Режиссер: Джеймс Кокс
В ролях: Тэрон Эджертон, Ансель Элгорт, Суки Уотерхауз, Эмма
Робертс, Кевин Спейси
В прокате с 19 июля
1983 год. Недавние выпускники престижной бизнес-школы Джо и
Дин оказываются перед выбором: либо тянуть лямку обывателя со скромными
зарплатами, закладными, кредитами и ипотеками, либо рискнуть и путем игры на
бирже быстро обогатиться. Вот только рисковать парням нечем, и они, пользуясь
обаянием и ловко подвешенным языком, привлекают инвестиции сначала своих
знакомых, а затем крупных финансистов.
Умудрившись запудрить мозги даже самым бывалым акулам
бизнеса организацией уникального клуба доверительных коммерческих сделок,
друзья тем не менее однажды оказываются у разбитого корыта — как выясняется,
они и сами стали жертвами мошенника, воспользовавшегося их неопытностью и
слабостями. В отчаянии Джо и Дин пытаются спасти ситуацию, но большие деньги
уже начали свою кровавую жатву.
«Клуб миллиардеров» был снят в 2015 году с прицелом на релиз
в 2017-м, однако события вокруг Спейси заставили продюсеров сначала сдвинуть
дату премьеры, а затем и вовсе отказаться от широкого кинотеатрального проката.
Ситуация, развернувшаяся вокруг Кевина Спейси, поставила
всех нас в неудобное положение. Резонанс, вызванный его поступками, на которые
лишь недавно был пролит свет, оказался столь мощным, что о его актерском
таланте стало даже как-то неудобно говорить — кажется, что, восхищаясь игрой,
ты невольно оправдываешь грязь, в которую Спейси умудрился нырнуть с головой.
Так же, кажется, думают голливудские режиссеры и продюсеры —
Ридли Скотт, например, из своего фильма «Все деньги мира» Спейси старательно
«вымарал». А вот Джеймс Кокс, автор исторической криминальной драмы «Клуб
миллиардеров», оставил актера в кадре и, кажется, именно этим спас среднюю по
большому счету ленту.,
Причем играет Кевин человека самовлюбленного, эпатажного,
окруженного молодыми красавцами и звездами искусства, — если эта роль станет
последней в карьере Спейси, то жирнее черту подвести сложно.
Однако, можно оставить Спейси на время в стороне — в фильме
он играет второстепенного персонажа, а на переднем плане разворачивается
история двух молодых финансовых мошенников, умудрившихся «раскрутить на бабки»
несколько десятков весьма искушенных в коммерции и инвестициях людей, едва ли
не цвет американского бизнеса.
За счет чего? Да, как и всегда, молодости, наглости, умения
пустить пыль в глаза, ловкости выдавать убытки за прибыль, эквилибристики
перекладывания денег из одного кармана в другой, выдавая это за пополнение
общего банка.
Россиянам должны быть знакомы эти схемы, если они изучали
деятельность или даже вкладывали средства в различные МММ, ПИФы или прочие
схемы по отъему денег у населения. Стоит отметить, что финансовую сторону
вопроса Джеймс Кокс показывает на редкость скучно — это вам не «Волк с
Уолл-стрит» и не «Игра на понижение», создается впечатление, что автор не
понимает, о чем рассказывает, а потому тонкие места просто комкает.
Если не получается деловая сторона вопроса, то история Джо
Ханта и Дина Карни дает возможность играть на других полях, однако Кокс не
блещет и там. Лента начинается как рассказ о дружбе двух молодых людей, которые
вместе погружаются в неприятности и держатся друг за друга до конца, но фильм
об этом быстро забывает — примерно с середины Энсела Элгорта и Тэрона Эджертона
режиссер разводит по разным углам, и достаточно привлекательный тандем
персонажей на глазах тускнеет.
Не работает в ленте и романтическая линия — при всем
старании Элгорта и Эммы Робертс отношения их Джо и Сидни очерчены
легкомысленным пунктиром, за которым зрители сами должны придумывать, что
сблизило двух людей и могла ли их связь вылиться во что-то серьезное.
А вот что режиссеру удалось однозначно и безоговорочно, так
это создание атмосферы — поскольку действие разворачивается в богатейших
кварталах Лос-Анджелеса, в клубах, переполненных звездами и богатейшими людьми
в Америке, то все усилия авторов «Клуба миллиардеров» оказались направлены на
воссоздание гламура 80-х с льющимся из динамиков синтипопом, блестками с пола
до потолка и костюмами невероятных фасонов.
Даже если вам кажется, что после череды ретро-сериалов и
«Первому игроку приготовиться» про конец прошлого века сказать нечего, «Клуб»
стоит посмотреть — пышную внешнюю оболочку создатели картины прочувствовали и
воссоздали с большой любовью.
Другое дело, что внешнее плохо заменяет внутреннее — шумные
яркие вечеринки удались, а вот вне этой пестроты картина сразу замедляется,
буксует, разменивается на мелочи и откровенно тратит ваше время, вспыхивая лишь
в тех редких эпизодах, когда в кадр входит Кевин Спейси, чей герой предпочитает
наряды ядовито-химических оттенков. Но здесь мы опять возвращаемся к началу
беседы — общественное порицание заставляет стесняться восхищения работой этого
актера.
Как ни печально, но присутствие в кадре опальной звезды для
«Клуба миллиардеров» стало гораздо более значимым аргументом, чем основанная на
реальных событиях сюжетная конструкция со взлетом, двумя убийствами и падением,
чем четко артикулируемая мысль о мошеннической природе финансовых институтов и
даже чем набор молодых звезд, которым тащить на себе Голливуд ближайшие 10-15
лет.
Фильм останется в памяти лишь как последняя работа Кевина Спейси, разрушившего свою жизнь собственными руками, совсем как герои картины.
Знак информационной продукции 18+
Александр Губкин
Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель»