Напомним, что данный закон был принят в 2009 году в том числе и по инициативе представителей лесопромышленного комплекса региона. Он был направлен на создание системы учета и контроля в сфере оборота древесины. Во многом благодаря этому нормативному акту многие малые лесопильные производства, работающие нелегально, либо прекратили свою деятельность, либо легализовались. В некоторых проблемных муниципальных районах Архангельской области значительно сократилось количество незаконных рубок лесных насаждений. На всей территории региона сократилось количество случаев, когда по дорогам общего пользования на автотранспортных средствах перевозилась древесина без правоустанавливающих документов. Анализ данных за 2011 и 2012 годы показал снижение случаев незаконной заготовки древесины по сравнению с 2009 и 2010 годами более чем в два раза.
В июне этого года областным Собранием пятого созыва в первом чтении был принят ряд дополнений и изменений в действующий закон, направленных на совершенствование системы учета и контроля оборота древесины. В частности предусматривается предоставление всеми участниками оборота древесины, в том числе субъектами среднего и малого предпринимательства, декларации установленной формы о принятой, переработанной и отгруженной древесине. Эти сведения, как предлагается, будут составлять основу автоматизированной информационной системы оборота древесины Архангельской области и позволят правоохранительным и контролирующим органам оказывать реальное и существенное противодействие поступлению на внутренний и внешний рынки древесины неизвестного происхождения и ее обороту.
Однако предлагаемые новации вызвали ряд критических замечаний со стороны бизнес-сообщества. Поэтому накануне второго чтения законопроекта профильный комитет областного Собрания предложил всем заинтересованным сторонам обсудить возможные поправки к документу.
– Если Правительство считает, что настало время декларировать заготовленные объемы, то бизнес к этому готов. Вопрос – как это сделать, – говорит заместитель председателя комитета Анатолий Трусов. – Сейчас предлагается ежемесячное заполнение декларации. Но сама форма декларации, на взгляд нашего комитета, все же не доработана. Поэтому мы и собрали «круглый стол», чтобы обсудить с бизнесом, как реализовать закона, чтобы и профильному министерству была понятна получаемая информация, и чтобы бизнес понимал, что и как, в какие сроки предоставлять, как правильно заполнять документы.
Как выяснилось в ходе обсуждения, лесопромышленники поддерживают борьбу с теневым оборотом лесных ресурсов, но при этом их смущает возможная бюрократизация процедуры декларирования, увеличение количества необходимых формальностей. Звучали предложения о ведении отчетности в электронной форме, об изменении самой формы декларации, о необходимости тестирования создаваемого банка данных. Было также предложено отложить срок вступления в силу рассматриваемого законопроекта, чтобы дать бизнесу время на подготовку к работе в новых условиях.
– Все прозвучавшие предложения заслуживают самого пристального внимания, – подвел итоги обсуждения председатель комитета Александр Дятлов. – Для нас важно, чтобы, с одной стороны, закон не был формальностью, чтобы он был удобен в правоприменительной практике, а с другой – помог отрасли выйти из кризиса. Думаю, в ближайшие дни мы вновь соберемся, чтобы облечь идеи уже в форму поправок к законопроекту, который может быть рассмотрен в рамках ноябрьской сессии.