Ни для кого ни секрет, что медицина в Архангельской области
находится в плачевном состоянии. Практически на все существующие проблемы
здравоохранения в областном Минздраве ответ один - не хватает финансирования.
И правда - суммарная кредиторская задолженность больниц
составляет около 260 миллионов рублей. Но!Эта сумма вырисовывается при годовом
бюджете в целых 18 миллиардов.
Во время пятничной пресс-конференции Архангельского УФАС, на которой был представлен отчёт работы управления за 2016-ый год и планы на 2017-ый, представители СМИ задали руководству региональной антимонопольной службы ряд вопросов.
Одной из основных тем стал вопрос газеты «Для умных
людей ПравДа Северо-Запада» про медицинскую сферу.
***
Илья Азовский:
— А почему все конкурсы
на поставку лекарств выигрывает одна фирма — «Фармация»?
Ирина Короткова, заместитель начальника УФАС по Архангельской области:
— Потому что так сделана документация
под «Фармацию». В 44‑м законе не предусмотрено норм,
доказывающих сговор или нарушение.
Илья Азовский:
— Но кто придумывает все эти нормы?
Например, почему предусмотрен именно трехдневный запас лекарств,
а не четырехдневный, допустим?
Ирина Короткова:
— Это потребность заказчика, суд
в случае обращения встанет на его сторону. Суд в подобных
случаях всегда встает на сторону заказчика. Чтобы заказчик получил то,
на что он рассчитывал.
Илья Азовский:
— А антимонопольная служба как-то
в этом участвует?
Ирина Короткова:
— Центральный аппарат участвует. Мы
высылаем материалы, ФАС России все анализирует, и уже в рабочем порядке с
иными структурами и министерствами обсуждают и дают рекомендации внести
изменения. Но часто рекомендации центрального аппарата остаются без
внимания.
Илья Азовский:
— Я продолжу пример
из фармацевтики. Проводится конкурс, например, на закупку аспирина.
Берется максимальная стоимость…
Ирина Короткова:
— Вообще-то у нас закупки
лекарств производятся по международным непатентованным наименованиям
(МНН), а не по торговым наименованиям.
Илья Азовский:
— Но химический состав‑то остается
тот же!
Ирина Короткова:
— Заказчик указывает международное
наименование, с определенными характеристиками, свою потребность,
и если товар поставщика отвечает требованиям заказчика, то здесь нам
ничего не сделать.
Илья Азовский:
— Именно с таким названием?
Ирина Короткова:
— Нет, именно с такими
характеристиками. Например, у одного международного наименования может
быть десять торговых наименований, у каждого производителя свое,
и у каждого немного разные характеристики, разный состав, могут быть
разные добавки, где-то могут быть разные ограничения, например, для беременных,
для больных сахарным диабетом.
А может быть и более мягкое ограничение: «возможно
применение». Но заказчик не хочет отвечать за возможные
последствия, которые могут возникнуть при лечении пациентов, поэтому он закупает
конкретные лекарственные средства. Он хочет чётких определений, например
отсутствие ограничений в применении при беременности. А таких
производителей, дающих четкие рекомендации, довольно мало, в основном они
предпочитают обтекаемые формулировки.
Илья Азовский:
— Но конкурсы выигрывают одни
и те же!
Ирина Короткова:
— Вот как проходит процесс.
Объявляется конкурс на услуги по поставке лекарственных средств для
лечебных учреждений и прописываются конкретные условия.
И аргументы заказчика очень трудно опровергнуть, потому
что ему надо, чтобы данную закупку осуществлял один поставщик, чтобы этот
поставщик контролировал расход лекарств в больницах, что поставить
дополнительно, надо вести электронный финансовый и лекарственный
мониторинг. Чтобы заказчик всем этим не занимался, только принял
услуги и все.
Чтобы право собственности на медицинские препараты
и изделия, в том числе одноразового использования, те же
подгузники, оставалось за поставщиком. И свою потребность
в такой услуге заказчик будет отстаивать в суде. И суд встанет
на его сторону.
Года четыре назад ФАС России, (центральный аппарат),
пытался аннулировать подобную закупку, Министерство здравоохранения пошло
в суд и выиграло дело. Это комплексная услуга по поставке
медицинским учреждениям лекарственных средств — потребность заказчика, она
ему очень выгодна. Экономятся трудовые, временные ресурсы, а вот
финансовые — другой вопрос.
Какая цена есть, такая и остается. Есть, конечно,
и недовольные тем фактом, что «Фармация» является постоянным победителем.
Илья Азовский:
— А кто это?
Ирина Короткова:
— Я сейчас не готова
ответить на этот вопрос. Это больше на уровне мнений: «Да, мы
недовольны тем, как исполняются контракты, потому что в данный момент нам
нужно другое лекарственное средство, а закупленное по контракту лежит
невостребованное». Но закупка сделана, количество определено, поставщик,
в данном случае «Фармация», говорит: вы просили — берите.
В этом деле очень много нюансов, и мы только своими
силами не можем справиться. Есть примеры, когда регионы, по-моему,
Мурманская область, уходят от таких контрактов. У нас министерство
здравоохранения считает, что это наилучший вариант для обеспечения больниц
медицинскими средствами и лекарствами.
Денис Бугаев:
— Пример: медицинские перчатки.
Заказчик обосновывает, почему нужны, например, с запахом лаванды или
земляники. И он это обосновывает, и мы в суде не сможем это
опровергнуть.
Ирина Короткова:
— Ну, скорее всего,
не перчатки, а мыло, которое они закупают, чтобы хирурги мыли руки.
Потребность собирается у всех врачей, и они говорят, что привыкли
к какому-то определенному сорту мыла. И именно такое мыло покупается.
То же самое и с перчатками: есть внутренняя обсыпка или нет.
И иногда обсыпка вызывает раздражение рук. Поэтому они
хотят определённый вид перчаток, которые выпускает один производитель, допустим
в Германии. Естественно, возникают жалобы. Но! Если только один
производитель и его перчатки нужны заказчику, то, пожалуйста, обращайтесь
к этому единственному поставщику в Германии, закупайте и несите
заказчику. Возможность такая есть, ограничений нет. Но жалоб подобных
много.
Илья Азовский:
— Так как же насчет запаха
у перчаток?
Ирина Короткова:
— Ну, есть, например, такая
потребность у какого-либо главного врача. Гурман такой.
Илья Азовский:
— То есть: необходимость чего угодно
можно обосновать, а если обоснование есть, его очень трудно опровергнуть.
Ирина Короткова:
— Прецедент был, больше мы
в это не ввязываемся.
Илья Азовский:
— Ну, один раз проиграли, почему
не попробовать еще?
Ирина Короткова:
— Прежде чем ввязываться, надо всесторонне изучить вопрос. Заказчик тоже смотрит на судебные решения, если прецедент был, можно ссылаться на судебные решения.
Подробное журналистское расследование о положении дел в архангельском здравоохранении читайте в ближайшем выпуске еженедельника «Для умных людей ПравДа Северо-Запада».
Издание выходит каждую среду и распространяется во всех киосках «Роспечати» и «Союзпечати», а также по подписке на «Почте России».