Завтра в Архангельске0°CСеверодвинске−2°CОнеге−3°CВельске−1°CМирном−1°CШенкурске−1°CЯренске−5°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,пятница, 02.02.2024 08:10

Good trip

02.10.2019 11:26
Рецензия на документальный фильм «Сорокин Трип» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Илья Белов

В ролях: Владимир Сорокин

Премьера: 12 сентября 2019 года


Владимир Сорокин — лицо современной русской литературы в высоком смысле этого слова. Он — олицетворение того, как должен выглядеть почти забытый образ настоящего русского автора из лучших времен отечественной прозы.

Во многом, благодаря его книгам о нашей литературе еще помнят в Европе и Америке, поскольку Сорокин — чуть ли не единственный продукт, сильнейшей когда-то прозы, предлагаемый на экспорт.

Все это, конечно, вызывает гордость, но вместе с тем несколько обидно сознавать, что жанр скорее мертв, чем жив. Замечательный Юрий Мамлеев уже больше никогда ничего не напишет, надежда русской литературы Михаил Елизаров, похоже, очень надолго забросил писательство и ушел в музыку и общение с публикой. Ерофеева и Толстую с ее «Кысь» можно перечитывать бесконечно, но ничего нового они уже создадут по разным причинам.

Остались два старых пост-модернистских кита: Виктор Пелевин и Владимир Сорокин. Первый публикуется регулярно, но все чаще расстраивает читателя. Все почему-то ждут от Виктора Олеговича нечто такой же силы, как «Generation П» или «Омон Ра», а получают «Трех цукербринов», зато каждый год.

Сорокин же пишет, примерно, в три раза медленней, но компенсирует паузы, периодически выходя на публику, чего Пелевин не делал никогда.

Владимир Георгиевич, соблюдая правила приличия, ни за что не согласится со званием живого классика, но, как умный человек, понимает, что так его называют неспроста.

Видимо, что-то похожее почувствовали и авторы документалки «Сорокин Трип», заочно назвали писателя «нашим всем», а непосредственно в фильме дали слово самому Владимиру Сорокину и только ему.

Поскольку Сорокин пишет, а не снимает, то и говорит он не со зрителем, а с читателем. Не знакомый с творчеством героя статьи человек, конечно, узнает для себя много нового, но, понятна будет только половина показанного.

Само название «Сорокин Трип» отсылает к одному из его произведений «Достоевский Трип», где героям предлагалось скушать таблетку «Толстой», «Набоков» или «Достоевский», чтобы на время попасть в голову к одному из русских классиков. То есть, авторы не только говорят, что их фильм расскажет нам некие откровения из жизни любимого писателя, но и ставят его в один ряд с вышеупомянутыми личностями.

Фильм не утруждает себя рассказать непосвященным о том, кто следующие полтора часа будет на экране. В данном случае, чтобы стать зрителем, сперва надо побыть читателем. Что называется, снято для своих.

Владимир Сорокин в режиме монолога из Москвы и Берлина рассказывает о своей жизни с доселе неслыханной откровенностью — о детстве в подмосковном рабочем поселке, жизни в мастерских подпольных художников, преследованиях со стороны КГБ и прокремлевских молодежных организаций, любви к русской литературе и космическому холоду.

Кроме него с людьми в кинозале поговорят его дочери и пара коллег-концептуалистов. И это прекрасный ход. Никакой закадровый голос не будет интерпретировать сказанное по-своему, отвлекая дурацкими перебивками.

«Трип» уделяет большое внимание «Норме» и «Голубому салу» — двум самым скандальным романам. Нам не покажут, как в 99-м еще советский народ рвет «Сало» на части, устраивая костры из книг, а через 5 лет этот роман уже продается в подарочной обертке в наборе с бутылочкой «Столичной». Зато, зная контекст, понимаешь, что диалог писателя с космосом — это и есть разговор о «Сале».

Узнаем, что глава из «Нормы» — «Письмо к Мартину Алексеевичу» (прогрессирующий бред сумасшедшего на 50-и листах) была написана под впечатлением от общения с родственниками жены. И, в качестве десерта, послушаем описание полового акта между Сталиным и Хрущевым в исполнении автора.

Обычно, Сорокин говорит мало, больше гипнотизирует зрителей различных передач минутными молчаниями и пронзительными взглядами в камеру. Тут же его, в хорошем смысле, прорвало. Данный фильм, пожалуй, самое радикальное вторжение в личную жизнь писателя за все время, снятое в уютных домашних интерьерах и тихих берлинских парках. Как будто всех зрителей позвали на закрытый творческий вечер.

Эта атмосфера задает тон всему фильму. От документалки про автора, подробно описавшего тысячу и один способ приготовить и употребить человеческий фекалий, ждешь чего-то такого же на экране, но Владимир Георгиевич мирно выгуливает своих собачек, обнимается с деревьями, греется у камина и рассказывает, и рассказывает…

Приятно, что авторы избегают энциклопедичности («родился — женился — прославился — пока не умер», хотя и этот вики-запрос будет удовлетворен), не претендуют на фундаментальность (труды и дни Сорокина комментируют лишь избранные лица из узкого круга) и почти не обсуждают экстремальность сорокинского письма: невинных, в общем, цитат из «Нормы» и «Сала» недостаточно, чтобы понять, почему этого писателя так любят и ненавидят.

Но это все справедливо для непосвященных. Фанаты все понимают и пребывают в восторге.

Человек, желающий найти ответ на вопрос, что такое Сорокин, в этом довольно логично выстроенном трипе сможет найти какие-то основные точки, которых достаточно как минимум для того, чтобы набросать его примерный портрет.

К слову о портретах: Сорокин бесподобно смотрится на большом экране. Природа или кто-то еще распорядились так, что этот человек не только прекрасно пишет и ласкает ухо приятным тембром голоса, но и обладает благороднейшей внешностью.

Ближе к концу фильма писатель приобретает в магазине череп черного цвета, расписанный под хохлому, и произносит прямо в камеру: «Есть на свете все-таки красивые вещи». Владимир Георгиевич — безусловно, одна из таких вещей.


Ранее на сайте «Эхо Севера» публиковалась рецензия на книгу Владимира Сорокина «Очередь». Ее можно прочесть, перейдя по ссылке.


Александр Губкин

18+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» и кинотеатр «Русь» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле