НА ФОТО: СКРИН БЕСПРЕЦЕДЕНТНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ЗАЯВЛЕНИЯ РУКОВОДСТВА МУП «ВОДОКАНАЛ» О РАЗДЕЛЕНИИ СМИ НА «ПРАВО ИМЕЮЩИХ» И «ПРАВО НЕ ИМЕЮЩИХ», ВПОСЛЕДСТВИИ УДАЛЕННОЕ БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЯ ПРИЧИН.
Напомним, что на прошлой неделе в Архангельской области произошёл беспрецедентный и вопиющий случай - сегрегация СМИ Архангельской области по принципу: лояльные и нелояльные. В архангельском «Водоканале» прошла пресс-конференция, на которой не присутствовали, как независимые журналисты, так и ряд других городских СМИ. В МУПе решили их просто не звать. Подробности здесь.
Мы предложили созвать повторную пресс-конференцию с участием ВСЕХ желающих СМИ города, однако, на сайте «Водоканала» была обнародована такая запись, — далее цитата:
«На пресс-конференцию были приглашены журналисты, представляющие ведущие СМИ Архангельска и области, объе6ктивно и грамотно освещающие на своих страницах и в новостных лентах социально-экономическую ситуацию в городе и регионе. В их числе газеты «Российская газета в Архангельске», «АиФ в Архангельске», «Архангельск — город воинской славы», «Правда Севера», информационные агентства «Регион 29», «Двина-Информ», «Двина сегодня» и «Губернский глобус»»
Конец цитаты.
К сожалению, месседж воочию журналистам ИА «Эхо СЕВЕРА» увидеть не довелось — сообщение было удалено с сайта, но безобразие успели зафиксировать и опубликовать в «Архангельском медиа-клубе».
На языке политологии это называется сегрегацией: деление людей на имеющих право и не имеющих.
В то время, как власти страны призывают к открытости и согласию — в Архангельске ряд СМИ, причём, одно из них государственное («Поморье», — прим.ред.), были обвинены в искажении социально-экономический ситуации в области. На основании этого им отказали на право получать информацию.
С момента проведения пресс-конференции прошла неделя и никаких мер по этому поводу руководство «Водоканала» не предприняло. В связи с этим редакция ИА «Эхо СЕВЕРА» обращается в прокуратуру, чтобы отстоять право всех СМИ на получение информации.
Статья 47 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах
массовой информации» закрепляет комплекс прав журналиста на доступ к
информации и на распоряжение полученной информацией. Перечень прав журналиста,
закрепленный в комментируемой статье, не является исчерпывающим и может
расширяться иными федеральными законами, законами субъектов Федерации и
подзаконными актами.
Так, журналист имеет право, в том числе:
— искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
— посещать государственные органы и организации, предприятия
и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;
— быть принятым должностными лицами в связи с запросом
информации;
— получать доступ к документам и материалам, за исключением
их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую
или иную специально охраняемую законом тайну;
— проверять достоверность сообщаемой ему информации;
Журналист пользуется также иными правами, предоставленными
ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Отказ должностного лица дать дополнительную информацию
ограничивает права граждан; включение журналиста в список лиц, которым
ограничен допуск в здание, занимаемое органом власти, противоречит принципам
информационной открытости; действия должностного лица, выражающиеся в отказе
журналистам в доступе к информации и нарушении их профессиональных прав,
является ущемлением свободы массовой информации, влекущим строгую
дисциплинарную ответственность, и т. д. (Судебная палата по информационным спорам.
Нормативные акты. Комментарии. Обзор практики).
Согласно ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N
149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите
информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица)
вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из
любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим
Федеральным законом и другими федеральными законами.
Права журналистов посещать государственные органы и
организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их
пресс-службы, а также быть принятыми должностными лицами в связи с запросом
информации являются одним из способов расширения реальных возможностей граждан
и их объединений активно участвовать в управлении государственными и
общественными делами, содействовать развитию местного самоуправления и
получению гражданами информации о деятельности органов законодательной,
исполнительной и судебной власти.
Законодательством закреплено как свободное посещение
государственных органов и организаций, предприятий и учреждений, органов
общественных объединений либо их пресс-служб, должностных лиц (ч. 1 ст. 30
Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации»; ст. 37 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации).
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня
2010 г. N 16 требования, касающиеся государственных органов, также
распространяются и на органы местного самоуправления. Исходя из этого, в силу
ст. 47 журналист имеет право также посещать наряду с мероприятиями, проводимыми
государственными органами, мероприятия, проводимые органами местного
самоуправления, что является одним из способов расширения реальных возможностей
граждан активно участвовать в разрешении вопросов, касающихся местного самоуправления,
и содействовать развитию местного самоуправления и получению гражданами
информации о деятельности органов законодательной и исполнительной власти.
В Постановлении от 13 декабря 2012 г. N 35 «Об
открытости и гласности судопроизводства и доступе к информации о деятельности
судов» Пленум Верховного Суда РФ особое внимание уделяет возможности
присутствия в открытом судебном заседании лиц, не являющихся участниками
процесса, представителей редакций средств массовой информации (журналистов).
В п. 24 Постановления указано на недопустимость проведения
открытых судебных заседаний в помещениях, исключающих возможность присутствия
журналистов. Информация о разбирательстве дела в закрытом судебном заседании
должна быть общедоступной.
Учитывая, что присутствие журналистов в открытом судебном
заседании в целях получения сведений по делу является законным способом поиска
и получения информации, а также что при осуществлении профессиональной
деятельности журналист выполняет общественный долг, суды признают неправомерными
чинение препятствий и отказ журналистам в доступе в зал судебного заседания по
мотиву профессиональной принадлежности по причине отсутствия аккредитации и
(или) по иным основаниям.
Согласно ст. 3 этого Закона «О СМИ» цензура массовой
информации — «требование к редакции СМИ со стороны должностных лиц,
государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений
предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда
должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение
запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.
Таким образом, по сути недопуск ряда журналистов на
пресс-конференцию по критерию — «объективно и грамотно освещают на своих
страницах и в новостных лентах социально-экономическую ситуацию в городе и
регионе», является цензурой.
Право на доступ к информации обменивается, по факту, «на
предварительное согласование сообщений и материалов о деятельности предприятия,
а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их
отдельных частей».
Статьёй 58 Закона «О СМИ» установлена ответственность за
ущемление свободы массовой информации.
Редакция ИА «Эхо СЕВЕРА» просит прокурора Архангельской области Виктора Наседкина считать эту публикацию официальным запросом.