Здесь анализ деятельности Корпорации Развития Архангельской
области (КРАО) – на сто процентов государственного Акционерного Общества.
Это, фактически, структура Правительства Архангельской
области, а потому, люди вправе знать, что происходит, куда и как тратятся
деньги.
Анализ проведён независимыми экспертами по данным из
открытых источников.
Редакция не претендует на истину в последней инстанции и
потому очень бы интересно было получить полный и развёрнутый комментарий КРАО.
Чтоб без всяких PR-выкрутасов
и без обычной словесной шелухи. Чтоб также – с цифрами и фактами.
Редакция готова предоставить КРАО возможность такого ответа,
тем более, что в январе пресс-служба КРАО в интервью «Эхо СЕВЕРА» обещала
обнародовать хотя бы финансовый отчёт за 2016-ый год.
Поскольку отчётов не видим, сайт Акционерного общества КРАО
довольно пустоват, комментариев официальных по итогам деятельности никто не
предоставляет, то люди начинают анализировать сами.
Здесь довольно подробный анализ и факты довольно
подозрительные и интересные.
По крайней мере, есть в чём поразбираться и
Контрольно-счётной палате и компетентным органам.
И ещё важный нюанс.
Данный анализ авторы не сразу принесли в редакцию. Сперва,
как люди, слепо верящие в справедливость они понесли в Архангельское региональное
отделение «Общероссийского Народного фронта».
Люди думали, что в Архангельском региональном ОНФ такие же
честные и принципиальные люди работают, как и в Федеральном.
Но в ОНФ гражданам ответили – приходите после Арктического
Форума. Дескать, сейчас всем дана команда молчать и ничем скандальным не
шуметь.
Возникает первый вопрос: кто может ОНФ давать команды. Уже
не из Правительства Архангельской области ли такие команды поступили. Если так,
то не слишком ли много кто-то на себя взял полномочий.
Второй вопрос: после Арктического форума – это когда? Через
день, через месяц, через год?
Видимо, граждане, искавшие правду в Архангельском Народном
Фронте, сильно ошиблись адресом – в местном ОНФ точно такие же политические
интриганы, как и в органах власти.
Акционерное общество «Корпорация развития Архангельской области» (далее — КРАО) зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Архангельску 30 июля 2014 года. Учредителем КРАО является ГУП Архангельской области «Инвестиционная компания «Архангельск». Уставной капитал КРАО составляет 30 543 838 рублей.
Руководителем КРАО является генеральный директор Ковалев Алексей Александрович. Юридический адрес КРАО — 163000, город Архангельск, улица Свободы, дом 23. КРАО имеет представительство в городе Москва, расположенное по адресу: г. Москва, проспект Мира, дом 4, строение 3, помещение III.
В
соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности КРАО
является предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и
пенсионному обеспечению, не включенных в другие группировки.
В
качестве дополнительных видов экономической деятельности КРАО указаны:
-
строительство жилых и нежилых зданий,
-
предоставление займов и прочих видов кредита,
-
аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом,
-
деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе,
-
деятельность в области права,
-
деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского баланса,
-
консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления,
-
деятельность рекламных агентств,
-
представление в средствах массовой информации,
-
исследование конъюнктуры рынка и изучение общественного мнения,
-
деятельность по организации конференций и выставок,
-
образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие
группировки,
-
деятельность коммерческих и предпринимательских членских организаций.
При этом на официальном сайте
КРАО указано, что «Акционерное общество «Корпорация развития Архангельской
области» создано Правительством Архангельской области со 100-процентным
государственным капиталом с целью содействия повышению предпринимательской и
инвестиционной активности, социально-экономическому развитию региона.
Корпорация также выступает специализированной организацией по привлечению
инвестиций в Архангельскую область и работе с инвесторами в режиме полного
сопровождения». Основная задача КРАО — «Создание максимально комфортных условий
для старта и ведения бизнеса, инвестиционного развития региона, формирование
профессиональной и целеустремленной команды для реализации различных проектов и
инициатив».
1.
Организация закупок товаров и
услуг в КРАО
В соответствии с федеральным
законом № 223-ФЗ закупка товаров и услуг КРАО осуществляется на основании
Положения о закупках, утвержденного протоколом № 14/2015 от 18.12.2015 с
изменениями и дополнениями (далее — Положение). В соответствии с пунктом 1.3
Положения, при проведении закупок КРАО должна руководствоваться следующими
принципами:
«1) информационная открытость
закупки;
2) равноправие, справедливость,
отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению
к участникам закупки;
3) отсутствие ограничения допуска
к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам
закупки;
4) целевое и экономически
эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг
(с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и
реализация мер, направленных на сокращение издержек Общества».
Однако, проведенный анализ
показывает, что при проведении закупок товаров и услуг КРАО предпочитает
использовать неконкурентные способы размещения заказов, в частности — закупку у
единственного поставщика. В период с 2015 по 2017 год КРАО было проведено 23
закупки. Из них 18 размещено именно таким способом.
При этом, в нарушение
действующего законодательства, КРАО не всегда размещаются в Единой
информационной системе договора, заключенные по итогам проведения закупки или размещаются
договора (проекты договоров), из которых не представляется возможным установить
поставщика товара или услуги, а также качественные и количественные
характеристики товара или услуги.
Кроме этого, принимая во внимание оборот КРАО за 2015 год в размере 45,5 млн рублей, следует сделать вывод о том, что КРАО в нарушение законодательства и Положения публикует на официальном сайте Единой информационной системы далеко не все закупки.
В 2015 году КРАО на
сайте Единой информационной системы было размещено 8 закупок на общую сумму 3
968 600 рублей, а также договор займа на сумму 10 млн рублей.
В целом расходы КРАО, отраженные на официальном сайте Единой информационной системы закупок за 2015–2017 годы составляют 10 713 936 рублей. Из них 6 082 336 рублей — расходы, непосредственно связанные с достижением заявленных целей (повышение инвестиционной привлекательности и т. д.), а 4 631 600 рублей — расходы на общехозяйственные нужды. Также был заключен договор займа на 10 млн рублей.
Согласно плана закупок КРАО на
2017 год, КРАО намерена провести 6 закупок товаров и услуг на общую сумму
1 196 900 рублей. 4 из 6 закупок будут размещены неконкурентным
способом путем закупки у единственного поставщика.
1.
Расходы на общехозяйственную
деятельность
Выполнить всеобъемлющий анализ
финансово-хозяйственной деятельности КРАО по причине отсутствия в открытых
источниках полной информации о доходах и расходах КРАО не представляется
возможным. На сайте КРАО размещена выписка из акта внеплановой выездной
проверки деятельности КРАО за 2015 год, в которой указан объем проверенных
средств — 45 млн 551,9 тыс. рублей. Эта сумма дает лишь общее представление о
финансовой деятельности КРАО.
Что касается расходов КРАО на
общехозяйственную деятельность, информация о которых присутствует в открытых
источниках, то их можно разделить на пять групп:
1.
Расходы
на аренду недвижимого имущества,
2.
Расходы
на представительские цели,
3.
Расходы
на командировки и связанные с ними транспортные расходы и расходы на услуги
гостиниц,
4.
Расходы
на независимый аудит финансово-хозяйственной деятельности,
5.
Расходы
на социальное обеспечение работников КРАО.
16 февраля 2017 года АО «Корпорация развития Архангельской области» объявила запрос предложений (закупка № 31704803946) на оказание услуг по страхованию работников акционерного общества «Корпорация развития Архангельской области» по программе добровольного медицинского страхования (закупочная документация прилагается). В соответствии с документацией закупки медицинская организация, заключившая контракт с КРАО, будет обязана при условии наступления страхового случая оказывать работникам КРАО широкий спектр медицинских услуг оплата которых будет осуществляться в рамках договора страхования.
Подавляющее большинство медицинских услуг, обозначенных в аукционной документации, рядовым жителям Архангельской области оказываются в государственных медицинских учреждениях в рамках обязательного медицинского страхования, что сопровождается длительным периодом ожидания приема у специалиста и не всегда качественным оказанием услуг.
Жители региона, которые
не готовы ждать в очередях и надеяться на получение качественной и бесплатной
медицинской помощи, вынуждены обращаться в коммерческие клиники и получать
медицинские услуги за плату. В это же самое время Корпорация развития Архангельской
области готова заплатить 900 тысяч рублей за годовое медицинское обслуживание
своих немногочисленных работников.
При этом в бюджете Архангельской области наблюдается ежегодное сокращение объемов финансирования расходов как на социальную сферу, так и на развитие медицины. В частности, в соответствие с областной государственной программой развития здравоохранения в 2017 году в бюджете Архангельской области на финансирование расходов, связанных с совершенствованием оказания медицинской помощи детям с ограниченными возможностями здоровья сократились до 2,5 миллиона рублей, расходы на профилактику и лечение ВИЧ, вирусных гепатитов В и С составляют 800 тысяч рублей, а совершенствование ранней диагностики туберкулеза — финансирование в 2017 году и вовсе прекращено (в 2016 году объем финансирования составлял 478,5 тысячи рублей).
На
единовременную выплату в размере 500 тысяч рублей медицинским работникам в
возрасте до 35 лет, заключившим договор с областным министерством
здравоохранения и трудоустраивающимся в государственные медицинские учреждения,
предусмотрен 1 млн. рублей. По многим статьям программы капитального и
инвестиционного характера финансирование в 2017 году прекращено полностью.
1 декабря 2015 года между КРАО и
ООО «Аренберг Пресс» по результатам закупки у единственного поставщика (Закупка
№ 31503097622) был заключен договор об аренде нежилого помещения по адресу: г.
Москва, пр. Мира, дом 4, стр. 3 для размещения московского представительства
КРАО. Стоимость аренды составляет 99 800 рублей в месяц. Договор
действовал до 31.10.2016 года. В соответствии с п. 2.3. договора он может быть
продлен путем подписания дополнительного соглашения (о продлении договора
информации нет — дополнительное соглашение не размещено в Единой информационной
системе госзакупок).
10.01.2017 года между КРАО и
фондом «Устойчивое развитие Поморье» по результатам закупки у единственного
поставщика (Закупка № 31604631619) заключен договор аренды нежилых помещений по
адресу: г. Архангельск, ул. Свободы, дом 23. Стоимость аренды составляет
156 436,36 рубля в месяц. Общая сумма договора — 1 720 800
рублей. Срок действия договора — с 10.01.2017 по 30.11.2017 года. Договор в
Единой информационной системе госзакупок не размещен.
В 2016 году КРАО дважды размещала
заказ на оказание услуг деловой поддержки, в том числе при организации деловых
поездок сотрудников Заказчика: бронирование мест и оформление перевозочных
документов на внутренние российские и международные авиарейсы, железнодорожные
пассажирские перевозки, бронирование отелей, гостиниц, заказ трансфера (такси,
автобусы, аэроэкспрессы): закупки №№ 31604100323, 31603458534 999 000
рублей. Указанные закупки проведены неконкурентным способом — у единственного
поставщика.
Кроме этого, в настоящее время
КРАО проводит закупку (Закупка № 31704853724) у единственного поставщика на
приготовление и поставку продуктов питания (проект договора и извещение о
закупке не раскрывает качественные и количественные характеристики закупки).
Стоимость услуг согласно извещению составляет 250 000 рублей.
КРАО, являясь компанией со
100-процентным участием государства, обязана ежегодно проводить независимый
аудит результатов финансово-хозяйственной деятельности. Несмотря на то, что
предприятие-аудитор определяется по результата открытого конкурса, третий год подряд
аудитором КРАО является ООО «Аудиторская компания «Орион».
2. Расходы
на деятельность, связанную с повышением инвестиционной привлекательности
Архангельской области, и образовательные проекты
В данной группе учитываются
закупки, которые влекут за собой расходы на финансирование участия специалистов
КРАО в публичных мероприятиях, направленных на повышение инвестиционной
привлекательности региона, а также обучающие проекты, услуги по составлению
бизнес-планов и стратегий развития.
Как и в предыдущем случае, в этом
разделе превалируют неконкурентные формы закупок и в частности закупки у
единственного поставщика.
Так, в 2016 году между КРАО и
САФУ по результатам размещения закупки у единственного поставщика (Закупки №№ 31603919677,
31603919669, 31604248166) были заключены три договора на оказание услуг по
организации и осуществлению обучения работников организации-участника
судостроительного кластера на общую сумму 3 308 336 рублей. В рамках
заключенных договоров обучение в САФУ проходили сотрудники судостроительных
предприятий города Северодвинска. При этом остается непонятным по какой причине
предприятия не могли самостоятельно оплатить обучение своих работников.
15 октября 2015 года КРАО на
официальном сайте Единой информационной системы госзакупок была размещена закупка
у единственного поставщика (Закупка № 31502856651) на оказание образовательных
услуг по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации
«Мастер делового администрирования — MBA». Обучение по указанной
программе прошел генеральный директор КРАО А. А. Ковалев. Стоимость услуг
составила 890 000 рублей.
При этом, имея в штате
специалиста, прошедшего дорогостоящее обучение, КРАО размещает на официальном
сайте Единой информационной системы госзакупок заказы на подготовку бизнес-планов
(закупка № 31604356486, стоимость услуг — 290 000 рублей) и программ развития
(Закупка № 31502850207, стоимость услуг — 995 000 рублей).
Детали последней закупки вызывают отдельный интерес, поскольку программа развития в соответствии с этим договором была подготовлена в отношении одного из лесопромышленных кластеров, который является вертикально интегрированным холдингом, в состав которого входят более 30 коммерческих предприятий.В
При
этом, масштаб требований к программе развития, на взгляд автора не позволяет
составить ее в 20-дневный срок, как-то предусматривает договор. Так или иначе,
составление программ развития коммерческих предприятий за счет государственной
компании можно отнести к неэффективным расходам средств КРАО.
Кроме этого, КРАО дважды
размещала закупки у единственного поставщика, в соответствии с которыми
заключались договора об организации участия лица в мероприятиях, проводимых в
рамках Петербургского экономического форума (Закупка № 31603760884, стоимость
услуг — 150 000 рублей) и Российского инвестиционного форума в Сочи (Закупка
№ 31704721947, стоимость услуг — 118 000 рублей).
3. Выводы
Финансовая
политика
Анализируя имеющуюся информацию, следует отметить, что КРАО не взирая на то, что ее учредителем и фактическим владельцем через ГУП «Инвестиционная компания «Архангельск» является государство в лице Архангельской области, ведет крайне закрытую финансовую деятельность. Большинство закупок предприятия производятся неконкурентными методами размещения заказа — у единственного поставщика, что не может гарантировать эффективности использования средств и не исключает коррупционного фактора.
Более того, учитывая оборот КРАО за 2015 год, указанный в выписке из
акта проверки, следует вывод, что далеко не все закупки, проводимые КРАО,
обнародуются на официальном сайте Единой информационной системы госзакупок. При
этом в соответствии с пунктом 15 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ «О
закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» заказчики
вправе не размещать на официальном сайте Единой информационной системы
госзакупок сведения лишь о тех закупках, стоимость которых не превышает 100
тысяч рублей.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в Единой информационной системе госзакупок заказчикам при осуществлении закупок необходимо размещать «требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика».
Однако, в подавляющем большинстве закупок, проводимых КРАО
указанные сведения отсутствуют, что не позволяет сделать вывод об эффективности
и обоснованности расходования средств. Кроме этого, размытые требования к
товарам и услугам не позволяют потенциальным поставщикам адекватно оценивать
условия закупки.
Что касается направлений
расходования средств, то данные, которыми располагает автор, позволяют сделать
вывод о непропорциональном распределении расходования средств между
общехозяйственными расходами и расходами на деятельность, связанную с достижением
цели, ради которой создавалось КРАО. Более того, некоторые расходы вызывают недоумение.
В частности, расходы на добровольное медицинское страхование работников КРАО на
сумму 900 тысяч рублей в год.
Однако, на это можно было бы
закрыть глаза, если бы в результате 2,5 лет работы КРАО Архангельская область
испытала бы приток инвестиций. К сожалению, этого не наблюдается. Так, по
данным Архангельскстата, инвестиции в основной капитал в Архангельской области
(без учета Ненецкого автономного округа) составили:
в 2013 году — 95 864,1 млн рублей
(79,1% к 2012 году в сопоставимых ценах),
в 2014 году — 78 768,4 млн рублей
(79,4% к 2013 году в сопоставимых ценах),
в 2015 году — 57 717,9 млн рублей
(67% к 2014 году в сопоставимых ценах).
Кроме того, по итогам 2016 года Национальным рейтинговым агентством был составлен рейтинг регионов России по инвестиционной привлекательности, в соответствии с которым Архангельская область вошла в группу IC5 (средняя информационная привлекательность — второй уровень). По итогам 2013 года регион входил в группу IC4 (средняя информационная привлекательность — первый уровень).
Таким образом, в
Архангельской области наблюдается устойчивая тенденция снижения притока
инвестиций в основной капитал на фоне снижения ее инвестиционной
привлекательности, что свидетельствует о том, что мероприятия, инициированные и
проводимые правительством Архангельской области и КРАО, а также весь
инструментарий, направленный на повышение инвестиционной привлекательности
региона, неэффективны.
В частности, основными формами
работы КРАО, направленной на повышение инвестиционной привлекательности региона
являются:
— проведение семинаров, форумов и
обучающих сессий;
— выдача предпринимателям целевых
займов;
— содействие в составлении
бизнес-плана и его сопровождение (за плату);
— проведение обучения начинающих
предпринимателей в рамках Акселератора «Импульс-А».
При этом, например, при
составлении авторитетного рейтинга инвестиционной привлекательности регионов
России Национальным рейтинговым агентством учитываются следующие факторы:
1) Обеспеченность
региона природными ресурсами и качество окружающей среды в регионе: наличие
в регионе основных видов природных ресурсов (в том числе
топливно-энергетических), уровень загрязнения окружающей среды, возможности
очистки стоков и переработки отходов производства, энергоемкость региональной
экономики.
2) Трудовые ресурсы региона: основные характеристики трудовых ресурсов
региона, в том числе численность экономически активного населения, уровень
занятости и безработицы, объем предложения квалифицированной рабочей силы, а
также производительность труда.
3) Региональная инфраструктура: уровень развития и доступности как
«жесткой», так и «мягкой» инфраструктуры. В понятие «жесткой» инфраструктуры
включается транспортная, энергетическая, телекоммуникационная, жилищная
инфраструктура. «Мягкая» инфраструктура включает в себя несколько составляющих,
из которых с точки зрения инвестиционной привлекательности наибольшее значение
имеет финансовая инфраструктура.
4) Внутренний рынок региона (потенциал регионального спроса): уровень
развития внутреннего рынка региона (в том числе масштабы секторов розничной
торговли и платных услуг), располагаемые доходы и покупательная способность
населения региона.
5) Производственный потенциал региональной экономики: совокупные
результаты и особенности экономической деятельности предприятий, уже работающих
в регионе (объем и динамика производства, размер активов, их качество и
эффективность их использования), отраслевая структура региональной экономики,
уровень развития инновационных отраслей.
6) Институциональная среда и социально-политическая стабильность:
экспертная оценка эффективности регионального законодательства, регулирующего
взаимодействие власти и инвесторов, экспертная оценка благоприятности
регионального налогового законодательства (наличие налоговых льгот и
возможности их получения), уровень социальной и криминальной напряженности в
регионе.
7) Финансовая устойчивость регионального бюджета и предприятий региона:
состояние государственных финансов в регионе (сумма налоговых поступлений,
сбалансированность бюджета, региональный государственный долг), а также оценка
финансового положения предприятий региона (прибыльность (убыточность) фирм,
состояние.
Принимая во внимание изложенное, очевидно,
что методы и формы работы КРАО, направленные на повышение инвестиционной
привлекательности региона, не способны дать требуемый результат в виду того,
что они ни коим образом не соотносятся с теми факторами, которые оценивает
экспертное сообщество, присваивая региону индекс инвестиционной
привлекательности, а также не совпадают с ожиданиями бизнес-сообщества.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что акционерное обществе «Корпорация развития Архангельской области» — явно не выполняет функции, возложенные на нее учредителем и декларируемые в СМИ. Что, при отсутствии скрытых мотивов создания и финансирования КРАО, делает ее существование не только бессмысленным, но и неэффективным и расточительным с точки зрения расходования средств бюджета Архангельской области и привлеченных внебюджетных ресурсов.