Режиссер: Кеннет Брана
В ролях: Кеннет Брана, Джонни Депп, Уиллем Дефо, Джуди Денч, Пенелопа Крус, Мишель Пфайффер
В кино с 9 ноября.
Роман Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе» — одна из самых известных детективных историй во всей западной литературе. Любой, кто хоть немного интересуется книгами о сыщиках и убийцах, отлично знает, кто нанес жертве «Убийства» 12 ударов кинжалом, даже если не помнит всех обстоятельств дела. С одной стороны, столь громкая слава романа привлекает внимание к любой его экранизации. С другой, всеобщая известность развязки лишает постановки «Убийства» львиной доли их увлекательности. Вместо того чтобы воодушевленно гадать вместе с Пуаро, зрители ждут, когда сыщика осенит известная им разгадка.
Как решить
эту проблему? Когда в 1974 году Сидни Люмет экранизировал «Убийство», он сделал
фильм занятным, поручив почти каждую роль знаменитому и яркому исполнителю — от
Альберта Финни в роли Пуаро до Майкла Йорка в роли венгерского аристократа. 43
года спустя британский актер и постановщик Кеннет Брана пошел по тому же
пути. И большой вопрос, у кого труппа
насчитывает больше звезд.
Дело здесь
не только в продвижении фильма и в повышении его увлекательности. Пуаро имеет
дело с толпой подозреваемых, и двухчасовая картина, которая тратит довольно
много времени на представление сыщика и сюжетную завязку, может уделить каждому
из участников дела лишь несколько сцен. Поэтому важно, чтобы зрители легко
различали персонажей, и чтобы каждый из них запоминался. Актеры фильма с этими
задачами вполне справляются, хотя нельзя сказать, что кто-то из них выдает все,
на что способен.
Помимо
звездной труппы «Убийство» завлекает роскошными зимними пейзажами, не менее
красивыми декорациями и костюмами, играми с точкой съемки: несколько сцен, например,
сняты с потолка и несколькими короткими экшен-сценами, которые придают энергии
чинной разговорной постановке. Кроме того, в фильме больше юмора и эмоций, чем
обычно бывает в экранизациях Кристи.
Прежде
всего, картина существенно упрощает загадку, которая стоит перед Пуаро.
Персонажи меньше лгут и хуже скрывают правду, и сыщику не приходится долго
ломать голову, чтобы докопаться до истины. При этом Пуаро в совершенно
несвойственной ему манере вслух жалуется, что дело очень сложное и что оно
ставит его в тупик. Он даже разговаривает об этом с фотографией любимой
девушки. Но, несмотря на все вышеперечисленное, великий сыщик вызывает
восхищение, а не жалость, благодаря актерской работе Браны.
Брана,
однако, не делает из Пуаро сверхчеловека. Из фильма следует, что сыщик — раб
своего эксцентричного поведения и что он страдает психическим отклонением,
которое помогает вести следствие, но в остальном мешает жить. Например, ему
трудно есть яйца всмятку, если они не в точности одинакового размера. Это
популярный мотив в современных детективах.
Пуаро 74-го, например, намеренно ведет себя нелепо и комично, чтобы
сбить подозреваемых с толку. В этом суть его метода. Даже умные преступники,
отлично осведомленные о его репутации, не принимают всерьез смешного человечка
с густым акцентом, и сыщик мастерски этим пользуется.
Сокращая и
меняя текст Кристи, авторы ленты не проделали столь же скрупулезную работу, как
Королева детективов. В фильме 2017-го года Пуаро совершает несколько ошибок,
которых не было ни в оригинальном тексте, ни в других экранизациях. С точки
зрения детектива эти ошибки смотрятся нелепо: часть подозреваемых допускается к
трупу, никакой охраны и т. д. В детективном кино, которое держится на мелких
деталях и незначительных оговорках персонажей, каждая нестыковка бросается в
глаза и ощущается как значимое фиаско.
В финале
Брана забывает, что играет сыщика с огромным опытом неоднозначных дел, и
устраивает пафосное шоу, во время которого Пуаро мучительно решает, расскажет
ли он полиции, кто совершил убийство. Неужели сыщик впервые расследует дело, в
котором убийца вызывает большую симпатию, чем убитый? Невозможно поверить.
Равно как и в то, что пожилой человек, который в прошлом служил полицмейстером
Брюсселя и участвовал в политических интригах, сохранил «черно-белый» взгляд на
мир («Добро есть добро, а зло есть зло»).
У Кристи
ничего подобного нет — это сценарные домыслы. И домыслы откровенно неудачные.
Понятно, что Брана пытался добавить в картину драмы, но это разрушает образ
хладнокровного и расчетливого профессионала, отбирает у детектива львиную долю
зрительской симпатии и лишает смысла половину расследования.
Обидно, что
в современном кинопроизводстве выходят, похоже, только ремейки и ремейки
ремейков. Но обидно вдвойне, что современные ленты не претендуют ни на что,
кроме сборов. В данном случае, фильм приносит мало нового в историю Кристи,
кроме финала. Не переносит зрителя в другую эпоху, не показывает историю под
другим углом. При упоминании словосочетания «Убийство в Восточном
экспрессе» перед глазами встает каноничная экранизация 74-го. А фильм
17-го, я уверен, забудется уже к следующей неделе.
Но, в итоге, за что мы любим «пожалуй, лучшего в мире детектива»? Конечно, это усы и забавный французский акцент. Усы сделаны на высшем уровне, в них усмехаются, оставляют кусочки еды, игриво подкручивают, они играют в прекрасном тандеме с мощным акцентом. Ради усов смотреть этот фильм просто обязательно.
Александр Губкин