Потомственный железнодорожник и пенсионер рассказал об ужасных впечатлениях от поезда Москва — Архангельск. Без корректорских правок — как есть — цитата с сайта Архсвобода:
«ФПК Иванову. Кратко — о впечатлениях от вашего сервиса в поездах 15/16 Москва-Архангельск.
Начальнику Северной ж. д. г-ну Танаеву Валерию Фаритовичу — от потомственного железнодорожника, пенсионера Матвеева С. Н.
п. 15 Архангельск-гор — Коноша 1 Расстояние 400 км. Средняя скорость 50 км/ч — такая же, как в 1913 году на паровозах.
В пути 8 часов, из них три на 100-км участке Обозерская-Архангельск с допотопной скоростью 30 км/ч.
И это с локомотивом ТЭП-70, который рассчитан на 300 км/ч!!! Каменный век.
Непонятная стоянка на полустанке Пермилово. Это для статусного поезда — позор. Очевидно, подсуетились для жирных местных чинуш.
Ещё стоянка полчаса в Обозерской. Смена локомотива.
Сталин хотел построить вторые пути и электрифицировать участок Обозерская-Архангельск ещё до войны.
Только тогда они, возможно, построят вторые пути до Архангельска и электрифицируют дорогу, потому что иначе будет нельзя.
Тогда и стоянка в Обозерской может быть всего 2 минуты.
Билеты продают однолистовые без копий, поэтому приходится требовать от проводников немедленного их возврата. Трудно идёт, со скандалом.
В пути
Вагоны старые, везде совок СССР. Мне достался 9 вагон для перевозки животных. Ехало всего две маленьких собаки, но и для них вагон не был никак приспособлен.
Никаких съёмных клеток для животных, никаких переносных биотуалетов для животных. Ничего. Услуга липовая.
Гораздо лучше для животных подошли бы новые вагоны, где нет закрытых полностью отделений для ручной клади внизу под спальными местами, и туда может забраться собака, как в логово. Но мозгов у ФПКовщиков нет. Не держат они дома собак. И кошек, видимо, тоже.
На 35-36 местах у туалета перегородок полу-купе нет, хлопают дверью по ногам лежащим на полках пассажирам. Зато везде успели приделать идиотские скобы от падения на вторых полках.
50 лет как-то ездили без этих скоб, и ничего. Они только мешают. Разве уж совсем пьяному вдрызг пассажиру могут помочь не сползти вниз вместе с матрацем.
Туалеты все старые, проводники ночью носятся их открывать-закрывать и будят людей. Кассиры РЖД говорят нам, что места в вагонах с био-туалетами раскупают мгновенно и задолго до того, как заканчиваются места в других вагонах, где био-туалетов нет. Это наглядно показывает важность решения туалетного вопроса на совершенно новом уровне, отличном от прежнего мышления желдорчинуш СССР.
По длительным наблюдениям, количество биотуалетов в поезде 15-16 со временем не возрастает, а снижается, по мере нищания России.
Ранее при В. И. Якунине новые вагоны с двойными биотуалетами были хотя бы в прицепных вагонах Ярославль-Архангельск. Теперь и их нет.
Проводники закрывают переходные площадки от зайцев и забывают их открывать, что чревато при возможных возгораниях.
Переход из вагона 9 в штабной 7 пришлось совершать поэтому только на стоянке по перрону в Обозерской. Площадки закрыли и затем целый час не открывали, даже когда поезд пошёл.
Открыли их лишь после ст. Плесецкой.
В штабном вагоне 7 не работал дверной замок большого колясочного туалета — он был постоянно закрыт. Бригадир милостиво разрешил воспользоваться вторым туалетом радом с проводником, где были идеальный порядок и чистота. Пожилым пассажирам: мужчинам, страдающим простатитом, аденомой, женщинам с воспалением придатков и др. урологическими заболеваниями, можно пописать только в этих двух туалетах, более нигде в целом составе скорого поезда, претендующем на элитное качество. И можно только на стоянке — в силу их заболеваний. Но замок этого колясочного туалета не был отремонтирован и спустя месяц.
п. 16 Коноша 1 — Архангельск.
Тот же самый состав, тот же 9 вагон. Молодой нахальный парень-проводник категорически отказался немедленно вернуть однобланковый билет, лишите его премии.
Из-за него в поисках туалета, будучи лишённым билета на время поездки, приходилось объяснять всем встреченным по пути проводникам, из какого я вагона. Иногда не верили — вдруг заяц?
Проходящие пассажиры и проводники отбивали дверьми ноги пассажиру на 36 месте — защитной перегородки нет! Собаки снова ехали, но нисколько не мешали.
Орал чей-то грудной младенец, вот для тех нужен отдельный шумозащищённый вагон.
Светозащитная штора на окне последнего отделения не фиксировалась и со страшным грохотом улетала вверх. Видимо, её не чинили много лет.
8 вагон ещё вдвое старее 9-го. Купе 80-х годов советской выделки. Давно пора в чермет списать! Ни одна дверь на переходных площадках не фиксируется защёлками — сработано не руками, а задницей. Двери болтаются, шум от движения поезда проникает в вагон.
Куда-то исчезли все старые добрые аммендорфовские купейные вагоны из ГДР — их все в Германию вернули что ли? Там было всё сделано руками.
В туалеты 8 вагона лучше не заходить — отстой.
7-й штабной вагон, недавно изготовленный, порадовал было большим колясочным туалетом, но замок его (поворотная защёлка) по-прежнему не работал.
И если месяц назад он не открывался, то теперь уже не закрывался, поэтому пользоваться туалетом снова было нельзя.
Я нашёл проводницу и сказал ей об этом. Она ответила, что впервые слышит, замок якобы был там в порядке. Возможно, кто-то секреткой его поставил в незакрываемое положение?
Проводница любезно предложила вместо большого туалета опять-таки их второй туалет рядом с проводниками, и им удалось воспользоваться. Как всегда, там был идеальный порядок.
Эта бригада проводников (возможно, из Кинешмы?), очевидно, уже не ленилась и открывала переходные площадки вовремя. Но ни одна их дверь не фиксировалась защёлками и болталась в открытом состоянии, даже если их закрывать с огромным усилием.
На скорости 30-40 км/час нынешние вагоны издают дикий скрип и визг, трясутся и вибрируют, в советское время такого никогда не было. Спать при таком движении совершенно невозможно.
Снова идиотская стоянка в Пермилово. Рейс 15/16 теряет на этом до 20-30 минут, если шёл на скорости 80 км/ч. А чинодралы рады.
В поездах 15/16 нет ни одного пассажирского купе улучшенного комфорта со встроенным туалетом. Все подобные вагоны курсируют исключительно между Питером и Москвой. Нужны ли они там, где время в пути 4-5 часов? При таком времени в пути навряд ли пассажир вспомнит о туалете, если только он не пил много пива. Зачем там нужны такие купе?
Ответ: для понта. Знай наших. Утрём нос Европе!»
Конец цитаты.
Еще в 2005 году в популярной областной газете «Правда Северо-Запада» депутат Сергей Гармашов опубликовал статью «Обтруханное белье», в которой рассказал об ужасах в поездах Северной-железной дороги и гневно осудил политику РЖД.