И это сегодня — главная тема обсуждения для политически актвиной публики.
Кремль приступил к обещанной «осенней ротации» губернаторов: 25 сентября Владимир Путин принял вряд ли добровольную отставку политического долгожителя — губернатора Самарской области Николая Меркушкина. Древние финно-угры верили, что в их рай — Сайваймо, попадают самые заслуженные шаманы.
Николай Меркушкин был «восхищен» туда прямо с руководящего кресла главы Самарской области, переместившись на загадочную должность «спецпредставителя Президента РФ по взаимодействию с Всемирным конгрессом финно-угорских народов».
Это как сад райских Гурий для эксов.
Для бывших губернаторов есть и «ад» под названием Лефортово. Где уже оказались главы сразу трех регионов Гайзер из Коми, Маркелов из Мари и Соловьев из Удмуртии. Это, не считая Хорошавина с Сахалина и Белых из Кирова…
Конец «варяжской модели»
Сам уход мордовского шамана (так его за глаза называли на родине и в Москве) был давно озвучен, и неожиданностью не стал. 10 лет, после ухода в Совет Федерации яркого Константина Титова Самарской областью руководили присланные «варяги».
Сначала это был Владимир Артяков, близкий соратник и коллега гендиректора корпорации «Ростех» Сергея Чемезова.
В 2012 году его сменил переброшенный из Мордовии Николай Меркушкин, также связанный с «Ростехом». Как полагали тогда эксперты, главной его задачей было «наведение порядка среди местных элит».
Также негласно считалось, что Меркушкин сможет «подвинуть» одного из самых влиятельных игроков в области — главу «Волгопромгаза» Владимира Аветисяна, как раз противостоящего Сергею Чемезову. Видимо, не очень получилось. Самарская область не приняла Меркушкина, очевидный конфликт с элитами был не только не погашен, а разгорелся с новой силой. В итоге замаячил реальный провал в экономике.
По словам ряда экспертов, он «надоел сидеть в телевизоре и выступать по 5 — 6 часов. Очень утомительно, и за мыслью там было очень сложно угнаться».
Кроме того, для укрепления своей власти Меркушкин использовал отработанные за 17 лет в патриархальной Мордовии рецепты: отмену прямых выборов глав муниципальных образований, введение института назначаемых сити-менеджеров, и экономию бюджетных расходов на социальной сфере.
В итоге в сильной демократическими традициями Самаре (где, кстати, почти 100 лет назад 8 июля 1918 года члены Учредительного собрания создали первое антибольшевистское правительство) эти нововведения были восприняты отрицательно.
Доверие электората Меркушкин потерял, когда посягнул на святое — ветеранские льготы, отменив дополнительные выплаты некоторым категориям пенсионеров и сократив категории льготников.
В области начались акции протеста.
По мнению экспертов Кремль дал ясный сигнал — «варяжская модель» оказалась нерентабельна не только для Самары. И перед новыми главами субъектов главной задачей станет восстановление в регионах утраченного внутриэлитного мира.
Ключевым в анализе смены власти в Самарской области является не столько отставка Меркушкина, сколько назначение Путинным его приемника.
Им стал Дмитрий Азаров, который: во-первых — член Совета Федерации, а во-вторых — последний всенародно избранный мэр Самары.
На фоне обсуждения в ГосДуме законопроекта о восстановлении прямых выборов глав муниципалитетов, этим назначением Президент вполне ясно обозначил свою позицию по отношению к формированию местного самоуправления. А также то, что «скамейка запасных» для смены губернаторов вполне себе включает и Совет Федерации, члены которого могут быть всегда востребованы кремлевской администрацией.
Назначение Дмитрия Азарова можно считать кадровой находкой. Новый и. о. губернатора не только имеет серьезный управленческий опыт, но прекрасно ориентируется в местном общественно-политическом ландшафте. Дмитрий Азаров предметно знает проблемы местного самоуправления.
В администрации Самары он начал работать первым заместителем главы города.
В 2010 году победил в первом туре на выборах мэра, набрав 66,94% голосов избирателей. Эти выборы тогда стали крайними для Самары — новый губернатор Меркушкин по примеру родной Мордовии провел реформу местного самоуправления и отменил всенародные выборы мэра.
Причем, как полагало большинство экспертов, причиной стала вовсе не управленческая уникальность разрекламированной «Саранской модели» сити-менеджмента, а желание избавится от самостоятельного мэра столицы региона.
Но убрать Азарова с политической сцены Меркушкину не удалось — Дмитрий Игоревич стал сенатором от Самарской области в Совете Федерации, где возглавил Комитет по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
И именно на него пал выбор президента Путина. Как прогнозируют аналитики, скорее всего, возвращение Азарова в Самару будет триумфальным.
Как уже неоднократно сообщали СМИ, под угрозой ротации высших управленческих кадров находятся, по меньшей мере, еще 9 субъектов РФ. Причем это только половина из списка руководителей 20 регионов, где это произойдет в ближайшие недели или месяц максимум. Затем последует продолжение, причем не исключены громкие отставки и непосредственно в ходе президентской выборной компании. По мнению экспертов, общим трендом станет уход так называемых «губернаторов-хозяйственников», и призыв на освободившиеся места более гибких политиков, имеющих разнообразный управленческий опыт и реальные победы на выборах при максимальной явке избирателей.
«Эхо СЕВЕРА» и «Правда Северо-Запада» традиционно пишут для умных людей. Поэтому — чтущий да разумеет!