Как пишет «Российская газета», замыкают пятерку лидеров
Башкирия и Смоленская область. В топ-10 по прозрачности также вошли Самарская,
Архангельская и Липецкая области, Якутия и Севастополь. В аутсайдерах Чукотка,
Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Костромская, Белгородская и Волгоградская
области.
В целом региональные закупки (55
процентов рынка госзакупок) оставляют желать лучшего. Высокой прозрачностью
обладают лишь 34 процента закупок, в то время как в отрицательную область
попали 30, а в нейтральную — 36 процентов.
Эти показатели улучшаются из года в год, но медленно, и не
все зависит от заказчиков, поскольку законодательная среда часто меняется,
отмечает Виктор Симоненко, председатель оргкомитета рейтинга прозрачности.
Виктор Симоненко считает, — далее цитата:
«Все это ведет к
тому, что для заказчиков ежегодно ставятся все новые и новые задачи, и то, что
было лучшей практикой вчера, со временем требует корректировок. Таким образом,
однозначно говорить о четком движении тренда прозрачности не приходится. Можно
говорить о постоянно изменяющимся рынке государственных закупок»
Конец цитаты.
Такие же результаты
демонстрирует сегмент муниципальных закупщиков, на которых приходится 26
процентов госзакупок. Здесь доля участников в положительном диапазоне
составляет 34 процента, в отрицательном — 32, в нейтральном — 34. По сравнению
с итогами рейтинга 2016 года, положительный диапазон вырос на 4 процента.
Лидируют Владивосток,
Сургут, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Нальчик, Пермь, Краснодар,
Ставрополь, Южно-Сахалинск и Курск. Худшие результаты показали Махачкала,
Элиста, Назрань, Горно-Алтайск, Анадырь, Черкесск, Оренбург, Великий Новгород,
Саранск и Калининград. Здесь закупки наиболее закрыты.
При этом федеральный сегмент, составляющий 19 процентов
рынка госзакупок, показал наилучший результат. В нем доля участников с высоким уровнем
прозрачности стремится к 40 процентам, а на долю низкой прозрачности приходится
лишь 10 процентов закупок.
По мнению гендиректора Единой электронной торговой площадки
Антона Емельянова, прозрачность закупок госзаказчиков за последние годы
выросла, а в сравнении с тем, что было в этой сфере 10 и более лет назад —
улучшилась кардинально. Добиться этого удалось благодаря торгам на открытых
электронных площадках, они дают возможность видеть, анализировать и определять
эффективность закупок.
Ситуация в сфере госзакупок улучшилась на порядок после
вступления в силу закона № 44-ФЗ и многочисленных поправок в него. Так, все
госзаказчики приведены к единому порядку проведения тендеров без учета
«местной» специфики, а требования к подаваемым документам теперь однообразны.
Директор стратегических проектов
CAF Group Валентин Островский говорит, — далее
цитата:
«Это значительно
уменьшило случаи отказов в участии в конкурсах по формальным причинам,
например, из-за неправильно оформленных документов»
Конец цитаты.
Кроме того, изменилась роль закупок
неконкурентных закупок — у единственного поставщика. Ранее их доля уверенно
росла, но, согласно текущим оценкам, доля единственного источника уменьшилась
более чем в два раза, отметил Виктор Симоненко. Однако проблемы в проведении
честных и открытых тендеров остались.
Александр Хуруджи, правозащитник, общественный
уполномоченный по правам предпринимателей, подчеркивает, — далее цитата:
«В последнее
время появились жалобы на так называемую задержку в отображении поданных
заявок, несоблюдение онлайн-режима торгов. Бывает так, что какая-то компания
подает заявку в самый последний момент и выигрывает конкурс, но при этом её
заявка не отображается на портале электронных торгов и конкуренты узнают об
этом уже после оглашения результатов тендера»
Конец цитаты.
Другой проблемой являются
участившиеся проверки компаний, выигравших тендеры, со стороны
правоохранительных и надзорных органов, направленных на надлежащее исполнение
ими выигранных контрактов.
Хуруджи продолжает, — далее цитата:
«Это несет риски
срыва сроков и коррупционной составляющей. Не решена проблема достойного
представления в конкурсах малых предприятий, которые не в состоянии обеспечить
необходимые финансовые показатели для участия в тендерах»
Конец цитаты.
Кроме того, уже несколько лет не удается согласовать поправки о полном переводе всех закупок в электронный вид.
Комментарий редакции
Не стоит забывать, что прозрачность прозрачностью, но про злоупотребления при формировании госзакупок ещё никто не отменял. Тут даже пословица: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги», не походит, так как именно в документы и вкрадываются основные подозрительные моменты и шкурные интересы некоторых личностей. К этому добавьте ещё беззубость правоохранительных органов и чиновников, и вялую работу регионального ОНФ с её горе-экспертами. Если это считается прозрачностью, то мы не завидуем остальным регионам страны.
Напомним, ранее мы писали про завышенную стоимость лекарств в архангельских больницах. Подробности здесь. Также мы писали о том, что в ОНФ затесались эксперты с тёмным прошлым. Более подробно можно прочитать здесь.



