специализированная техника (экскаваторы, погрузчики), которые в прямом смысле слова по сантиметру скалывают лёд, формируют кучи, потом их грузят в самосвалы и вывозят на свалки.
Могу сказать, что большая часть работ в этом направлении уже выполнена. Мы стараемся сделать всё в максимально короткие сроки, но, надо учитывать колоссальную протяжённость улиц. Понятно, что мы начали с приоритетных дорог — магистралей с автобусным движением. Далее мы отрабатываем улицы второй категории с напряжённым трафиком, например, Гайдара или Логинова.
— Как обстоят дела с вывозкой снега? По всему городу можно наблюдать огромные сугробы из снега и грязи.
— Во-первых, все выполняемые работы проходят в соответствии с техническим регламентом, который является приложением к контракту. А во-вторых, мы руководствуемся ГОСТами.
В регламенте указаны не только геометрические параметры уборки, но и сроки и время, в течение которого мы должны либо убирать снег, либо ликвидировать скользкость, либо убирать те же валы. И это время измеряется не в часах, а в днях. За определённый срок мы обязаны эти валы убрать.
Кстати, снежные валы, сформированные к новому году, были убраны в полном объёме менее чем за месяц. Всё остальное — ледяные отложения и те валы, которые формируются после выпадения снега в данный момент — убирается в регламентированные сроки.
Представители администрации совместно с ответственными лицами Плесецкого дорожного управления регулярно проверяют качество уборки города, всё чётко контролируют и фиксируют. Есть предписания, по которым заказчиком выставляются определённые сроки и по этим предписаниям мы, естественно, отрабатываем. Примерно 90% предписаний связаны именно с ликвидацией зауженности проезжей части, образовавшейся из-за ледяных отложений.
— Можно говорить о том, что в дальнейшем, когда Плесецкое ДУ будет работать полный цикл, а не исправлять косяки предыдущего подрядчика, уборка города наладится?
— Я бы не говорил «косяки» — это те условия, в которые мы попали, плюс напряжённые погодные явления текущего зимнего периода. Подчеркну, что ликвидация этих отложений не предусмотрена в контракте. Мы подсчитали сметную стоимость этих дополнительных работ — это более 30 млн рублей, соответствующее обращение об этом направлено нами заказчику. Это очень важный для нас момент, так как работы мы по факту выполняем и несём серьёзные затраты.
Также сделаю акцент на формировании цены контракта. Как уже было сказано на сессии, порядка 1,9 млрд — нормативная сметная стоимость работ и зимой, и летом, необходимая для того, чтобы содержать город в соответствии с ГОСТом. Если посмотреть, как формировалась максимальная начальная цена контракта, то там чётко прописано: в связи с отсутствием необходимых лимитов в бюджете МО «Город Архангельск», начальная максимальная цена устанавливается на уровне той цифры, которая есть в бюджете — 838 млн рублей.
Кроме того, необходимо отметить, что площадь проезжей части и тротуаров по сравнению с предыдущим двухлетним контрактом увеличилась более чем на 20%. При этом цена контракта (прошлые два года и эти три года) при перерасчёте на стоимость содержания одного дня практически не увеличилась. И это ещё, не считая уровня инфляции. Таким образом, цена услуги за один квадратный метр снизилась более, чем на 20 процентов.
— Использование пескосоляной смеси на тротуарах в дальнейшем продолжится или это лишь кардинальная мера при экстремальных погодных условиях?
— В период аномальных условий на тротуарах мы используем песок, делаем несколько проходов, чтобы сбить так называемый стекловидный лёд. Но в периоды ледяных дождей песок просто смывается.
Поэтому мы планируем применить следующую технологию: на малогабаритные тракторы навешиваются специальные перфорированные ножи (кстати, они уже закуплены) для того, чтобы на этом стекловидном льде нарезать бороздки.
При посыпке песком он будет оставаться в бороздках. Мы собираемся опробовать это уже в ближайшее время.
— У людей возникают вопросы по количеству дворников. Их буквально единицы на улицах города.
— Мы делаем упор на механизированную очистку. Ручной труд малоэффективен и используется только в особо сложных местах, так как без него всё-таки не обойтись.