О борьбе за лидерство в «Арктическом проекте», об отношениях с Архангельским коллегой и с областью, о новом взгляде на работу главы региона в интервью руководителю «Клуба Регионов» Сергею Старовойтову рассказал врио губернатора Ненецкого автономного округа Александр Цыбульский.
В статье есть безусловно несколько достойных для цитирования в Архангельской области мыслей.
Во-первых, Цыбульский прямо и без политесов, без витиеватостей и ненужной словесной пыли объяснил, что «Белкомур» ущербен по своей сути. Ибо, если конечным пунктом станет Архангельск, то получается, что путь упрёться в мелководный, замерзающий порт.
При этом впервые Цыбульский объявил, что есть прекрасная альтернатива Белкомуру — путь через Коми (Воркута, Сосногорск) в Индигу — порт не замерзающий, глубоководный и с высоким берегом.
Цыбульский выразил мысль, что этот проект может быть более интересен для Коми, чем «Белкомур».
Другое дело, что Архангельская область при таком раскладе остается с краю. Но Цыбульский дипломатично заметил, что данный вопрос с Архангельским коллегой ещё не обсуждал.
Во-вторых, отношение к Архангельской области имея в виду объединительные процессы у Цыбульского явно скептическое. Историческое наследие — оно конечно, хорошо, но о его работе будут судить по достижениям не прошлого, а дня сегодняшнего. И в этом смысле интеграция с Коми новому ненецкому руководителю гораздо интереснее, чем с Архангельском.
Вот несколько мыслей, высказанных Цыбульским в интервью «Клубу регионов» — далее, цитата:
-… мысль про объединение регионов, и в Ненецком автономном округе я не скажу, что этот вопрос острый, но как минимум волнующий жителей, и вопрос, на котором некоторые политические силы стараются играть: когда президент назначил меня врио руководителя НАО, первый информационный вброс был именно о том, что я как раз и назначен для того, чтобы провести объединение округа с Архангельской областью.
Но на самом деле я, конечно, сторонник субъектности Ненецкого автономного округа и стал еще большим сторонником этого, после того как погрузился в вопрос глубже.
Сейчас, когда я имею возможность вникнуть непосредственно в экономику этой территории, я могу сказать, что у округа есть все основания быть абсолютно самостоятельным. Более того, связи с Архангельском весьма условные.
Если брать экономику, то я бы сказал, что с Архангельской областью НАО связан больше исторически, чем экономически.
<…>
(О проекте «Индига», как альтернативе «Белкомуру» — прим.ред.)
— Я не хочу искусственно создавать какую-то конкуренцию с моим коллегой Орловым [архангельским губернатором — прим. «Клуба Регионов»].
У него есть свой проект, который он защищает, я защищаю свой, как руководитель этой территории.
Я привожу те факты, которые есть.
Порт Индига является незамерзающим, круглый год туда могут заходить суда до 350 тыс. тонн и просто выходить без ледовой проводки на Северный морской путь, потому что сюда еще доходит дыхание Гольфстрима, глубина у берега 18–22 м, и это фактически дает вам возможность работать без всякого дноуглубления, чего нет у наших соседей.
У нас ледовая обстановка не такая, как в Сабетте, в которой не подойдешь половину года без ледокола.
У нас есть глубокий берег в отличие от наших соседей с запада, нам не надо делать дноуглубление.
Плюс у нас 40 км береговой линии — это высокий берег, который можно использовать как готовую причальную стенку. И при этом у нас есть тупиковая ветка железнодорожная от Воркуты до Сосногорска, что, по сути, нам полностью открывает весь воркутинский уголь и по дороге еще может забирать ресурсы с Тимано-Печорского бассейна и выводить это в Сосногорске.
Но главное, к ней можно построить относительно небольшую ветку в 200 с лишним километров, и тогда эта железная дорога станет коридором всей материковой части к Северному морскому пути.
Конец цитаты.
Фото «Клуб регионов»