И смущает во всей этой истории не сам факт повышения цены до 25 рублей. В Санкт-Петербурге цена подскочила аж на десятку, поднявшись с 35 рублей до 45.
Смущает тот факт, что повышение прошло тихо, мирно: без возмущения правительства области, общественности, диванных аналитиков, блогеров.
Почему смущает? Потому что в Архангельске ассоциация автотранспортников вышла с таким же предложением: повысить стоимость проезда в общественном транспорте до 25 рублей. И что произошло? Сначала организованной толпой возбудились блогеры, как по мановению волшебной палочки появились общественные движения, а в ответ на организованное народное возмущение глава правительства области заявил: дескать, да, неправомочное повышение…
В международных отношениях есть такой термин, как двойные стандарты. И здесь яркий тому пример. Агентство послушно, молча, без лишней шумихи повысило тариф для северодвинских перевозчиков, а для архангельских нет.
Чем отличается Северодвинск от Архангельска в этом плане не очень понятно. Точнее, совсем непонятно. Раскладки по себестоимости получаются практически одинаковыми. И вот когда такие двойные стандарты возникают, даже люди, далёкий от всяческих теорий заговора, начинают искать подоплёку.
А подоплёка тут оказывается есть. Причём финансовая. Как тут не заподозрить общественников в финансовой ангажированности, а правительство в банальной коррупции?
Суть в следующем. В 2018 году, как многие, наверняка знают, в России будет проходить Чемпионат мира по футболу. В Калининграде (город для архангелогородцев едва ли не родной в силу кадровых новелл в правительстве области), также пройдут несколько матчей, и чтобы не упасть в грязь лицом перед мировой общественностью для города закупили новые современные автобусы, выделив на это дело миллиард рублей.
Понятно, что этим миллиардом, выделенным из федерального бюджета, распоряжаться будут не ИПэшники и ОООшки, а специально созданное ФГУП (Федеральное государственное унитарное предприятие, — прим.ред.), потому что деньги федеральные.
Соответственно, все частники, ИПэшки и ОООшки со своими пусть и современными, но уже бэушными автобусами будут вытеснены с авторынка Калининграда. Однако они не могут уйти в никуда. И вот тут начинается самое интересное.
Часть из них планирует перевести свой бизнес в Архангельск через Северодвинск. Казалось бы, невероятная история, но имеет фактическое подтверждение: из 4 перевозчиков Северодвинска двое, не исключено, что аффилированы с Калининградом или Санкт-Петербургом.
И пусть никого не смущает сложная логистика: ведь автобусы из Калининграда ещё надо доставить. Они, конечно, одряхлеют по пути, но это не проблема. Скандально известные АПАПовские автобусы проданы в Тюмень и уже успешно туда отконвоированы.
Калининградские большие автобусы (их ещё называют крокодилы) возможно и вытеснят маленькие архангельские ПАЗики. К чему это приведёт: сейчас в сфере перевозки на ПАЗиках трудиться примерно три с половиной тысяч человек. Все ИПэшники и ОООшки имеют архангельскую прописку. И один большой автобус-крокодил заменяет три ПАЗика.
Соответственно, если замена будет осуществлена успешно, количество занятых в этой сфере уменьшится на 2/3. То есть, порядка двух тысяч человек будут выкинуты на улицу.
В нынешних экономических условиях это можно воспринимать, как экономическую диверсию и автором этой идеи следовало бы отправить вслед за Улюкаевым.
К тому же, фирмы, имеющие калининградскую прописку, НДС будут платить соответственно в Калининграде. Если вообще будут что-то платить…
Таким образом пролобированный правительством области беспредел, обескровит и без того хилый городской и региональный бюджет.
Как же будет осуществляться заход на архангельский рынок? Всё просто: сейчас у всех ИПэшников и ОООшек, кому принадлежат ПАЗики, есть договор до 2020 года. Но в этом договоре есть существенный пункт, оговаривающий изменения транспортной логистики и конфигурации маршрутов.
Для того, чтобы признать договор ничтожным и провести новую транспортную схему, правительство области из нищего городского бюджета уже выделило 6,8 миллионов рублей на проведение дорожного консалтинга. И это ещё одно экономическое преступление в нынешних условиях.
Вспомним, что на предоставлении жилья сиротам правительство сэкономило 20 миллионов рублей, то есть 20-25 сирот останутся без положенных им квартир.
А здесь — раз — и шесть миллионов, как с плеча — в питерскую частную структуру. То есть налоги, опять же, будут платиться в Санкт-Петербурге.
Если раньше все автодорожные консалтинги проводил местный САФУ, хорошо или плохо, но деньги оставались здесь и налоги платились здесь же.
Вот и вся экономическая подоплёка того, почему общественность молча взглотнула по поводу повышения тарифов в Северодвинске, и правительство области также нисколько не возмутилось, мол, необоснованно…
На Западе это бы назвали лоббированием. Калининградское лобби в правительстве области пролоббировало тамошних бизнесменов в ущерб местным.
Но Россия и особенно Архангельская область не Запад. У нас лоббирование происходит коррупционным способом. И это сложное слово заменено по сути простым и понятным народу — взяточничество.
Так рождаются экономически необоснованные и просто вредные новеллы.
А однажды утром мы включаем телевизор и слышим, что очередной министр-экономист вроде Улюкаева или доморощенного Бусина попался с котлетой денег.